Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Математический калейдоскоп»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа пос. Чапаевский
муниципального района Красноармейский Самарской области
Утверждаю
Директор ________/_________/
«_____»_______________2024 г.
М.П.
Программа дополнительного образования
по общеинтеллектуальному направлению
внеурочной деятельности детей 6 – 8 лет
«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Срок реализации: 2 года Автор программы:
Кижаева Лариса Владимировна
учитель начальных классов
Самарская область
Красноармейский район
пос. Чапаевский
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Актуальность
Цель программы
Задачи программы
Соответствие программы внеурочной деятельности основной общеобразовательной программе НОО
Связь с учебными предметами и преемственность
Особенности реализации программы
Формы и методы работы
Количество часов
Режим занятий
Формы занятий
Планируемые результаты
Требования к знаниям и умениям
Формирование УУД
Формы диагностики и контроля
Тематический план 1 класс
Тематический план 2 класс
Содержание программы 1 класс
Содержание программы 2 класс
Список использованных источников
Список литературы для учителя
Список литературы для учащихся
Методическое обеспечение программы
Приложение №1Образцы заданий
(справочное)
Приложение №2 Образцы тестовых материалов (справочное)
1 Пояснительная записка
Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения предусмотрена следующая цель образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее ключевую компетенцию - умение учиться. Такое развитие учащихся возможно при межпредметных и внутрипредметных связях, определённой логики учебного процесса. Математика в начальной школе является опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах. Процесс дополнительного изучения математики оказывает огромное воздействие как на развитие пространственного мышления учащихся начальных классов, так и на общее развитие личности: формирование мыслительных процессов: восприятия, воображения, памяти, внимания. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления и умением применять знания и результаты мышления в повседневной жизни. Российскому обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить и прогнозировать результаты своей деятельности, поэтому в современной школе наблюдается интенсификация учебного процесса, усложнение программ, рассчитанных на применение логического мышления и креативных способностей учащихся начальной школы.
1.1 Актуальность
В связи с этим данная программа дополнительного образования (осуществляемая в рамках внеурочной деятельности во второй половине дня) дополняет и расширяет математическое развитие младшего школьника, укрепляет активный интерес к предмету, углубляет математические знания и позволяет использовать их на практике. Программа направлена на развитие основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами. Интерес ребёнка, как нельзя лучше, помогает запоминать, повышает работоспособность. Данная программа предполагает создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческого потенциала, саморазвитие и самосовершенствование.
Целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения.
1.2 ЦЕЛЬ программы:
развитие математической грамотности, логического мышления и пространственного воображения младших школьников.
1.3 ЗАДАЧИ:
совершенствовать числовую грамотность, развивать математическую речь и способность к аргументации: умению строить логически обусловленную доказательную «цепочку» высказываний, связанных причинно-следственной связью;
содействовать умению самостоятельной организации познавательной деятельности и взаимодействию в парах и группах при выполнении различных учебных задач;
развивать математическую грамотность учащихся, формируя представление о математике как способе познания окружающего мира, умение использовать математические и геометрические знания в повседневных ситуациях;
развивать умения наблюдать и сравнивать; сопоставлять и анализировать; делать простейшие обобщения и интерпретировать их;
создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формирования стремления ребенка к размышлению и поиску;
формировать элементы самоопределения: ставить цель, принимать решения, разрабатывать план, исполнять его, оценивать результат;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности, развитию навыков черчения и конструирования;
1.4 Соответствие программы внеурочной деятельности основной общеобразовательной программе НОО
Содержание программы внеурочной деятельности кружка «Математический калейдоскоп» соответствует задачам основной образовательной программы начального общего образования, а именно, одной из приоритетных задач – задаче развития воображения младшего школьника и его функциональной грамотности. Воспитательная парадигма школы требует от педагога постоянного содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Данный курс максимально отвечает этим требованиям современной школы.
1.5 Связь с учебными предметами и преемственность курса.
Задания каждого раздела программы нацелены на математическое развитие личности в связи с различными учебными предметами. Основой курса внеурочной деятельности являются математика и геометрия. Грамматический материал русского языка используется часто в разнообразных логических цепочках, шифрованных заданиях. Текстовое содержание многих задач взято из курса «Окружающий мир» и часто расширяет естественнонаучные сведения учащихся. Теоретические занятия кружка предполагают работу учащихся с литературными произведениями русского народа, русских писателей, текстами энциклопедического характера. Программа кружка предполагает продолжение работы над развитием логического мышления и пространственного воображения детей в 3 -4-ых классах в курсе «Геометрический калейдоскоп».
1.6 Особенности реализации программы:
- Программа «Математический калейдоскоп» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 8 лет, построена по принципу усложнения изучаемого материала.
- Срок реализации программы – 2 года. (1 – 2-ой классы)
1.6.1 Курс включает 67 занятий:
1 занятие в неделю, 33 занятия за первый учебный год, 34 – во второй.
1.6.2 Режим занятий: 1 класс – 30 минут, 2 класс – 40 минут.
1.6.3 Формы занятий:
-по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, в парах; групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, конкурс, деловая игра, творческая работа;
по дидактической цели: лекционно-презентационные занятия, теоретико-исследовательские занятия, практические занятия, комбинированные формы занятий.
1.7 Программой предусмотрены следующие формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе внеурочной работы:
деятельностный,
поисковый,
эвристический,
исследовательский,
практический,
наглядный,
метод моделирования и конструирования,
метод создания игровых ситуаций,
метод проектов,
метод опережающего обучения,
метод микрооткрытий,
метод программированного обучения,
проблемное обучение,
разноуровневое обучение,
индивидуальное обучение,
обучение в сотрудничестве:
а) совместное обучение в малых группах,
б) обучение в командах на основе игры, турнира,
в) индивидуальное обучение в командах,
метод контроля и самоконтроля.
Во внеурочной работе кружка «Математический калейдоскоп» учащимися используются такие виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты, шифровки, таблицы;
- кроссворды, ребусы;
- логические задачи, вопросы;
-упражнения на распознавание и преобразование геометрических фигур,
- решение заданий повышенной трудности,
- решение задач различных видов и различными способами,
- оформление математических газет, «папки – копилки»
- математические олимпиады;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность, презентации;
-самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- конкурсы;
- деловые игры.
2 Планируемые результаты
2.1 В результате реализации программы учащиеся должны знать:
историю появления чисел;
свойства арифметических действий;
устные и письменные приёмы счёта;
математическую терминологию;
названия и характерные признаки геометрических фигур;
способы решения нетрадиционных заданий;
Учащиеся к концу второго года работы в кружке должны уметь:
достаточно точно выполнять вычислительные действия;
вычленять необходимые данные для решения задачи различного типа;
узнавать и чертить геометрические фигуры;
анализировать и решать различные логические задания;
осуществлять самостоятельный поиск решения учебных задач;
выделять наиболее верную гипотезу решения задач на смекалку в групповой работе и в паре;
ставить и реализовывать учебные цели;
Изменения в структурных компонентах личности:
повышение уровня интеллектуального развития учащихся;
формирование коммуникативной компетентности;
использование математики в повседневной жизни;
стремление к познанию и творчеству;
2.2 Формирование универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия учащихся, формируемые в работе кружка, способствуют саморазвитию и самосовершенствованию каждого ребёнка путём активного познания нового в математике. УУД означают, в широком смысле – умение учиться, а это существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний по математике, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых основ личности.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают:
личностное жизненное самоопределение ученика;
смыслообразование – установление учащимися связи между целью математической деятельности и её мотивом;
оценивание усваиваемого содержания по математике по нравственно-этическим критериям.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают:
целеполагание - постановку учебной задачи путём соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися по математике, и того, что ещё неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий решения задач;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным образцом;
коррекцию - изменения в плане и способе математического решения, если есть отличия с заданным образцом;
оценку результатов работы; осознание качества и уровня усвоения материала;
саморегуляцию как способность к волевому усилию и преодолению препятствий при решении заданий повышенной трудности.
Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные универсальные действия:
самостоятельное определение познавательной цели;
·поиск и выделение необходимой информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
·постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
·моделирование — преобразование объекта в модель с учётом пространственно-графической или знаково-символической характеристики объекта;
·анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;
·синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
·выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
·установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
·выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство, выведение следствий.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:
·планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов их взаимодействия при решении математических задач;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
·разрешение конфликтов — выявление проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
·управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
·умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
2.3 Формы диагностики и контроля:
Графические диктанты.
Практические работы.
Тестирование.
Самооценка и самоконтроль.
«Папка –копилка» собственных заданий.
Олимпиады.
Защита проектных и исследовательских работ:
«Математика и русское народное творчество» (2 класс)
«Математика в профессиях» (2 класс)
«Великие математики» (2 класс)
Итоговая диагностика.
3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№
|
Раздел, тема |
Часы (теория – Т, практика – П) |
Характеристика деятельности учащихся |
Форма проведе-ния |
|
1 1
2
3
4
5
|
Магия чисел 1.1История чисел. 1.2 «Сосчитай-ка. Угадай-ка.» 1.3Рассказы о числах. 1.4 Числовые «Сравнилки» 1.5 Праздник числа. |
5ч Т
П
Т
П
Т
|
- находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе; - соотносить искомую математическую информацию с различными предметными областями; -составлять на основе математической информации сценарий; - считать, сравнивать; |
лекция, сбор информа-ции, театра-лизованныйпразд-ник, презентация |
|
2
6
7
8
9
10
11
|
Думай, считай, отгадывай 2.1.История счёта. 2.2Математи-ческие цепочки. 2.3 «Воображай-ка». 2.4 Истинное и ложное. (Да-нет говорите.) 2.5 Числовые горизонтали с пустыми и заполненными клетками. 2.6 Копилка соб-ственных заданий. |
6ч
Т
П
П
П
П
П |
- искать информацию, соответствующую заданной теме; - сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный; - моделировать ситуации, иллюстрирующие ход выполнения арифметического действия; - прогнозировать результат вычисления; - составление своих заданий на основе образца; - оценка заданий одноклассников; |
презентация, вычис-литель-ныетренин-ги, игры, творчес-киепракти-кумы, демон-страция своих заданий
|
|
3 12
13
14
15
16
17
18
|
Задачи 3.1 Весёлые задачи. 3.2 Задачи в стихах. 3.3 Задачи-смекалки. 3.4 Задачи со сказочнымсодержанием. 3.5 Задачи с монетами. Играем в магазин. 3.6 «Измени вопрос». 3.7 Промежу-точная диагностика.
|
7ч Т
П
П
П
П
П
П
|
- знакомство с различными способами решения задачи; - выбор существенного и отсеивание несущественного в задаче; - искать и выбирать способ решения задачи; - моделировать изученные зависимости; - планировать решение задачи и пошагово действовать по заданному или самостоятельно составленному плану; - наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия; |
игры, соревнование, практи-ческие занятия в парах и группах,
«творческая лабора-тория», тест
|
|
4
19
20
21
22 23
24
25 |
Геометрия для малышей 4.1Геометри-ческие сказки. 4.2 Прятки с фигурами. 4.3 Волшебные чертежи. 4.4Танграм. 4.5 Графический диктант. 4.6 Задачи со спичками и палочками. 4.7 Играем в конструктор - Лего. |
7ч
Т
П
П
П П
П
П |
- наблюдать за свойствами геометрических фигур и описывать их, сравнивать геометрические фигуры; - моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости; - конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать модели, соотносить реальные предметы с моделями геометрических тел; |
инсценирование,
чертёж-ные практикумы,
соревно-вание,
игры
|
|
5
26
27
28
29 |
Занимательная математика 5.1Математи-ческие загадки. 5.2Задачи с одинаковыми цифрами. 5.3 Комбина-торика. Расстановка и перестановка. 5.4. Турнир смекалистых. |
4ч
Т
П
П
П
|
- поиск загадок и отгадывание их; - анализировать различные вариантымногообразия числовых выражений; - представлять наибольшее количество комбинаций цифр, букв, слов, фигур; |
презентация,
соревно-вания в парах и группах,
конкурс
|
|
6
30
31
32
33
|
Логическая математика 6.1. Головоломки с неповторяю-щимися цифрами. 6.2. Головоломки с числами и величинами. 6.3.Логические упражнения. 6.4. Итоговая диагностика. |
4ч
П
П
П
П |
- группировать математические объекты по заданному или самостоятельно установленному правилу; - сравнивать и преобразовывать одни величины в другие; - поиск решений логических заданий; |
вычислительные тре-нинги, соревно-вания групп,
тест
|
|
Итого: |
33 ч ( Т – 7 ч, П – 26 ч) |
4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
№
|
Раздел, тема |
Часы (теория – Т, практика – П) |
Характеристика деятельности учащихся |
Форма проведе-ния |
1 1
2
3
4 |
Магия чисел 1.1 Математика – царица всех наук. 1.2 Пирамиды сложения и вычитания. 1.3 Математика и русское народное творчество. 1.4 Диагностика. |
4ч Т
П
Т
П
|
- находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе; - соотносить искомую математическую информацию с различными предметными областями; - оценивать свои умения; |
презента-ция, сбор информа-ции, театрали-зованное представление, тест |
2
5
6
7
8 9
10
11
|
Думай, считай, отгадывай 2.1 Математика в профессиях. 2.2 Математические горки и лабиринты. 2.3 «Числовые дорожки». 2.4 Секретные коды. 2.5 «Загадочные примеры.» 2.6 Математические фокусы. 2.7 Копилка соб-ственных заданий. |
7ч
Т
П
П
П П
П
П |
- наблюдать связь жизнеопределения с математикой; - сравнивать различные формы, виды и способы вычислений, выбирать удобный; - прогнозировать результат вычисления; - выполнение математических фокусов; |
презен-тация,
вычисли-тельные тренинги, игры, творчес-кие практи-кумы, демонстрация своих заданий |
3 12 13 14
15
16 17
18
19
|
Задачи 3.1 Задачи-шутки. 3.2 История денег. 3.3 Задачи о покупках. 3.4 Задачи на смекалку. Комбинаторные задачи. 3.5 Задачи-тесты. 3.6 Задачи на движение и нахождение времени. 3.7 Задачи с экологическим и естественнонауч-ным содержанием. 3.8 Копилка собственных задач. |
8ч П Т П
П
П П
П
П |
- использовать схемы, таблицы, чертежи в решении задач; - выбор существенного и отсеивание несущественного в задаче; - искать различные и выбирать удобный способ решения задач; - моделировать изученные зависимости; - устанавливать соответствие содержания задач жизненным событиям;
|
практи-ческие занятия,
презента-ция,
игры,
работа в парах и группах,
«творчес-кая лабора-тория»
|
4
20
21
22
23
24
25
|
Геометрия для малышей 4.1 Число и фигура. Числовые фигуры. 4.2 «Сколько фигур?» Бумажные сгибы. 4.3 Задачи с геометрическим содержанием. 4.4 Играем в конструктор – Лего. 4.5 Играем в металлический конструктор. 4.6 Геометрическая викторина. |
6ч
П
П
П
П
П
П |
- сравнивать геометрические фигуры, описывать их свойства; - моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости; - конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать модели, соотносить реальные предметы с моделями геометрических тел; |
чертёж-ные практи-кумы, соревно-вание групп;
игры,
конкурс
|
5
26
27
28
29 |
Занимательная математика 5.1 Занимательные вопросы. 5.2 Кроссворды и ребусы. 5.3 Логогрифы, метаграммы, ана-граммы, шарады. 5.4 Великие математики. |
4ч
Т
П
П
Т |
- дешифровка ребусов; - разгадывать кроссворды, шарады, анаграммы…; - анализировать нравственные ориентиры учёных, установивших законы математики, уважать труд людей; |
работа в парах,
группо-вые соревно-вания,
презен-тация |
6
30
31
32
33 34 |
Логическая математика 6.1 Пропущенные числа. Цифровые задачки. 6.2 «Волшебные – магические» квадраты. 6.3 Закономернос-ти. Логические цепочки чисел, букв... 6.4 КВН 6.5 Итоговая диагностика. |
5ч
П
П
П
П П
|
- анализировать правила математических заданий и действовать в соответствии с ними; - группировать математические объекты по определённому правилу; - представлять математическую информацию в различных образах; |
вычисли-тельные тренинги
игры в парах и группах,
конкурс, тест |
Итого: |
34 ч ( Т – 6 ч, П – 28 ч ) |
5 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
Магия чисел (5 ч)
История чисел. «Сосчитай-ка. Угадай-ка». Рассказы о числах.
Числовые «Сравнилки». Праздник числа.
Думай, считай, отгадывай (6 ч)
История счёта. Математические цепочки. «Воображай-ка». Истинное и ложное. (Да-нет говорите.) Числовые горизонтали с пустыми и заполненными клетками. Копилка собственных заданий.
Задачи (7 ч)
Весёлые задачи. Задачи в стихах. Задачи-смекалки. Задачи со сказочным содержанием. Задачи с монетами. Играем в магазин. «Измени вопрос». Промежуточная диагностика.
Геометрия для малышей (7 ч)
Геометрические сказки. Прятки с фигурами. Волшебные чертежи. Танграм. Графический диктант. Задачи со спичками и палочками. Играем в конструктор - Лего.
Занимательная математика (4 ч)
Математические загадки. Задачи с одинаковыми цифрами.
Комбинаторика. Расстановка и перестановка. Турнир смекалистых.
Логическая математика (4 ч)
Головоломки с неповторяющимися цифрами. Головоломки с числами и величинами. Логические упражнения. Итоговая диагностика.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2 класс
Магия чисел (4 ч)
Математика – царица всех наук. Пирамиды сложения и вычитания. Математика и русское народное творчество. Диагностика.
Думай, считай, отгадывай (7 ч)
Математика в профессиях. Математические горки и лабиринты. «Числовые дорожки». Секретные коды. «Загадочные примеры.»
Математические фокусы. Копилка собственных заданий.
Задачи (8 ч)
Задачи-шутки. История денег. Задачи о покупках. Задачи на смекалку. Комбинаторные задачи. Задачи-тесты. Задачи на движение и нахождение времени. Задачи с экологическим и естественнонаучным содержанием. Копилка собственных задач.
Геометрия для малышей (6 ч)
Число и фигура. Числовые фигуры. «Сколько фигур?» Бумажные сгибы. Задачи с геометрическим содержанием. Играем в конструктор –Лего. Играем в металлический конструктор.Геометрическая викторина.
Занимательная математика (4 ч)
Занимательные вопросы. Кроссворды и ребусы. Логогрифы, метаграммы, анаграммы, шарады. Великие математики.
Логическая математика (5 ч)
Пропущенные числа. Цифровые задачки. «Волшебные - магические» квадраты. Закономерности. Логические цепочки чисел, букв... КВН Итоговая диагностика.
7.1 Список литературы для учителя
Основная литература
Русанов В. Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990. – 74 с.
Сорокин П. И. Занимательные задачи по математике. – М.: Просвещение, 1995. – 148 с.
Чутчева Е. Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 85 с.
Труднев В. П. Считай, смекай, отгадывай. (Для учащихся начальной школы) – СПб.: Лань, МИК, 1996. – 206 с.
Логические игры и задачи на уроках математики./ А. П. Тонких, Т. П. Кравцова, Е. А. Лысенко и др. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 236 с.
Логическая математика для младших школьников. – М.: ПОМАТУР, 1998. – 48 с.
Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2005. – 221 с.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007. – 146 с.
Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 141 с.
http://интернет-олимпиада «Сократ».ru/
Дополнительная литература
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 c.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 188 с.
Козак О. Н. Путешествие в страну игр. СПб.: СОЮЗ, 1997. – 97 с.
Огурэ Л. Б. Московский Интеллектуальный марафон. Сборник заданий. 1 – 4 классы. – М.: Интеллект-Центр, 2002. – 53 с.
Беденко М. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 221 с.
http:/digital.1september.ru
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
7.2 Список литературы для учащихся
Основная литература
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2009
Дополнительная литература
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение», 2002
Методическое обеспечение программы
компьютер, компьютерные игры, слайдпрезентации, видеопроектор, экран;
сборники с разноуровневыми заданиями по математике, сборники с дидактическими материалами; сборники задач;
рабочие листы с заданиями; тесты
перфокарты, карточки;
настольные игры; конструктор
«папка-копилка» собственных заданий
набор пультов системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass
интерактивная доска
программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Образцы заданий
Задачи с одинаковыми цифрами
Пользуясь тремя четвёрками, выразите число 4.
Выразите число 0 посредством двух цифр 9.
Напишите число 7 минимальным количеством одинаковых цифр.
Головоломки с неповторяющимися цифрами
Представьте число 1 посредством первых шести значащих цифр.
Представьте число 4 посредством первых четырёх значащих цифр.
Представьте число 0 посредством первых восьми значащих цифр.
Математические дорожки
В пустые клетки впиши подходящие цифры от 1 до 9 так, чтобы 3 примера на вычитание по горизонтали и 3 примера на сложение по вертикали были решены.
|
- |
|
= |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
- |
6 |
= |
|
= |
|
= |
|
= |
|
- |
|
= |
|
Латинские квадраты
Заполни клетки квадрата однозначными чётными числами таким образом, чтобы ни в одном вертикальном, горизонтальном и четырёхклеточном диагональном ряду не оказалось одинаковых цифр.
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
4 |
Ответ:
8 |
6 |
4 |
2 |
4 |
2 |
8 |
6 |
2 |
4 |
6 |
8 |
6 |
8 |
2 |
4 |
Числовые горизонтали с пустыми клетками
Заполни все пустые клетки таким образом, чтобы сумма чисел, расположенных в соседних клетках , каждый раз равнялась последующему числу (поэтому сумма пятого и шестого чисел будет равняться 20).
|
|
|
|
|
|
20 |
Ответ:
4 |
0 |
4 |
4 |
8 |
12 |
20 |
Логогрифы
Сперва назови ты за городом дом, в котором лишь летом семьёю живём.
Две буквы к названью приставь заодно, получится то, что решать суждено.
Ответ: дача – задача.
Меня под рельсы и под гусеницы клали,
Когда фашистские и поезда, и танки подрывали.
Две буквы лишь в меня поставит ученик любого класса,
И мерой времени я стану – долей часа.
Ответ: мина – минута.
Метаграммы
С «д» - давно я мерой стала,
С «т» - хорошая отметка в баллах.
Ответ: пядь – пять.
Он грызун не очень мелкий, ибо чуть побольше белки.
А заменишь «у» на «о» - будет круглое число.
Ответ: сурок – сорок.
Шарады
Возьмите наименьшее трёхзначное число
И букву назовите рядом с ним одновременно,
И вы одно получите из слов, которым называют кучу сена.
Ответ: стог.
Первая буква есть в слове «урюк», но нет этой буквы в слове «крюк».
За буквой же слово тот час зазвучит,
Лишь только в ворота вдруг шайба влетит.
А в целом – фигуру найдёшь средь других,
Где сходится в точке лишь пара прямых. Ответ: угол.
«Загадочные примеры»
Приучайтесь думать точно, всё исследуйте до дна!
Вместо точек на листочке цифра верная нужна!
Я подсказывать не буду никаких её примет.
Но одна и та же всюду даст вам правильный ответ.
- -
2 0 –
2 – 2
а 9 7 a a 5 6 1
+2 а +b 8 + a b + a b
b 4 9 0 7 1 b 0
Числовые фигуры
Догадайтесь, как связаны между собой два числа и чертёж в первой строке таблицы. Проверьте своё предположение для чисел и чертежа во второй строке. Запишите число вместо знака вопроса.
9
|
8 4
|
10 ? 2
|
Вычислите
18
6
12
1 ) + = 2) - =
3) + - = 4) - =
Пирамиды сложения
Установи закономерность в расположении следующих чисел и определи, какие числа должны находиться в пустых клетках.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
10 |
27 |
36 |
|
||||||||||
3 |
7 |
20 |
16 |
Задачи-смекалки. Как поставить 2 стула у стен комнаты, чтобы у каждой из четырёх её стен стояло по одному стулу?
Задачи-шутки. У Митив коробке 7 мух. На две мухи он поймал двух рыбок. Сколько рыбок он поймает, используя остальных мух?
1 класс
|
Разгадываем математический ребус Расставьте числа 1, 2, 3, 4, 5 в колонке и в строчке из диназавриков, так, чтобы сумма чисел как в колонке, так и в строчке была бы равна 9 ! Какое число стоит на месте вопроса ? |
||
|
||
|
|
||||
|
Задача 2. Чемодан с наклейками Костин папа часто ездит в командировку. В какой город он ездит чаще всего, если, по возвращении домой, он приклеивает наклейки с названием города, на свой чемодан ? Внимательно посмотри на рисунок, найди такой город, а потом посмотри в ответы. |
|||
(a) Лондон; (b) Дели; (c) Минск; (d) Нью-Йорк; (e) Осло. |
|||
|
|||
|
|
Сколько страниц отсутствует? Н На левой странице девочка увидела номер страницы - 12, а на правой - 15. Сколько страниц было пропущено? |
||
|
||
|
||
Комбинаторная задача Замок с секретом Д Назавтра он забыл этот код, но, к счастью, запомнил сумму цифр кода. Он решил выписать все возможные варианты на листочке. Сколько пройдет времени, и Даниил наверняка сможет освободить свой велосипед, если на проверку одного кода ему нужна 1 минута ? |
||
|
2 класс
|
||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
||
Весна пришла! С приходом весны школьники младших классов решили посадить кактусы в пустыне.
|
||
(a) 17 м; (b) 18 м; (c) 19 м; (d) 20 м; (e) 21 м; |
|
|||
|
Сын отца сапожника
|
|||
(a) сапожник - сын плотника; (b) сапожник - отец плотника; |
Разберемся с обложками книг В Обложки этих книг красные, зеленые и голубые. Нам известно, что обложки книг по истории не голубые, обложки математических книг либо голубые, либо зеленые, и что обложки книг по физике не красные, и не зеленые. Какого цвета обложки исторических книг ? |
|
10 ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Образцы тестовых материалов
для оценки планируемых результатов освоения программы
1 класс
Промежуточный тест
Реши задачу.
Лена поет лучше Оли, Оля поет лучше Нины. Кто из девочек поет лучше всех?
Нарисуй недостающую фигуру.
/
|
/
|
/
|
?
|
«
|
«
|
*
|
|
*
|
Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов.
НСЕГ ДАРГ ДЬЖОД ГАУРАД
Продолжи ряд.
1 2 2 2 3 3 3 3 _________________________________...
Ответь на вопрос.
Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесу две курицы за три дня? _____________
Реши задачу.
Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?
_______________
Разгадай закономерность и дорисуй.
+ =
+=++=
=+=++
++===+++

Учись рассуждать.
На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?
________________
Реши задачу.
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________
Ответь на вопрос.
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________
2 класс
Промежуточный тест
Выполни действия. Впиши результаты.
Задумай однозначное число;
Прибавь 5;
Сложи результаты действий 1 и 2 ;
Вычти 4 ;
Прибавь 10;
Вычти удвоенное задуманное число;
У тебя получилось 11?
Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.
Нарисуй рамку. Выполни действия:
Отметь внутри рамки две точки;
Обозначь эти точки буквами А и В;
Отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ;
Обозначь эту точку буквой С;
Соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В.
Какая фигура у тебя получилась?
Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решитьпример: 2 * 3 + 8 : ( 12 – 10) = ___ ?
Перечисли эти действия в нужном порядке:
1)_________________;
2)_________________;
3)_________________;
4)_________________;
Впишите слово, которое является понятием данного определения.
Мера длины, равная 100 см, - … .
Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз, - … .
Четырехугольник, у которого все углы прямые, - … .
Час – это единица времени.
Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры;
Ответы:
__________;
__________;
Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
См, мм, л, дм, м
8, 17, 24, 32, 2;
Ответы:
_____________;
_____________;
_____________ .
Укажи родовое понятие:
Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
Пятиугольник, круг, квадрат;
Ответы:
______________
______________
Реши анаграммы и исключи лишнее слово.
К О Х Й Е К
СНИНЕТ
ОЖИВТ
Л У Ф О Б Т
Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано фотографий? Ответ поясни.
Вставь пропущенное слово в паре по аналогии с первой парой:
Квадрат – куб;
Треугольник - …;
Круг - …;
1 класс
Итоговый тест
1. На дереве сидели четыре птички. К ним прилетели ещё две птички. Кот подкрался и схватил одну птичку. Сколько птичек осталось на ветке?
А. 3 В. 5 С. 4 D. Ни одной
2. Две девочки шли в парк, им повстречались ещё пять подруг. Сколько всего девочек шли в парк?
А. 2 В. 7 С. 6 D. 5
3. За столом сидели две дочки, две матери и одна бабушка. Сколько человек сидели за столом?
А. 3 В. 5 С. 6 D. 10
4. Исключи «лишнее» слово: мел, муха, карандаш, ластик
А. Карандаш В. Муха С. Ластик D. Мел
5. Верёвку разрезали на три части. Сколько сделали надрезов?
А. 3 В. 5 С. 1 D. 2
6. У трёх братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?
А. 4 В. 6 С. 8 D. 3
7. Верёвку разрезали в 5 местах. Сколько частей получилось?
А. 5 В. 10 С. 6 D. 4
8. Представьте, что у Вас 5 палочек. Сколько станет палочек, если разломать две из них на половинки?
А. 9 В. 7 С. 5 D. 10
9. Крышка стола имеет 3 угла. Один угол спилили. Сколько углов стало у крышки стола?
А. 5 В. 2 С. 4 D. 6
10.Вася хочет написать слово кенгуру. Он начал писать в среду и пишет по одной букве в день. В какой день недели Вася напишет последнюю букву?
А. понедельник В. Вторник С. Среда D. Четверг Е. пятница
2 класс
Итоговый тест
Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько покажут пять термометров?
А 25 В. 100 С. 50 D. 10
2. Стоит в поле дуб, а на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты сможешь собрать?
А.16 В. 24 С.14 D. Нисколько
3. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
А. 50 В. 100 С. 20 D. 85
4. Коля, Вася и Боря играли в шашки. Каждый из них сыграл всего 2 партии. Сколько всего партий было сыграно?
А. 1 партия В. 4 партии С. 3 партии D. 2 партии
5. Ваня разложил на столе камешки на расстоянии 2см один от другого. Сколько камешков разложил он на протяжении 10см?
А. 5 В. 10 С. 4 D. 8
6. Найди неверное равенство. Если А + В = С, значит :
а) С – В = А с) С – А = В
в) В + А = С d) В + С = А
7. У Серёжи и Никиты солдатиков было поровну. Серёжа отдал Никите шесть солдатиков. На сколько солдатиков теперь у Серёжи меньше, чем у Никиты?
А. На 6 В. На 12 С. Н 3 D. На 4
8. Если через 8 с половиной часов наступит Новый год, то сколько времени в данный момент?
А. 3 часа 30 минут В. 6 часов С. 5 часов 30 минутD. 4 часа
9. Вдоль участка, сумма длин сторон которого равна 20м, расставили колышки на расстоянии 5м друг от друга. После этого 10 колышков осталось. Сколько колышков было всего?
А. 14 В. 18 С. 10 D. 16
10. Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 6см. Затем разогнули проволоку, и согнули из неё треугольник с равными сторонами. Какова длина стороны треугольника?
А. 2см В. 24см С. 8см D. 6см Е. 4см
48
Шкавро Светлана Анатольевна