12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Борцова Татьяна Юрьевна132

«Игровое математическое панно»

t1580759571aa.jpg

t1580759571ab.jpg

t1580759571ac.jpg

t1580759571ad.jpg

t1580759571ae.jpg

t1580759571af.jpg

Данный наглядный материал может быть использован как пособие для воспитателей дошкольных учреждений и родителей. Он ориентирован на развитие математических способностей детей младшего и старшего дошкольного возраста. Игра строится в виде диалога взрослого с ребенком, по ходу которой в доступной и занимательной форме дошкольник овладевает математическими категориями. Взрослый не осуществляет прямого обучения, а лишь создает ситуацию содружества. Само панно сделано из ковролина, а фигурки – из фетра.

Опыт работы показал, что данный материал можно использовать в разделе «Количество и счет».

 1. Малыши учатся различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного». Например, игра «Один и много».

Не хочу один клевать я!

Пусть скорей приходят братья,

Где ж они? Под старой липой!

Как зовут их? – Цыпа-цыпа! (Г.Виеру)

2. Игра «Веселые соседи» знакомит малышей с приемами наложения и приложения зверей одной группы к зверям другой, учит отвечать на вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?».

3. А игра «Сколько лет бабочке?» учит считать до 5.

t1580759571ag.pngt1580759571ah.png

4. Дети, например, рассказывая сказку «Теремок» или «Репка», знакомятся с количественным и порядковым счетом, учатся отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

А еще игра «Репка» развивает у детей элементарные представления о пространственных и временных отношениях. В этом помогут плоскостные фигурки.

5. «Какой игрушки не стало?» Дидактические задачи: закрепить умение ориентироваться в пространстве, счет до 5 (10). Педагог выставляет на панно фигурки зверей до 5 (10). Дети закрывают глаза, ведущий убирает игрушку. Дети открывают глаза и определяют, какой игрушки не стало. Например, не стало ежика, он был третьим справа или вторым слева.

6. Выполняя игровое упражнение «Вышли на прогулку цыплята и утята», учатся уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет. Например, 5 меньше 6, если к 5 добавить одного утенка, будет 6, поровну»; 6 больше 5, если из 6 цыплят убрать одного, то станет по 5, поровну. Формируется у детей и понимание отношений рядом стоящих чисел: 5 меньше 6 на 1, 6 больше 5 на 1. По аналогу можно использовать и других веселых зверюшек.

7. Цель игрового упражнения «Сколько разных зверюшек» направлена на закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет. Дети могут располагать зверей на полотне по-разному: по кругу, в два ряда, по вертикали или горизонтали. Это подводит их к пониманию того, что число не зависит от расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета.

8. Дидактическая игра «Подбери зверюшку» помогает упражнять старших дошкольников в счете предметов по названному числу (цифре). Дети отсчитывают и выставляют  столько зверушек, сколько скажет воспитатель или показано на карточке.


9.Игра «Решаем задачу» позволяет старшим дошкольникам на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач ребята пользуются знаками действий (плюс, минус, равно).


Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенка-дошкольника.


Данное наборное полотно позволяет решать задачи, поставленные в разделе «Форма». Играя, у детей развивается представление о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Дети обследуют форму этих фигур не только зрительно, но и с помощью осязательно-двигательного анализатора (наличие или отсутствие углов, сторон, подвижность и др.).

1. Цель игры «Сложи фигуру» упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур. На полотно помещают модели геометрических фигур, ребенок показывает все фигуры и называет их. Дается задание: «Вот геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части, если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.

2. Игровое упражнение «Кто больше увидит» позволяет закрепить знания о геометрических фигурах. На панно в произвольном порядке размещаются геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Затем воспитатель считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на панно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Варианты игры: ведущий меняет количество фигур, ведущим становится ребенок.

3. Игра «Сложи что хочешь» способствует развитию воображения у детей, учит составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

4.«Догадайся, что я вижу» - учить различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал. Воспитатель выставляет на панно геометрическую форму и говорит, например: «Отгадайте, что я вижу: оно – круглое». Ребенок находит предметы округлой формы в окружающей обстановке. Вариант игры: ребенок становится ведущим.

Данный материал можно использовать в разделе «Ориентировка в пространстве».

1. Дидактическая игра «Зверята разбежались». Цель этой игры: закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости, способствовать запоминанию понятий право- правый, лево- левый, верх- верхний, низ-нижний. Игровое правило: показать и сказать, где находится каждое животное. На панно размещены фигурки 3 – 4 фигурки животного. В начале игры все они находятся на одном месте, например, в середине. Воспитатель говорит: «Зверята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Ребенок поочерёдно должен показать и сказать, где находится каждый зверек.

2. Игра «Художники» способствует развитию ориентировки в пространстве. Ребенку предлагается «нарисовать» картину на полотне. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т.д. Например, посреди стоит избушка, около нее дед сажает репку, на окошке сидит кошка, слева гуляют утята и т.д.

3. Игра «Фотограф». Цельразвивать умение определять положение предмета относительно другого предмета. Педагог (фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенок) надо рассадить зверей: лису - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т. д. Более сложная задача выполняется по двухступенчатой инструкции«Посади волка справа от медведя, а зайца слева от лисы». Важно, чтобы ребенок проговаривал«Я посадил волка справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем кто-то из детей становится фотографом, он дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.

4. Игра «Геометрический диктант». Цельразвивать умение ориентироваться на плоскости. Воспитатель даёт инструкцию, например, зеленый квадрат прикрепить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр полотна, и т. д. после выполнения задания ребенок может проверить правильность выполнения: у педагога заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту.


Использование такого игрового материала помогает взрослому активизировать умственную деятельность ребенка, заинтересовать детей математическим материалом, развивать и расширять математические представления.

















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 04.02.20 в 10:01 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Юрьевна! Благодарю за интересный материал! Игровое пособие отличное! На мой взгляд, данное пособие к обучающимся карточкам не относится.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.