Обучающие карточки «Игровое математическое панно»

9
1
Материал опубликован 3 February 2020 в группе

«Игровое математическое панно»

t1580759571aa.jpg

t1580759571ab.jpg

t1580759571ac.jpg

t1580759571ad.jpg

t1580759571ae.jpg

t1580759571af.jpg

Данный наглядный материал может быть использован как пособие для воспитателей дошкольных учреждений и родителей. Он ориентирован на развитие математических способностей детей младшего и старшего дошкольного возраста. Игра строится в виде диалога взрослого с ребенком, по ходу которой в доступной и занимательной форме дошкольник овладевает математическими категориями. Взрослый не осуществляет прямого обучения, а лишь создает ситуацию содружества. Само панно сделано из ковролина, а фигурки – из фетра.

Опыт работы показал, что данный материал можно использовать в разделе «Количество и счет».

 1. Малыши учатся различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного». Например, игра «Один и много».

Не хочу один клевать я!

Пусть скорей приходят братья,

Где ж они? Под старой липой!

Как зовут их? – Цыпа-цыпа! (Г.Виеру)

2. Игра «Веселые соседи» знакомит малышей с приемами наложения и приложения зверей одной группы к зверям другой, учит отвечать на вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?».

3. А игра «Сколько лет бабочке?» учит считать до 5.

t1580759571ag.pngt1580759571ah.png

4. Дети, например, рассказывая сказку «Теремок» или «Репка», знакомятся с количественным и порядковым счетом, учатся отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

А еще игра «Репка» развивает у детей элементарные представления о пространственных и временных отношениях. В этом помогут плоскостные фигурки.

5. «Какой игрушки не стало?» Дидактические задачи: закрепить умение ориентироваться в пространстве, счет до 5 (10). Педагог выставляет на панно фигурки зверей до 5 (10). Дети закрывают глаза, ведущий убирает игрушку. Дети открывают глаза и определяют, какой игрушки не стало. Например, не стало ежика, он был третьим справа или вторым слева.

6. Выполняя игровое упражнение «Вышли на прогулку цыплята и утята», учатся уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет. Например, 5 меньше 6, если к 5 добавить одного утенка, будет 6, поровну»; 6 больше 5, если из 6 цыплят убрать одного, то станет по 5, поровну. Формируется у детей и понимание отношений рядом стоящих чисел: 5 меньше 6 на 1, 6 больше 5 на 1. По аналогу можно использовать и других веселых зверюшек.

7. Цель игрового упражнения «Сколько разных зверюшек» направлена на закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет. Дети могут располагать зверей на полотне по-разному: по кругу, в два ряда, по вертикали или горизонтали. Это подводит их к пониманию того, что число не зависит от расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета.

8. Дидактическая игра «Подбери зверюшку» помогает упражнять старших дошкольников в счете предметов по названному числу (цифре). Дети отсчитывают и выставляют  столько зверушек, сколько скажет воспитатель или показано на карточке.


9.Игра «Решаем задачу» позволяет старшим дошкольникам на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач ребята пользуются знаками действий (плюс, минус, равно).


Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенка-дошкольника.


Данное наборное полотно позволяет решать задачи, поставленные в разделе «Форма». Играя, у детей развивается представление о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Дети обследуют форму этих фигур не только зрительно, но и с помощью осязательно-двигательного анализатора (наличие или отсутствие углов, сторон, подвижность и др.).

1. Цель игры «Сложи фигуру» упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур. На полотно помещают модели геометрических фигур, ребенок показывает все фигуры и называет их. Дается задание: «Вот геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части, если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.

2. Игровое упражнение «Кто больше увидит» позволяет закрепить знания о геометрических фигурах. На панно в произвольном порядке размещаются геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Затем воспитатель считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на панно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Варианты игры: ведущий меняет количество фигур, ведущим становится ребенок.

3. Игра «Сложи что хочешь» способствует развитию воображения у детей, учит составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

4.«Догадайся, что я вижу» - учить различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал. Воспитатель выставляет на панно геометрическую форму и говорит, например: «Отгадайте, что я вижу: оно – круглое». Ребенок находит предметы округлой формы в окружающей обстановке. Вариант игры: ребенок становится ведущим.

Данный материал можно использовать в разделе «Ориентировка в пространстве».

1. Дидактическая игра «Зверята разбежались». Цель этой игры: закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости, способствовать запоминанию понятий право- правый, лево- левый, верх- верхний, низ-нижний. Игровое правило: показать и сказать, где находится каждое животное. На панно размещены фигурки 3 – 4 фигурки животного. В начале игры все они находятся на одном месте, например, в середине. Воспитатель говорит: «Зверята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Ребенок поочерёдно должен показать и сказать, где находится каждый зверек.

2. Игра «Художники» способствует развитию ориентировки в пространстве. Ребенку предлагается «нарисовать» картину на полотне. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т.д. Например, посреди стоит избушка, около нее дед сажает репку, на окошке сидит кошка, слева гуляют утята и т.д.

3. Игра «Фотограф». Цельразвивать умение определять положение предмета относительно другого предмета. Педагог (фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенок) надо рассадить зверей: лису - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т. д. Более сложная задача выполняется по двухступенчатой инструкции«Посади волка справа от медведя, а зайца слева от лисы». Важно, чтобы ребенок проговаривал«Я посадил волка справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем кто-то из детей становится фотографом, он дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.

4. Игра «Геометрический диктант». Цельразвивать умение ориентироваться на плоскости. Воспитатель даёт инструкцию, например, зеленый квадрат прикрепить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр полотна, и т. д. после выполнения задания ребенок может проверить правильность выполнения: у педагога заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту.


Использование такого игрового материала помогает взрослому активизировать умственную деятельность ребенка, заинтересовать детей математическим материалом, развивать и расширять математические представления.

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Юрьевна! Благодарю за интересный материал! Игровое пособие отличное! На мой взгляд, данное пособие к обучающимся карточкам не относится.

4 February 2020