Выступление «Групповые формы работы как залог успешного обучения»

0
0
Материал опубликован 15 January 2017

Попова В.Н.

учитель начальных классов

МБОУ «Кишертская СОШ»

январь 2016 г.

Групповые формы работы как залог успешного обучения.

В последнее десятилетие многое изменилось в образовании. Мне кажется, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»

В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод системы развивающего обучения. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Я работаю по программе «Школа России». Метод групповой работы применяю на уроках и во время проведения внеклассных мероприятий. Использую его не очень часто, но регулярно. Более активно начала использовать этот методический приём во 2 классе. Пробовала применять его в 1 классе, но не достигла желаемых результатов. Первоклассники ещё не готовы самостоятельно выполнять многие задания. Мешают низкий уровень техники чтения, развития речи, а главное отсутствие опыта продуктивного общения.

Поэтому начальным этапом к реализации технологии работы в группах является работа в парах, которую начинаю с первых дней обучения в начальной школе. Дети учатся работать в парах «учитель-ученик». Знакомятся с правилами общения. В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Работу в парах можно организовать на любом виде и этапе урока. Использую парную работу при взаимопроверке классных самостоятельных работ, при повторении правил. Много заданий и упражнений для работы в паре, в группах предлагается в учебном комплекте «Школа России». Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарищей. А это способствует прочному усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки. При освоении работы в парах на должном уровне, начинаю использовать работу в парах сменного состава. Особенно эффективно использовать данный вид при обобщении изученного материала.
Постепенно переходим к работе в группах. При организации групп использовала разные приёмы: по желанию, «случайным образом», по выбору лидера, по выбору педагога. Чаще всего применяю прием по выбору педагога, организуя группы так, чтобы в каждой группе был лидер, равные интеллектуальные способности детей в группах, дружеские отношения.

В 1 классе совместно с детьми разработали памятку работы в группах, которая лежит на столах вовремя работы, продолжаем использовать ее во 2 классе.

Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.

Возможны следующие ролевые функции, которые я использую: секретарь, докладчик, организатор, чтец , контролер. Роли в группе, особенно в 1 классе распределяла сама, во 2 классе – дети пробуют самостоятельно. Но контролирую, чтобы ученик имел возможность каждый раз выбирать разные роли.

Так же считаю важным необходимо правильно подобрать задания для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

2.Задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

3. Содержание работы должно быть интересно детям.

4. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

5. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Приведу некоторые примеры групповой работы, используемых мною на уроках. «Классная перестрелка» - ребята обмениваются тетрадками и проверяют письменное задание в парах. «Блиц опрос»- группы задают вопросы друг другу по изученной теме. «Часики» - ученики по очереди по часовой стрелке высказывают свое мнение по изученной теме. «Ловушка»- предлагаю несколько заданий, одно из которых выполнить не получается. Это нацеливает ребят на изучение материала. «Я - мы - все» - каждый ученик получает задание и работает самостоятельно. Затем обсуждают полученные результаты в парах. В конце свои материалы обсуждают в группе.

Обсуждения, исследования в группах обучающиеся проводят совместно, а выступать от имени группы может один человек или несколько.

В тех случаях, когда сами задания или отчёты являются устными, помогаю ученикам правильно построить свою речь. В зависимости от предполагаемой формы ответа либо выдаю им сопроводительную памятку с перечислением вступительных фраз.

Заключительный этап групповой работы – рефлексия и оценивание. Учу детей пока в устной форме высказывать свое мнение о работе своих одноклассников в группе, называть наиболее активных. Ученики пытаются высказать, что получилось, что не удалось.

При оценке работы группы подчёркиваю не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, трудолюбие, вежливость. Стремлюсь прокомментировать не только количество и качество выполненного, но и обсудить с ребятами уровень их коммуникабельности, успешность совместных усилий, умение действовать сообща.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Считаю, что групповая форма работы имеет ряд достоинств. Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться не успешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения, а это и является залогом успешного обучения школьников.

 

Использованные источники:

1.Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках. Журнал Начальная школа №1, 2008 г

2. Организация групповой работы на уроке через применение интерактивных технологий (http://psh.tom.ru/index.php/component/]

3.Современный урок: традиции и новации. Технологии успешного обучения Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Б.Шоу презентация http://www.myshared.ru/slide/395259/

4. Технология организации групповой работы» (http://fullref.ru/job)


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации