12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Леонтьева Лидия Геннадьевна188
Россия, Ханты-Мансийский АО, Каменное
5

Внеклассное мероприятие с обучающимися и родителями «Чтение как залог успешного написания итогового сочинения»

Внеклассное мероприятие с обучающимися и родителями

«Чтение как залог успешного написания итогового сочинения»

Леонтьева Лидия Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Каменная СОШ»

 

Пояснительная записка

Итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, с одной стороны, нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию, с другой стороны, содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

О тематических направлениях итогового сочинения мы узнаём в сентябре, поэтому на подготовку остаётся всего три месяца. Темы направлений формулируются очень широко, следовательно, обучающимся 11 класса нужно повторить большой объём материала, а времени для этого очень мало, поэтому готовиться к написанию итогового сочинению нужно уже в 10 классе.

Невозможно написать хорошее сочинение без умения анализировать литературное произведение, умения аргументированно излагать собственную точку зрения. Однако такими умениями может обладать лишь читающие дети. Являются ли таковыми наши выпускники?

Не секрет, что формирование грамотного читателя на сегодня является проблемой, решать которую предстоит и педагогам, и родителям, роль которых в период подготовки обучающихся к написанию итогового сочинения немаловажна. Именно родитель является примером грамотного читателя для своего ребёнка, именно семейное чтение играет важную роль в воспитании читающих людей и в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.

Итогового сочинения – очень серьёзное испытание для выпускника. Чтобы помочь своему ребёнку пройти это испытание достойно, родители должны участвовать в образовательном процессе.

Мною разработаны мероприятия для обучающихся и родителей, которые нацелены на мотивацию обучающихся и родителей на подготовку к написанию итогового сочинения.

На занятии, конспект которого представлен ниже, родителям предоставляется возможность познакомиться с одной из форм подготовки к написанию итогового сочинения – анализ художественного произведения в рамках семейного чтения.

 

Основная часть

Конспект внеклассного мероприятия «Чтение как залог успешного написания итогового сочинения»

Форма проведения (нетрадиционная): «Час сотрудничества».

Участники: учитель, учащиеся 10 класса, родители.

Цель: мотивация обучающихся и родителей на подготовку к написанию итогового сочинения через анализ рассказа Исаака Эмильевича Бабеля «Переход через Збруч».

Задачи:

- заинтересовать родителей в подготовке обучающихся к написанию итогового сочинения, познакомив их с одной из форм подготовки к написанию итогового сочинения – анализ художественного произведения в рамках семейного чтения.

- формировать грамотного читателя через поддержание (возрождение) традиции семейного чтения;

- воспитывать гуманизм, неприятие войны, обесценивающей жизнь и ожесточающей человека.

Технологии: технология проблемного диалога, технология развития критического мышления.

Предварительная работа: Работа родителей и обучающихся с предложенным произведением (чтение, выполнение заданий), беседы, консультации с обучающимися и родителями.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к занятию, рассказ И. Бабеля «Переход через Збруч», распечатанный на принтере для каждого участника, рабочие листы, карточки с вопросами и заданиями для обучающихся и родителей, карточки с высказываниями известных писателей о чтении, с пословицами на ту же тему, памятки для обучающихся и родителей.

Ход мероприятия.

1.Организационный этап

- Здравствуйте, уважаемые десятиклассники и родители! Рада вас приветствовать на очередной нашей встрече, которая пройдёт в нетрадиционной форме - «Час сотрудничества». Уважаемые родители, время быстротечно. Закончится учебный год, а в сентябре наши дети придут в школу уже в качестве выпускников. И первое испытание им предстоит пройти уже в декабре. Это будет, как вы уже знаете, итоговое сочинение, являющееся допуском к ЕГЭ, которое оценивается по пяти критериям один из которых - привлечение литературного материала.

2. Мотивационный этап

- Уважаемые участники «Часа сотрудничества», чтобы сформулировать тему нашего занятия, я предлагаю вам разделиться на две группы (группа родителей и группа обучающихся), напротив каждого из вас лежат карточки (приложение 6), предлагаю перевернуть их, прочитать то, что на них написано, определить тему, которая объединяет высказывания.

(идёт работа в группах)

Звучат ответы родителей и обучающихся. И те, и другие правильно определяют тему высказываний и пословиц «Чтение».

- А как вы думаете, способен ли написать хорошее сочинение человек, не читающий книг?

Звучат ответы обучающихся и родителей:

- Вряд ли возможно написать сочинение, не зная содержания литературного произведения.

- Без читательского опыта невозможно аргументировать свою точку зрения на какую-либо нравственную проблему.

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего круглого стола.

Звучат варианты темы: «Чтение поможет написать сочинение», «Без чтения не напишешь итогового сочинения»

- Молодцы! Давайте посмотрим, насколько близки ваши формулировки теме, которую сформулировала я (слайд 1) «Чтение как залог успешного написания итогового сочинения».

- Я выбрала эту тему не случайно. С 2014 года я являюсь экспертом по проверке итоговых сочинений и знаю, насколько трудно обучающемуся, не имеющему достаточного читательского опыта, с первого раза получить «зачёт» за итоговое сочинение. Обучающиеся, неоднократно получившие «незачёт» по итоговому сочинению, к сдаче единого государственного экзамена не допускаются. Уже сегодня нужно понять, насколько важным является чтение художественной литературы.

- Мне бы хотелось узнать, а у вас практикуется семейное чтение?

Звучат ответы обучающихся и родителей.

Родители:

- К сожалению, нехватка времени самой не позволяет много читать, однако дети читают и обсуждают произведения с папой.

- Читаю сам и стараюсь привить любовь к чтению сыну.

- Все наши старшие дети выросли читающими, закончили вузы, читает и младший сын.

Обучающиеся:

- Мы часто обсуждаем с папой художественную литературу.

- У моих родителей сейчас нет времени на книги, хотя, когда я был маленький, мы часто читали вслух всей семьёй.

- Мой папа оживляется, когда я читаю то, что ему знакомо. Удивляюсь его памяти: помнит всех героев, их имена и прозвища.

- Уважаемые родители, я предполагала, что чтение всё-таки практикуется в ваших семьях, так как наш десятый класс – самый читающий класс не только в нашей школе, но и районе. Команда десятиклассников неделю назад участвовала в районной интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» и в первом туре (литературном) заняла первое место. Надеюсь, что интерес к чтению у ребят после этой победы только возрастёт, ну а задача взрослых – этот интерес поддержать.

Сегодня вы, уважаемые родители, в рамках «Часа сотрудничества» имеете возможность вместе с вашими детьми получить опыт совместного анализа художественного произведения, который вы сможете применять в рамках семейного чтения.

3. Этап первичной проверки понимания художественного произведения

Итак, за неделю до нашей встречи вам было предложено прочитать небольшое по объёму произведение, рассказ Исаака Эмильевича Бабеля «Переход через Збруч» из цикла «Конармия» (приложение 1) (слайд 2). Также заранее вы получили карточки с вопросами и заданиями (приложения 4, 5), причём вопросы и задания для обучающихся отличаются от тех, что получили родители. Думаю, будет очень интересно узнать впечатления представителей двух поколений на произведение, рассказывающее о событиях столетней давности.

(Приложения 4, 5)

Вопросы для обучающихся

Вопросы для родителей

1. Определите тему рассказа.

1.О чём этот рассказ?

2. Определите идею рассказа.

2. Ради чего автор рассказывает всё это?

3.Какие средства художественной выразительности помогли нам раскрыть идею произведения?

3.Помогает ли сам язык произведения понять авторский замысел?

4.Что ещё вы поняли для себя, прочитав этот рассказ?

4.Какие произведения о гражданской войне вы изучали в школе? Чем рассказ Бабеля отличается от них?

5.Для чего мы сегодня читаем рассказы Бабеля? Ведь всё это было так давно, почти сто лет назад?

5.Какие события, происходящие в мире, на ваш взгляд, подтверждают актуальность рассказа Бабеля?

6.К каким из предложенных направлений можно построить аргументацию с опорой на рассказ Бабеля «Переход через Збруч»:

1. Любовь и ненависть

2. Жестокость и милосердие

3. Верность и предательство

4. Классовость и религиозность

5. Сила и бессилие

6.Помогло ли вам произведение Бабеля увидеть гражданскую войну другими глазами?

7.Какие моменты рассказа вы бы прежде всего хотели обсудить с родителями и почему?

7.Какие моменты рассказа вы бы прежде всего хотели обсудить с детьми и почему?

 

Звучат ответы обучающихся и родителей (примеры ответов)

Ответы обучающихся

Ответы родителей

1. Военных действий в рассказе нет. Армия входит в город, в котором недавно были поляки (польская интервенция 1920 год). Скорее, это передышка между боями.

1.Речь идёт о событиях гражданской войны. Об этом говорят реалии того времени: комбриг, начдив, речь идёт о конной армии

2. Неприятие войны

2. Бабель показал, что от войны страдают все: и те, кто воюет (становятся жестокими, убивают не только врагов, но и друг друга (нелепый, но вещий сон героя), и мирные жители (евреи).

3.Средств художественной выразительности, помогающих нам раскрыть идею произведения, очень много: это метафоры, эпитеты, сравнения (приводят примеры из текста)

3.Вопрос для родителей сложный (обратили внимание лишь на то, что автор описал евреев так, что они представляются абсолютно беззащитными).

4.Нельзя допускать, чтобы войны повторялись.

4.М. Шолохов «Нахалёнок», «Донские рассказы», А. Фадеев «Разгром». Гражданская война в этих произведениях показана как один из этапов в борьбе за «светлое будущее». Эти «высокие» цели оправдывали страшные жертвы, которые были принесены нашей страной. А Бабель показал бесчеловечную сущность войны.

5.Для чего мы сегодня читаем рассказы Бабеля? Ведь всё это было так давно, почти сто лет назад?

5.В современном мире идут войны. Каждый день СМИ освещают события из «горячих точек»: Украина, Донбасс, Сирия, где людей убивают, калечат, где страдают мирные жители.

6.

1. Любовь и ненависть - любовь родительская (отец и дочь) и ненависть классовая (герой-красноармеец)

2. Жестокость и милосердие (ожесточённые войной люди и мирные евреи)

3. Классовость и религиозность (красноармейцы и евреи (иудеи)

4. Сила и бессилие (военные и мирные жители)

6. Мы учились в советское время. На уроках литературы изучались произведения соцреализма. Герои-красноармейцы были для нас примером. А сейчас я понимаю, что Павка Корчагин, герой романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь», ради несбыточной мечты перешагнул даже через любовь. Слишком много достойных людей погибло ради «светлого будущего», которое так и не наступило.

7.Сон рассказчика, который окажется вещим (репрессии, убийства

7.Монолог женщины об отце, которого убивали, а он думал о своей беременной дочери, не хотел, чтобы она видела его смерть.

 

- Уважаемы родители, на какой вопрос вам было сложнее всего отвечать?

Ответы родителей.

- Третий вопрос «Помогает ли сам язык произведения понять авторский замысел?»

- У вас вызвало затруднение определение языковых средств. Предлагаю вам объединиться в пары с вашими детьми и совместно поработать с текстом рассказа, думаю, это поможет вам дать ответ на вопрос, вызвавший у вас затруднение. (приложение № 3 Рабочий лист)

4. Практическая часть (анализ художественного произведения, который можно использовать в процессе семейного чтения)

Работа в парах (обучающийся – родитель). Родителям предлагаю в каждом абзаце подчёркивать слова (словосочетания), помогающие раскрыть авторский замысел. Обучающимся предлагаю определить, какими языковыми средствами эти слова (словосочетания) являются. Затем желающая пара представляет анализ одного-двух абзацев, остальные – дополняют (результаты анализа абзацев проверяем при помощи слайдов презентации).

Начдив шесть донес о том, что Новоград-Волынск взят сегодня на рассвете. Штаб выступил из Крапивно, и наш обоз шумливым арьергардом растянулся по шоссе, по неувядаемому шоссе, идущему от Бреста до Варшавы и построенному на мужичьих костях Николаем первым.

1 абзац – Как называется часть рассказа, в которой говорится о том, что и где происходит. Экспозиция – (слайд 3)

Арьергард (лексическое значение) – (слайд 4)

Шумливый арьергард – это ирония.

Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи, девственная гречиха встает на горизонте, как стена дальнего монастыря. Тихая Волынь изгибается, Волынь уходит от нас в жемчужный туман березовых рощ, она вползает в цветистые пригорки и ослабевшими руками путается в зарослях хмеля. Оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова, нежный свет загорается в ущельях туч, штандарты заката веют над нашими головами. Запах вчерашней крови и убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу. Почерневший Збруч шумит и закручивает пенистые узлы своих порогов. Мосты разрушены, и мы переезжаем реку вброд. Величавая луна лежит на волнах. Лошади по спину уходят в воду, звучные потоки сочатся между сотнями лошадиных ног. Кто-то тонет и звонко порочит богородицу. Река усеяна черными квадратами телег, она полна гула, свиста и песен, гремящих поверх лунных змей и сияющих ям.

2 абзац -

При помощи каких языковых средств изображается противостояние человека и природы? (слайд 5, 6)

В природе царит гармония до тех пор, пока человек не вмешивается.

Герой-рассказчик – поэтизирует окружающую действительность, однако ожесточённость войной делает его сравнения жуткими: «солнце, как отрубленная голова», например.


 

 

Поздней ночью приезжаем мы в Новоград. Я нахожу беременную женщину на отведенной мне квартире и двух рыжих евреев с тонкими шеями; третий спит уже, укрывшись с головой и приткнувшись к стене. Я нахожу развороченные шкафы в отведенной мне комнате, обрывки женских шуб на полу, человеческий кал и черепки сокровенной посуды, употребляющейся у евреев раз в году — на пасху.

3 абзац -

Почему герой, увидев всё это, не посочувствовал евреям?

Для него это обыденно.

— Уберите, — говорю я женщине. — Как вы грязно живете, хозяева…

4 абзац – Как характеризуют героя его слова?

Герой привык к таким картинам, а для евреев это трагедия.

Два еврея снимаются с места. Они прыгают на войлочных подошвах и убирают обломки с полу, они прыгают в безмолвии, по-обезьяньи, как японцы в цирке, их шеи пухнут и вертятся. Они кладут мне распоротую перину, и я ложусь к стенке, рядом с третьим, заснувшим евреем. Пугливая нищета смыкается тотчас над моим ложем.

5 абзац - А как Бабель описывает реакцию на его слова?

Евреи беззащитны.

- В следующей фразе своеобразная метафора

Что помогают понять о герое эти слова? Пугливая нищета смыкается над моим ложем.

Герой – натура поэтическая, но он ожесточён войной.

Все убито тишиной, и только луна, обхватив синими руками свою круглую, блещущую, беспечную голову, бродяжит под окном.

6 абзац Всё убито тишиной

Как характеризуют героя эти метафоры?

обхватив руками… голову, бродяжит за окном

Я разминаю затекшие ноги, я лежу на распоротой перине и засыпаю. Начдив шесть снится мне. Он гонится на тяжелом жеребце за комбригом и всаживает ему две пули в глаза. Пули пробивают голову комбрига, и оба глаза его падают наземь. «Зачем ты поворотил бригаду?» — кричит раненому Савицкий, начдив шесть, — и тут я просыпаюсь, потому что беременная женщина шарит пальцами по моему лицу.

7 абзац Попробуйте истолковать нелепый сон героя.

Вещий сон: бывшие единомышленники уничтожают друг друга.

- Что заставило героя проснуться?

Женщина, возможно, гладила героя по лицу, жалея.

— Пане, — говорит она мне, — вы кричите со сна и вы бросаетесь. Я постелю вам в другом углу, потому что вы толкаете моего папашу…

8 абзац – О чём говорит беременная женщина?

О мёртвом отце, как о живом.

Она поднимает с полу худые ноги и круглый живот и снимает одеяло с заснувшего человека. Мертвый старик лежит там, закинувшись навзничь. Глотка его вырвана, лицо разрублено пополам, синяя кровь лежит в его бороде, как кусок свинца.

9 абзац

- Почему герой не мог почувствовать, что рядом убитый?

- Ожесточён войной, привык к смерти, крови.

— Пане, — говорит еврейка и встряхивает перину, — поляки резали его, и он молился им: убейте меня на черном дворе, чтобы моя дочь не видела, как я умру. Но они сделали так, как им было удобнее, — он кончался в этой комнате и думал обо мне. И теперь я хочу знать, — сказала вдруг женщина с ужасной силой, — я хочу знать, где еще на всей земле вы найдете такого отца, как мой отец… Новоград-Волынск, июль 1920 г.

10 абзац

О чём заставляет задуматься монолог несчастной дочери, потерявшей любящего отца?


 

- Любовь сильнее смерти. Только любовь способна победить жестокость и зло.

 

 

Обучающиеся и родители работают в парах, делают записи в рабочих листах, выполняют задания и отвечают на вопросы к каждому абзацу, комментируют свои ответы. Ответы сопровождаются слайдами презентации (4 - 9), (дополняю комментарии участников лишь в том случае, если какие-то значимые детали остались никем не разобранными. (Приложение № 2 Рабочий лист для учителя).

Анализируя абзац за абзацем, обучающиеся и родители делают вывод, что автор не говорит напрямую, что война должна вызывать отвращение, понять это помогает сам язык произведения. Огромную роль в раскрытии идеи играют языковые средства выразительности.

5. Этап подведения итогов

- Актуален ли рассказ Бабеля?

Отвечают и обучающиеся, и родители. Важно, что представители двух поколений сходятся во мнении.

- Актуальность рассказа очевидна. Мы живём в далеко не совершенном мире, где много войн, жестокости и насилия. Важно понять, что война ожесточает всех, люди, соприкасаясь с войной, становятся равнодушными, чёрствыми. Война ожесточает даже самых поэтичных людей, таких, как герой рассказа. Страшно, когда война и смерть становятся привычными. Спасти мир от жестокости способна только любовь, побеждающая даже смерть.

- По каким направлениям можно построить аргументацию с опорой на рассказ Бабеля «Переход через Збруч»?

Обучающиеся называют направления и приводят аргументы (пример ответа):

- «Жестокость и милосердие» - убийство поляками старика-еврея, который, умирая, был милосерден к своей дочери и будущему внуку, поэтому просил поляков избавить дочь от страшного «зрелища».

6. Рефлексия (слайд 10).

- На слайде вы видите недописанные предложения. Предлагаю каждому участнику «Часа сотрудничества» высказать своё впечатление от сегодняшней встречи, продолжив незаконченные предложения.

- Сегодня я узнал, что… (Некоторые ответы: …анализ рассказа – это интересно; …моя мама знает, что такое метафора…)

- Сегодняшняя встреча заставила меня задуматься…(…что невозможно написать сочинение, не читая книг)

- Анализируя рассказ, я вспомнил…. (…советскую литературу о гражданской войне).

- Рассказ Бабеля заставил меня другими глазами посмотреть на…(…современный мир, в котором тоже идут войны).

- Дома мы обязательно…(…попробуем анализировать прочитанное).

- (слайд 11) Я тоже хочу закончить предложение которое начинается так: «Я хочу всех… поблагодарить за сотрудничество, за плодотворную работу. Ваша активная работа позволяет сделать вывод, что это занятие было полезным и для детей, и для родителей. Каждому из вас я вручаю памятки (Приложение № 7), которые помогут вам работать с произведениями в рамках семейного чтения, и буду рада всех вас видеть на следующем мероприятии. Обещаю, что оно будет таким же ярким и полезным! Спасибо! До новых встреч!

 

Список источников

1. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. Автор Мельникова Е.Л. – Москва, «Баласс», 2006.

Ссылка на сайты, с которых взяты высказывания и пословицы (приложение № 6)

http://constructorus.ru/aforizmy/tsitaty-i-aforizmy-o-chtenii.html

http://pro-poslovicy.ru/poslovicy-pro-knigi-i-chtenie/

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.