Обучающие карточки «Игровое математическое панно»
«Игровое математическое панно»
Данный наглядный материал может быть использован как пособие для воспитателей дошкольных учреждений и родителей. Он ориентирован на развитие математических способностей детей младшего и старшего дошкольного возраста. Игра строится в виде диалога взрослого с ребенком, по ходу которой в доступной и занимательной форме дошкольник овладевает математическими категориями. Взрослый не осуществляет прямого обучения, а лишь создает ситуацию содружества. Само панно сделано из ковролина, а фигурки – из фетра.
Опыт работы показал, что данный материал можно использовать в разделе «Количество и счет».
1. Малыши учатся различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного». Например, игра «Один и много».
Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья,
Где ж они? Под старой липой!
Как зовут их? – Цыпа-цыпа! (Г.Виеру)
2. Игра «Веселые соседи» знакомит малышей с приемами наложения и приложения зверей одной группы к зверям другой, учит отвечать на вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?».
3. А игра «Сколько лет бабочке?» учит считать до 5.
4. Дети, например, рассказывая сказку «Теремок» или «Репка», знакомятся с количественным и порядковым счетом, учатся отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
А еще игра «Репка» развивает у детей элементарные представления о пространственных и временных отношениях. В этом помогут плоскостные фигурки.
5. «Какой игрушки не стало?» Дидактические задачи: закрепить умение ориентироваться в пространстве, счет до 5 (10). Педагог выставляет на панно фигурки зверей до 5 (10). Дети закрывают глаза, ведущий убирает игрушку. Дети открывают глаза и определяют, какой игрушки не стало. Например, не стало ежика, он был третьим справа или вторым слева.
6. Выполняя игровое упражнение «Вышли на прогулку цыплята и утята», учатся уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет. Например, 5 меньше 6, если к 5 добавить одного утенка, будет 6, поровну»; 6 больше 5, если из 6 цыплят убрать одного, то станет по 5, поровну. Формируется у детей и понимание отношений рядом стоящих чисел: 5 меньше 6 на 1, 6 больше 5 на 1. По аналогу можно использовать и других веселых зверюшек.
7. Цель игрового упражнения «Сколько разных зверюшек» направлена на закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет. Дети могут располагать зверей на полотне по-разному: по кругу, в два ряда, по вертикали или горизонтали. Это подводит их к пониманию того, что число не зависит от расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета.
8. Дидактическая игра «Подбери зверюшку» помогает упражнять старших дошкольников в счете предметов по названному числу (цифре). Дети отсчитывают и выставляют столько зверушек, сколько скажет воспитатель или показано на карточке.
9.Игра «Решаем задачу» позволяет старшим дошкольникам на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач ребята пользуются знаками действий (плюс, минус, равно).
Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенка-дошкольника.
Данное наборное полотно позволяет решать задачи, поставленные в разделе «Форма». Играя, у детей развивается представление о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Дети обследуют форму этих фигур не только зрительно, но и с помощью осязательно-двигательного анализатора (наличие или отсутствие углов, сторон, подвижность и др.).
1. Цель игры «Сложи фигуру» упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур. На полотно помещают модели геометрических фигур, ребенок показывает все фигуры и называет их. Дается задание: «Вот геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части, если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.
2. Игровое упражнение «Кто больше увидит» позволяет закрепить знания о геометрических фигурах. На панно в произвольном порядке размещаются геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Затем воспитатель считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на панно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Варианты игры: ведущий меняет количество фигур, ведущим становится ребенок.
3. Игра «Сложи что хочешь» способствует развитию воображения у детей, учит составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
4.«Догадайся, что я вижу» - учить различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал. Воспитатель выставляет на панно геометрическую форму и говорит, например: «Отгадайте, что я вижу: оно – круглое». Ребенок находит предметы округлой формы в окружающей обстановке. Вариант игры: ребенок становится ведущим.
Данный материал можно использовать в разделе «Ориентировка в пространстве».
1. Дидактическая игра «Зверята разбежались». Цель этой игры: закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости, способствовать запоминанию понятий право- правый, лево- левый, верх- верхний, низ-нижний. Игровое правило: показать и сказать, где находится каждое животное. На панно размещены фигурки 3 – 4 фигурки животного. В начале игры все они находятся на одном месте, например, в середине. Воспитатель говорит: «Зверята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Ребенок поочерёдно должен показать и сказать, где находится каждый зверек.
2. Игра «Художники» способствует развитию ориентировки в пространстве. Ребенку предлагается «нарисовать» картину на полотне. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т.д. Например, посреди стоит избушка, около нее дед сажает репку, на окошке сидит кошка, слева гуляют утята и т.д.
3. Игра «Фотограф». Цель: развивать умение определять положение предмета относительно другого предмета. Педагог (фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенок) надо рассадить зверей: лису - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т. д. Более сложная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади волка справа от медведя, а зайца слева от лисы». Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я посадил волка справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем кто-то из детей становится фотографом, он дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.
4. Игра «Геометрический диктант». Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости. Воспитатель даёт инструкцию, например, зеленый квадрат прикрепить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр полотна, и т. д. после выполнения задания ребенок может проверить правильность выполнения: у педагога заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту.
Использование такого игрового материала помогает взрослому активизировать умственную деятельность ребенка, заинтересовать детей математическим материалом, развивать и расширять математические представления.
Кияйкина Наталья Федоровна