Математика и хоккей.

5
0
Материал опубликован 7 April 2022 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 56














Тема исследовательской работы

Математика и хоккей




Выполнил

Ученик 2 В класса

МАОУ Гимназия 56

Немчинов Филипп


Классный руководитель

Дьячкова Татьяна Владимировна















Ижевск


2022 г.





СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

1.С чего начинается хоккей

История хоккея 4-5

Экипировка хоккеиста 6-9

Хоккейные спортивные снаряды 10-12

Размер хоккейного поля 13-14

Как ведется набор и отбор юных хоккеистов 15-16

Сколько длится матч? 17

Исследование взаимосвязи математики и хоккея

Математические показатели в статистики команды и игроков 18-19

Математические показатели в физическом развитии игрока 20

Основы геометрии хоккея 21-22

Угол положения коньков и его влияние на скорость игрока. 23-25

Влияния положения тела игрока на выполнение приема “щелчок” 26-27

2.6 Анкетирование игроков команды Ижсталь 2013 28-29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30-31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 33-42




















ВВЕДЕНИЕ



Одним из самых популярных видов спорта на 2022 год остается хоккей. И его актуальность не пропадает с годами. Здесь вроде бы все просто – две противоборствующие команды стремятся поразить ворота соперника, забив туда шайбу с помощью клюшки. Но на деле все сложнее. Хоккей считается достаточно динамичным и жестким видом спорта. Здесь можно легко получить травму, да и забить шайбу в ворота не так уж просто. Все события, разворачивающиеся на льду, очень стремительны.

Я мечтаю играть за Сборную России! Для достижения моей цели, я решил выяснить какие задачи необходимо выполнить, чтобы ее реализовать.

Готовясь к данной работе, я изучил более углубленно информацию по подготовке юных хоккеистов, выяснил какие факторы влияют на успех команды и игроков.

Актуальность исследовательской работы состоит в рассмотрении взаимосвязи между математическими инструментами и хоккеем.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что применение математических инструментов способствует совершенствованию профессиональных навыков хоккеиста и улучшении результатов команды.

Цель: Выявить взаимосвязь математики и хоккея

Задачи:

1 Изучить литературу по математике и хоккейной тематике

2 Выявить важные математические показатели, влияющие на результативность команды и игроков.

3 Изучить взаимосвязи математики и приема “щелчок”

4 Ознакомить команду с изученной информацией

5 Провести анкетирование игроков команды.

Объект исследования-хоккей

Предмет исследования- взаимосвязь хоккея и математики.

Гипотеза: Я предполагаю, что изучив взаимосвязь математики и приёмов игры в хоккей, можно повысить результативность каждого игрока и команды в целом.










С чего начинается хоккей?

1.1 История хоккея


История возникновения хоккея с шайбой начинается с 1763 года. В это время английские солдаты привезли в Канаду игру в хоккей на траве. Но на канадских землях игра переоформилась в хоккей с шайбой, в который играли на некрупных замёрзших водоёмах. 

В самом начале весны 1875 года на катке “Виктория” в городе Монреаль впервые провели хоккейный матч. Играли две команды общим составом в 18 человек. Защитной экипировкой служила бейсбольная форма.

1903 год известен любителям хоккея появлением легендарного Кубка Стэнли, названному по фамилии правителя Канады, выбравшего этот трофей в качестве награды для чемпиона. Первоначально за Кубок боролись исключительно любители, начиная с 1910 года к ним присоединились профессионалы, а с 1927 года - команды Национальной лиги.

В 1904 году была образована первая команда хоккеистов-профессионалов. Также окончательно учредили состав команд из шести игроков и стандартные размеры игровой площадки. 

  На Олимпиаде хоккей дебютировал в 1920 году. В соревновании участвовали команды Канады и Англии. Канадцы удерживали первенство на турнирах 16 лет, лишь к 1956 году уступив его англичанам. 

Первое знакомство российских почитателей спорта с хоккеем относится к началу 20-го века, когда силами спортивных клубов того времени был создан Всероссийский хоккейный союз. Однако игра на российской почве «не прижилась», и вскоре хоккейный союз распался. Вторая попытка зарождения хоккея как профессионального вида спорта приходится на 1932 год, когда в Москве состоялась игра между хоккеистами немецкого рабочего союза «Фихте» и командой Центрального Дома Красной Армии. После игры с «Фихте» хоккейный инвентарь был отдан в Центральный институт физкультуры, где использовался как учебное пособие для студентов.

«Официальной» же датой начала истории хоккея в России принято считать декабрь 1946 года. Именно в этот первый послевоенный год в крупнейших городах нашей страны был разыгран первый Чемпионат СССР по хоккею с шайбой. Это была своего рода всесоюзная хоккейная «премьера», охватившая Москву, Архангельск, Ленинград, Ригу и Каунас.

В 1954 году, на встрече в Стокгольме советские хоккеисты покоряют свою первую мировую вершину и завоевывают титул чемпионов мира (со счетом 7:2). Этот хоккейный дебют становится первой в истории хоккея нашей страны значительной победой. Первой, но не последней. Уже через 2 года, в 1956 году, наша хоккейная команда получает олимпийское золото.

С началом 90-х в истории хоккея в России наступает тяжелый период. В связи с отсутствием стабильности в стране в целом и в профессиональном спорте в частности многие ведущие хоккеисты нашей страны были вынуждены уйти в зарубежные клубы, в том числе НХЛ. Потеряв лучших игроков, сборная России после победы на Чемпионате мира 1993 года - более десяти лет остается без значимых наград. И только в 2008 году отечественным хоккеистам удается вернуть титул чемпионов мира. Спустя год сборная России по хоккею вновь подтверждает это почетное звание победой над сборной Канады в финале Чемпионата мира 2009 года. С этого момента становится ясно, что отечественные хоккеисты вновь обрели былую силу, а тотально «пораженческий период» в истории хоккея России завершился.

На сегодняшний день в России действуют три профессиональные хоккейные Лиги (КХЛ, ВХЛ, РХЛ), а также Молодежная хоккейная лига (МХЛ). Активно развивается детско-юношеский и любительский хоккей. А сборная России по хоккею в числе сильнейших игроков мира!


























1.2 Экипировка хоккеиста

Хоккей – это быстрая и агрессивная игра, где игроки участвуют в самой настоящей борьбе за одну шайбу. Естественно, велик риск получения серьезной травмы. Опасно не только попадание шайбы, но и столкновение с другим игроком, удар клюшкой или лезвием конька. Благодаря качественной экипировке можно избежать опасности. Стоит подойти к ее выбору очень ответственно.

Экипировка для хоккея – это то, о чем стоит задуматься сразу, как только решил заниматься хоккеем. При выборе важно учитывать не только ее цену и качество, но и ее правильную посадку. Ведь от этого зависит здоровье хоккеиста.

Экипировка для хоккея состоит из основных элементов защиты: шлем, краги, защита на шею, нагрудник, налокотники, щитки (наколенники), шорты, коньки. Каждый из защитных аксессуаров должен быть удобным и надежным. Кстати, когда ребенок впервые приходит на тренировку по хоккею, он должен одеть шлем, защиту на шею, краги и коньки. Все остальное на усмотрение родителей. Так как на первых тренировках ребенок, впервые стоящий на коньках, не будет задействован в хоккейных баталиях.

К дополнительной экипировке относят термобелье, подтяжки для хоккейных шорт, раковины для защиты паха, капа, хоккейный свитер, защита предплечья.

Всю форму лучше выбирать вместе с будущим хоккеистом. В этом случае можно полностью оценить, как себя будет чувствовать хоккеист на тренировках.

Шлем для хоккея - при выборе шлема измеряют окружность головы. Далее шлем примеряется, и он должен плотно прилегать к голове, расстояние от края шлема до бровей должно быть около 2-3 см. В шлеме должно быть удобно, поэтому стоит примерить шлемы разных производителей и отдать предпочтение тому, в котором будет наиболее комфортно. Шлем должен быть надежной защитой, то есть он должен прилегать к голове и не перекручиваться. В идеале внутренняя часть шлема должна быть покрыта специальной пеной, которая смягчает удары при столкновении.

Защита на шею - обязательный элемент экипировки. Без нее, как я уже сказал, не разрешается выходить ни одному юному хоккеисту. Зашита на шею полностью закрывает шею, горло и ключицу.

Хоккейные перчатки или краги могут показаться на первый взгляд очень мощными, но на деле они довольно удобные и легкие. Пальцы в них должны легко сгибаться. Большинство фирм производит перчатки с термо-формирующим запястьем, благодаря которому они быстро садятся по руке. Внешняя поверхность изготавливается из полиуретана (перчатки с такой поверхностью используют профессионалы) или текстиля.

Внутренняя сторона краги шьется из натуральной кожи. Для профессиональных перчаток используется кожа оленя.

При выборе перчаток рекомендуется:

измерить расстояние между нижней границей налокотника и кончиками пальцев;

выбрать такую модель, чтобы не было зазора между перчаткой и налокотником;

если вы предпочитаете укороченные перчатки, то налокотники должны быть длинными.

Сверху краги покрыты выпирающими плотными деталями по длине фаланг. Именно они защищают пальцы от случайных порезов, которые могут возникнуть при ударе клюшкой, шайбой или коньком.

Нагрудник или хоккейный панцирь обеспечивают защиту спины и грудной клетки. Они оснащены передним и задним протекторами и наплечниками со специальной подкладкой.

Хоккейные панцири различаются по уровню защиты, легкости. Качественный панцирь должен обеспечивать максимальную защиту и подвижность. При выборе панциря рекомендуется:

измерить объем груди и подобрать необходимую модель по размеру;

следить за тем, чтобы не было зазора между налокотником и нижней границей протектора бицепса;

выбрать такую модель, чтобы соприкосновение с налокотником не мешало движениям.

Налокотники состоят из нескольких частей, которые обязательно включают локтевой шарнир с чашечкой для локтя. Обивка может быть, как с внутренней стороны, так и с обеих. Налокотник должен удобно сидеть по руке, свободно сгибаться и надежно крепиться.

При выборе налокотников рекомендуется:

измерить расстояния от верха манжеты перчатки до нижней границы протектора бицепса панциря;

выбирать модель, которая будет закрывать руку от перчатки до панциря;

если вы приобрели укороченные перчатки, то стоит купить удлиненные налокотники.

Хоккейные щитки необходимы для защиты колена и голени. К их выбору стоит подойти серьезно, потому что травма колена является для хоккеиста наиболее опасной. После нее спортсмены могут восстанавливаться годами.

Щитки должны быть шарнирными, что значительно увеличивает их надежность. Чтобы смягчить удар, их отделывают специальными материалами. Щитки для профессионального хоккея также оснащены защитой подколенной ямки и усиленной защитой икр.

При выборе щитков рекомендуется:

измерить расстояния от верха конька до середины коленной чашечки;

измерения должны производиться в сидячем положении.

Хоккейные шорты защищают копчик, поясницу и бедра от травм. Шорты оснащены специальными пластиковыми щитками и подкладкой. Больше всего внимания уделяется защите поясницы.

Материал, из которого производят хоккейные трусы – это специальный нейлон, который обладает повышенной износостойкостью. Шорты должны быть удобными, доходить до колен и надежно защищать почки и нижние ребра.

Хоккейный коньки. Хоккейные коньки стоит приобретать в специализированном магазине. Именно там, можно приобрести качественные, профессиональные и надежные коньки. А также получить консультацию продавца.

Профессиональные коньки формуются. Это значит, что новые коньки нагреваются в специальной печке. После этого их надевают на ноги хоккеиста, шнуруются. В течении 20 минут, пока коньки остывают и приобретают форму ноги хоккеиста, нельзя двигаться. В некоторых случаях, после нагрева коньков специальными щипцами выдавливают углубления и ямки, чтобы коньки приобрели анатомическую форму ноги. Формовка коньков нужна для того, чтобы хоккеисту было легко и удобно перемещаться по ледовому полю. На примерку коньков стоит идти в тех же носках, в которых будешь заниматься.

После покупки коньков важна заточка коньков. В зависимости от амплуа игрока выбирается радиус заточки. «Радиус» - это уменьшенное пятно контакта лезвия со льдом. Позволяет увеличить маневренность катания.

Размер «радиуса» также подбирается индивидуально для каждого игрока (Таблица 1 и Таблица 2)







Таблица 1. Таблица радиуса заточки для хоккеистов-нападающих

Вес хоккеиста

Новичок 

(радиус заточки)

Любитель

(радиус заточки)

Профессионал

(радиус заточки)

20 - 30 кг

9 - 12

11 - 13

12 - 14

30 - 50 кг

10 - 12

12 - 14

13 - 16

50 - 70 кг

11 - 12

13 - 15

14 -17

70 - 90 кг

12 - 13

15 - 18

15 -20

90 - 110 кг

13 - 15

16 - 20

17 - 25

110 кг и выше

14 - 16

17 - 30

20 - 30

Таблица 2. Таблица радиуса заточки для хоккеистов-защитников :

Вес хоккеиста

Новичок 

(радиус заточки)

Любитель

(радиус заточки)

Профессионал

(радиус заточки)

20 - 30 кг

9 - 12

10 - 12

11 - 13

30 - 50 кг

10 - 12

11 - 13

12 - 14

50 - 70 кг

11 - 12

12 - 14

13 - 15

70 - 90 кг

12 - 13

14 - 16

14 - 17

90 - 110 кг

13 - 15

15 - 18

15 - 20

110 кг и выше

14 - 16

15 - 20

18 - 25





Чем больше масса тела игрока, тем больший радиус заточки необходимо выбирать. Это означает, что при большем весе контур лезвия должен больше соприкасаться с поверхностью льда. Такой контакт будет способствовать равномерному распределению нагрузки.





















1.3 Хоккейные спортивные снаряды

К хоккейным спортивным снарядам относятся клюшки и шайбы.

Хоккейные клюшки выпускаются для четырех возрастных групп:
— Детские (
youth, yth) — для детей 4-7 лет.
— Подростковые (
junior, jr) — для детей 7-14 лет.
— Юношеские (
intermediate, int) — для юношей 14-17 лет.
— Взрослые (
senior, sr) — для взрослых игроков. Взрослые игроки небольших габаритов и веса (до 70 кг.) иногда предпочитают юношеские клюшки.



1.3.1 Длина хоккейной клюшки

Для правильного подбора длины клюшки необходимо надеть коньки. Коньки увеличивают рост игрока на несколько сантиметров и клюшка, которая подходила по длине в обычной обуви, будет короткой для игрока на коньках. Если приходится выбирать клюшку, не имея возможности надеть коньки, необходимо принять поправку на высоту коньков. Правило простое, клюшка, которая достигает выше носа — называется длинной (Long), а та, которая ниже подбородка — короткой (Short). Короткие клюшки подходят нападающим, легче совершать обводку. У таких клюшек меньше вес, а небольшие размеры позволяют удобнее обходиться с шайбой в условиях ограниченного пространства.

Средние клюшки используют универсальные игроки. Такой размер клюшки позволяет демонстрировать приличный уровень дриблинга, совершать перехваты, наносить довольно мощные броски, а также играть в углах хоккейной коробки.

Длинная клюшка - выбор защитника. Практически все защитники играют длинными клюшками, которые предоставляют больше возможностей при разрушении атак соперника. Также длинные клюшки позволяют совершать более мощные броски.

Все вышеупомянутые замечания являются стандартными при выборе длины клюшки, но, в то же время, каждый игрок обладает индивидуальностью, поэтому встречаются и защитники с короткими клюшками, и форварды с длинными клюшками. Если Вы купили слишком длинную клюшку, то при необходимости ее можно отпилить до оптимального размера, но следует помнить, что при этом увеличится ее жесткость.





1.3.2 Жесткость клюшки

Помимо длины, клюшки подразделяются по жесткости. Требуемая жесткость хоккейной клюшки определяется, главным образом, весом игрока. Почти для всех современных клюшек жесткость обозначается по шкале Easton — числом от 40 до 120. Оптимальная жесткость по этой шкале приблизительно соответствует весу игрока в килограммах.

Чем жестче хоккейная клюшка, тем большее усилие необходимо, чтобы прогнуть ее, как того требует хороший хоккейный бросок. Поэтому, чем сильнее и тяжелее хоккеист, тем более жесткая клюшка ему подходит.


Хват клюшки


Хоккейную клюшку можно держать правым или левым хватом. Хоккеист держит клюшку левым хватом, если при захвате клюшки двумя руками его левая рука находится ниже, чем правая. Такого игрока называют «леворуким». Обратный хват называется правым. Подавляющее большинство игроков в России являются леворукими.

Если прежде Вы не играли в хоккей, и не знаете своего хвата, возьмите в руки лопату , так чтобы Вам было удобно. Клюшку будете держать так же. Ребенку не старше 7 лет, который прежде в хоккей не играл, и затрудняется определить свой хват, можно приобрести детскую клюшку с прямым крюком. Такой клюшкой можно играть как правым, так и левым хватом, и опытным путем выяснить, какой из них предпочтительнее.


1.3.4 Из чего изготавливают клюшку.

Деревянные клюшки дешевле, но менее долговечны. Их вес больше, чем у композитных, поэтому руки устают быстрее.

Композитные клюшки - они долговечны. К достоинствам таких клюшек относится низкий показатель веса. Для изготовления композитных клюшек используют высокие технологии и дорогостоящие материалы. К ним относятся: стекловолокно, карбон, углеродное волокно, титан.

Приблизительная длина клюшки 150-200 см. Клюшка имеет форму длинного черенка с плоским расширением в одном конце, которую называют крюком. Крюк используется для контакта с шайбой, его длина 25-40 см. Углом наклона клюшки называется угол между черенком и крюком. Угол наклона имеет 5 значений, начиная от 135 градусов, и каждое значение уменьшает угол на 2 градуса. Таким образом, чем меньше угол наклона, тем выше поднимается черенок. Обычно угол колеблется от 5 до 7 градусов, а у вратарей 11 и 15 градусов.


1.3.5 Хоккейный снаряд - шайба


Хоккейная шайба спортивный снаряд для игры в хоккей. Толщина шайбы 2,54 см., а диаметр 7,62 см, вес 105-185 гр. Во время игры хоккейные шайбы после броска хоккеиста достигают скорости порядка 160 км/ч и из-за этого представляют опасность для зрителей.












































1.4 Размер хоккейного поля

Местом проведения любого матча в хоккее является хоккейная площадка (Приложение 1). Именно там всякий раз две команды оспаривают в очном сражении, кто же достоин добыть победы, а кому суждено остаться побеждённым. Вокруг ледовой поверхности располагаются многотысячные трибуны, а ещё многомиллионная армия любителей спорта следит за перипетиями борьбы у экранов телевизоров и гаджетов, но все ли знают, какие размеры у хоккейной площадки? Чем отличаются «коробки» канадского, финского и европейского образцов?

К числу главных параметров хоккейной площадки можно отнести её длину, ширину и расположение разметки. Расскажем подробнее о каждой из этих характеристик применительно к различным видам ледовых «коробок».

Длина хоккейной площадки — ключевой параметр ледовой поверхности, на которой происходят хоккейные баталии. Известно, что существуют три вида «коробок»: европейская, финская, канадская. При этом все они имеют одинаковую длину — 60 метров. Разница лишь в расположении синих линий: на финской и европейской площадках средняя зона суммарно составляет 17,2 метра, а на «канадке» — 15,2 метра.

Если длина хоккейной площадки всегда одинаковый и составляет 60 метров, то ширина ледовой поверхности отличается на каждом из типов «коробок». Основные виды:

канадская — 26 метров;

финская — 28 метров;

европейская — 30 метров.

Во всех североамериканских лигах играют на площадках канадского образца, а в Континентальной хоккейной лиге и на международных турнирах практически всегда использовались европейские размеры. В последние годы ситуация стала меняться, поэтому всё чаще мы видим игру на «финках» и «канадках», а вот от европейских параметров льда полностью отказались уже даже в КХЛ (Приложение 1).

Для определения площади ледовой площадки достаточно вспомнить элементарные правила математики, которые предлагают нам перемножить длину ледовой поверхности на её ширину. Да, из-за скругленных углов точные параметры чуть отличаются от этой формулы, но ими можно пренебречь. Таким образом, площади для разных видов «коробок» составляют:

канадская: 60 метров длины x 26 метров ширины = 1560 квадратных метров площади;

финская: 60 метров длины x 28 метров ширины = 1680 квадратных метров площади;

европейская: 60 метров длины x 30 метров ширины = 1800 квадратных метров площади.

Размер хоккейной площадки напрямую влияет на модель игры, которую показывают команды. Казалось бы, те два метра, что разделяют между собой европейскую, финскую и канадскую площадки — это не так уж значительно, однако для игроков они имеют колоссальное значение, так как приходится серьёзно корректировать собственные действия, да и уровень взаимодействия с противниками всякий раз отличается.

Для нападающей команды лишнее пространство даёт возможность для творчества, чтобы разыграть комбинацию, у игроков есть больше места для совершения финтов и попыток обыграть оппонента. На «маленьких» площадках игра заметно упрощается, идёт больше набросов в сторону владений противника и подворотной борьбы на «пятаке», однако мастера НХЛ даже на «канадках» умудряются играть в комбинационный хоккей.

























1.5 Как ведется набор и отбор юных хоккеистов



Перед каждым тренером, когда он набирает группу 5-ти летних детей, численностью предположим в 100 занимающихся, одной из задач стоит к 10 годам (+/- 1 год обучения) оставить в команде 22 человека (4 пятерки и 2 вратаря). Другими словами, он должен провести за первые 4-5 лет обучения профессиональный отбор.

Профессиональный отбор – это отбор лиц, пригодных или наиболее пригодных к определенным профессиям или отсев лиц, непригодных для данной работы. Для каждой хоккейной школы отбор юных хоккеистов на протяжении многолетней подготовки был и будет одним из самых важных этапов. Это факт, ведь от этого процесса зависит развитие команды, клуба и их успехи.

Этап 1 Проходит в возрасте 5-7 лет. Такие группы называются спортивно-оздоровительными. На данном этапе дети учатся кататься, правильно держать клюшку и т.д. Для тренера важно понять уровень двигательной подготовки детей, желающих заниматься хоккеем. Отчисления по спортивным показателям на данном этапе проходит редко. Чаще всего дети прекращают занятия хоккеем ввиду разных объективных причин (время тренировок, отсутствия интереса у ребенка и т.д.).

Этап 2 Самое интересное действие начинается в возрасте от 7 до 10 лет. Дети переходят в группу начальной подготовки. Происходит деление на 2 состава. Например, ХК Ижсталь-1 и ХК Исжсталь-2, в каждом составе может заниматься от 15 до 30 человек. Занятия носят уже более специализированный характер, детей обучают основам индивидуальной и групповой тактики. Начинаются товарищеские игры, поездки на турниры. И вот тут начинается начальный отбор. Его цель – отбор самых талантливых в двигательном отношении детей, на основе выявленных во время тренировок различных способностей: двигательных, координационных, функциональных, психических и состояния здоровья. В конце каждого учебного года (иногда чаще) тренер проводит переводные нормативы на льду и вне льда, по результатам которых принимается решение о дальнейшем обучении в данной школе.

Этап 3 Это самый длинный этап в многолетнем отборе. Длится он примерно с 10 лет и до самого выпуска из детской школы (до 16-17 лет). На нём уже осуществляется специализированный отбор. Его цель – определение специфических предрасположенностей ребенка необходимых для хоккея. Другими словами, во главу угла ставят спортивный результат команды, так и роль в нём отдельно взятых игроков (их техническую, тактическую обученность, антропометрию игрока и т.д). Например, если в один прекрасный день в расположение команды придёт игрок, который лучше выполняет отведённые ему обязанности на льду, он вытеснит из состава (а в дальнейшем из команды) слабейшего игрока на взгляд тренера.
















































1.6 Сколько длится матч?


Хоккейный матч длится один час игрового времени - три периода по 20 минут, считается чистое время. Всего же получается примерно два часа, так как в игре бывают паузы в связи с удалением/заменой игроков, в результате чего период может длится 30 минут.

В детском хоккее (например, возраст 8 лет) каждый период длится 20 минут, но считается “грязное” время. То есть игра не останавливается, когда игрок удаляется. Между периодами 5 минут перерыва. Если игрок нарушил правила (толчок в спину, удар клюшкой по рукам/ногам соперника и т.д.) - игрок, нарушивший правила удаляется на 1 минуту, и в этом случае команда игрока играет в меньшинстве, то есть не 5 игроков, а 4. Соперник может реализовать свое большинство и забить гол.





































Исследование взаимосвязи математики и хоккея

2.1 Математические показатели в статистики команды и игроков

На каждом официальном турнире ведется статистика команды и игроков: сколько было забито и пропущено шайб командой, сколько забил голов игрок, сколько сделал голевых передач, сколько пропустила шайб его 5-ка, сколько штрафных минут получил. И в конце концов вычисляется коэффициент полезности игрока.


Таблица 3 – Сводная статистика игрока по турнирам

t1649282673aa.png

В таблице 3 и 4 указана моя статистика за 2020/2021 и 2021/2022 сезон.

1 столбик - название сезона

2 столбик - название турнира

3 столбик - сколько игр я сыграл в турнире

4 столбик - сколько набрал очков. Количество очков складывается из количества забитых шайб и количества голевых передач, то есть когда с моей передачи были забиты голы.

5 столбик - количество заброшенных шайб за турнир

6 столбик - количество голевых передач

7 столбик - указывается в том случае, если были забиты шайбы соперником, когда на льду был игрок.

8 столбик - количество штрафных минут

9 и 10 столбик -  Процент реализованных бросков и Среднее время на площадке за игру на данный момент не учитывается.

Таблица 4 – Статистика за карьеру игрока

t1649282673ab.png

Согласно эти показателям я участвовал в 27 играх, заработал 28 очков , из которых забил 14 голов и был ассистентом в 14 забитых голах. Коэффициент полезности вычисляется частным между количеством забитых шайб и количеством сыгранных матчей. За 2020/2021 - мой коэффициент полезности составляет 1,0, а за 2021/2022 - 1,1.















2.2 Математические показатели в физическом развитии игрока


Физическое развитие игрока. Каждые полгода наша команда сдает нормативы. Тренер следит за динамикой развития каждого игрока и исходя из этого, подбирает тренировочные упражнения. Также делает выводы кто может играть в главном составе, а кому стоит подтянуться.

В таблицах 5 и 6 Приложения 2 приведены показатели за декабрь 2020 г. и декабрь 2021 г.

Красным отмечены игроки 1 пятерки, зеленым - игроки 2 пятерки, желтым - 3 пятерки.

Сведем данные в одну таблицу 7 (Приложение 3) и сравним показатели декабря 2020 года и 2021 года. по основным игрокам.

Анализируя таблицу 7, можно сказать, что основной состав подтянулся по сравнению с 2020 годом. Если взять среднее значение по команде каждого показателя, то оно улучшилось. Так, например, среднее значение “прыжок с места” увеличилось на 6,87 см, а значение “8-ка” - время исполнения элемента 8-ка сократилось на 4,08 секунды. Если брать значения в разрезе конкретного игрока, то каждый игрок улучшил свой норматив. Например, мое значение 8-ка улучшилось на 0,7 секунды, а слалом с шайбой на 0,3 секунды.

Улучшение каждого показателя дает возможность играть команде в “быстрый” хоккей, а игроку быть раньше и быстрее, чем его соперник.





















2.3 Основы геометрии хоккея


В связи с тем, что хоккеисты играют в ограниченном пространстве спортивной площадки, их действия должны быть точными, расчетливыми и комбинированными.

В хоккее есть понятие “геометрия хоккея” - обозначает расположение хоккеистов на площадке и выполняющие схемы взаимодействия.

3 игрока - “тройка нападающих” образуют форму треугольника

4 игрока - четырехугольника

5 игроков - пятиугольника, в которых хоккеисты являются вершинами этих геометрических и подвижных фигур.

Как уже было сказано, нападающие образуют треугольник. .При этом центральный нападающий, независимо от положения боковых нападающих , должен быть на вершине треугольника. В Приложении 4 показан момент нападения на соперника. При любом смещении (зеленая, фиолетовая или желтая схема) боковых нападающих, центральный нападающий находится на вершине треугольника.

Также при взаимодействии игроков, то есть производя передачи друг другу, можно создать множество комбинаций. Так,

3 игрока - создают 7 неповторяющихся комбинаций

4 игрока -создают 28 неповторяющихся комбинаций

5 игроков - создают 56 неповторяющийся комбинаций.

Назовем центрального нападающего буквой А, Левого нападающего B, правого нападающего С.

Предположим, что нападающие располагаются по желтой схеме. Какие варианты комбинаций могут осуществить хоккеисты:

Бросок игроком А, В или С в ворота.

А → В завершение. С и В (после броска) идут на добивание. Выполняется в темпе раз-два в одно касание.

А → С завершение: В и С на добивание. Темп раз-два, одно касание.

А→ В→ С завершение. В и С - добивание. Темп раз-два три, одно касание.

А→ С→ В завершение, С и В- добивание. Темп раз-два три, одно касание.

А→ В→ А завершение. В и С - добивание. Темп раз-два три, одно касание.

А→ С→ А завершение, С и В- добивание. Темп раз-два три, одно касание.

Игроки, которые не соблюдают комбинационную игру и схемы взаимодействия, начинают играть в хаотичный хоккей. Именно он приводит к потерям шайб и ее перехватам соперником. Чтобы этого не допустить, каждый игрок 5-ки должен стоять на своем месте, точно и быстро принимать решения и взаимодействовать со своими игроками.


































2.4 Угол положения коньков и его влияние на скорость игрока.

Хоккей - это динамичная игра для сильных, смелых людей. Скорость является одним из самых главных навыков хоккеиста, так как в хоккее часто ситуацию решают секунды и даже доли секунд. На скорость влияют два фактора: толчок и движение тела. При движении тела важно наклониться слегка вперёд и махнуть руками одновременно правой вперед, левой назад, придавая себе ускорение. А при толчке важно расположение ног относительно друг друга.

Если начальная скорость планируется невысокая, то отталкиваться нужно под максимальным углом к направлению движения (рис1.)

t1649282673ac.png

Рис.1 - Отталкивание при невысокой начальной скорости


Если необходимо высокая начальная скорость, то отталкивание производится под более острым углом (рис 2)

t1649282673ad.png

Сравним действительно ли при расположении ног под острым или тупым углом дает возможность более быстрой скорости.

На рис.3 фото льда, расставлены красные фишки на расстоянии 10 метров. Задача, располагая ноги под острым и тупым углом преодолеть расстояние в 10 метров.

t1649282673ae.jpg


Рис.3 - Фото тестируемого расстояния 10 метров.


При расположении ног под тупым углом, я преодолел 10 метров за 2,90 сек.

При расположении ног под острым углом, я преодолел 10 метров за 2,58 сек.


Вывод: при выполнении отталкивания коньками от льда под более острым углом время преодоления расстояния 10 метров меньше на 0,32 секунды. Соответственно, отталкиваясь коньками под острым углом, скорость преодоления расстояния будет выше, а значит можно быстрее догнать соперника и перехватить шайбу, а также уйти в наступление.














































2.5 Влияния положения тела игрока на выполнение приема “щелчок”


Прием броска “щелчок” - это техника удара клюшкой по шайбе. Это один из самых важных и красивых приемов, который должен уметь выполнять хоккеист, так как его использование в нужный момент приводит к взятию ворот, то есть к голу.

Прием называется “щелчок” благодаря характерному, очень мощному и красивому звуку при его исполнении. Опытные хоккеисты советуют располагать шайбу относительно игрока на расстоянии 50-60 см. Ударить со всей силы клюшкой об лед перед шайбой и при броске направлять клюшку в точку, в которую хоккеист планирует попасть. В этом случае прием “щелчок” будет результативный на 100%. Так ли важно учитывать все эти моменты при выполнении приема “щелчок”?

Опытным путем проверим рекомендации.

а) Да, шайба должна располагаться перед игроком. Но нужно сделать обязательно поправку на рост. Выше рекомендации предложены для взрослых игроков. Так как мой рост на коньках сотавляет146 см., то мне удобно, чтобы шайба находилась от меня на расстоянии 40-50 см. Если шайба будет ближе, то я не смогу после замаха попасть в точку перед шайбой, а если дальше чем 50 см, то мне придется тянутся до шайбы. И в том, и другом случае броска не получится.

t1649282673af.jpg

На рис.4 я сильно замахиваюсь клюшкой, готовясь также сильно ударить клюшкой об лед.


б) Замахиваясь клюшкой, необходимо произвести удар со всей силы перед шайбой на расстоянии 3-5 см. Клюшка в момент удара прогибается, крюк совершает небольшое скользящее движение по поверхности льда и только после этого бьет в ребро шайбы.

После удара, клюшка прогибается, создавая напряжение, которое затем выпускается на 

шайбу в направлении желаемой цели.

При таком приеме шайба должна развивает скорость выше 160 км/ч.

t1649282673ag.jpg

Рис. 5 Удар клюшкой об лед перед шайбой


Если ударить клюшкой об лед ближе, чем 5-6 см, то скорость шайбы будет медленной и не получится бросок “щелчком”, если дальше, чем 5-6 см, то удар клюшкой об лед получится, но до шайбы клюшка не достанет и опять же удар не получится.


в) После прикосновения к шайбе, крюк поднимает шайбу, сопровождает ее на протяжении всего броска, отправляя шайбу по желаемой траектории. (рис.6)


t1649282673ah.jpg

Рис. 6 Полет шайбы в ворота


Прием “Щелчок” будет эффективным в том случае, если игрок будет действовать только согласно инструкции выполнения этого приема.





2.6 Анкетирование игроков команды Ижсталь 2013


Мне захотелось узнать, знают ли наши ребята, что, используя математические приемы, можно улучшить хоккейный показатели.

Команде Ижсталь 2013 года рождения было предложено пройти опрос “Считаете ли Вы, что между математикой и хоккеем есть взаимосвязь”. Опрос состоит из 7 вопросов. 6 и 7 вопрос повторяются.

Ты любишь заниматься спортом?

Варианты ответа: Да, нет, не особо, не знаю

Ты любишь хоккей?

Варианты ответа: Да, нет, не особо, не знаю

Ты любишь ходить в школу?

Варианты ответа: Да, нет, не особо, не знаю

Какой твой любимый предмет в школе?

Свой вариант

Ты любишь математику?

Варианты ответа: Да, нет, не особо, не знаю

Как ты думаешь, есть связь между математикой и хоккеем?

Варианты ответа: Да, нет, не знаю, не задумывался

Прочитать исследовательскую работу “Математика и хоккей” и еще раз ответить на вопрос “Есть ли взаимосвязь между математикой и хоккеем?”

Варианты ответа: Да, нет, не знаю


Всего приняли участие в опросе 35 человек. Результаты представлены в Приложении 5 графиках 1-6

Результаты первого вопроса (график 1 Приложение 5):

89,5 % - нравится заниматься спортом

10,5 % - не очень нравится заниматься спортом

Результаты второго вопроса (график 2 Приложение 5):

94,7% - люблю заниматься хоккеем

5,3% - не особо люблю заниматься хоккеем

Результаты третьего вопроса (график 3 Приложение 5)

52,6% - не очень люблю школу

47,4% - люблю ходить в школу

Результаты четвертого вопроса

43,1% - любят математику

15,3% - изо

10,5% - английский язык

10,5% - технология

10,8% - окружающий мир

5,3% - музыка

4,5% - физкультура

Результаты пятого вопроса (график 4 Приложение 5):

89,5% - любят математику

10,5% - не очень

Результаты шестого вопроса (график 5 Приложение5):

57,9% - да, считаю есть взаимосвязь

31,6% - не задумывался

10,5% - не знаю

Результаты седьмого вопроса (после прочтения моей работы) (график 6 Приложение 5)

100% - да, есть, взаимосвязь между математикой и хоккеем.

После опроса можно сделать вывод, что большинство игроков нашей команды любят заниматься хоккеем, и любят предмет математику. До прочтения моей работы, отвечая на вопрос “Есть ли взаимосвязь между математикой и хоккеем”, не все ребята ответили утвердительно. Но после прочтения, на 100% хоккеисты Ижсталь 2013 г. знают, что между математикой и хоккеем есть взаимосвязь. И если ставить себе цели, то можно улучшить свои результаты.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Рассматривая взаимосвязь математики и хоккея, я сделал выводы:

Все хоккейное снаряжение подбирается по индивидуальным размерам игрока от шлема до коньков. К индивидуальным параметрам относится вес, рост, амплуа игрока, особенности строения тела. То есть нельзя одеть не свою, меньшего или большего размера экипировку, так как это может повлечь за собой травмы игрока.

Хоккейная площадка имеет 3 основных разновидности: европейская, финская и канадская. Европейская большая площадка поощряет пассивную игру, не располагает к силовой борьбе. Финская (в ширину меньше на 2 метра) - позволяет проще прессинговать соперника и не давать повода “отдыхать” вратарю. Канадская (меньше в ширину еще на 2 метра, чем финская) - позволяет играть в более динамичный хоккей, позволяет больше ошибаться сопернику, а сопернику сложнее останавливать атакующего в средней зоне. То есть, чем меньше ширина хоккейной площадки, тем чаще игроки должны задействовать свои физические способности, создавать атаки, продумывать хитрые приемы для взятия ворот.

Для увеличения скорости хоккеиста помимо физических данных необходимо правильная постановка ног игрока. Я опытным путем доказал, что при постановке ног под острым углом скорость игрока увеличивается, а значит время на преодоление дистанции сокращается.

Для выполнения результативного приема “щелчок” важно расположение шайбы относительно хоккеиста, точность удара не в шайбу, а перед ней, и положение клюшки во время броска. При соблюдении всех инструкций, достигаешь улучшенного результата.

Результаты хоккейных нормативов влияют на индивидуальную оценку физических данных игрока, оценку динамики его развития, а также позволяет понять может ли игрок быть представителем основного состава команды.

Каждый игрок команды должен соответствовать отведённой ему роли в звене. “Распущенность” в геометрии хоккея приводят к ошибкам и способствует к преобладанию соперника


Моя гипотеза подтвердилась. Команда, участвуя в турнирах, зарабатывает рейтинг среди всех команд своего года. В расчёте участвует количество турниров, количество сыгранных матчей, количество побед/ничьих/поражений, заброшенных шайб, набранных очков, и наконец процент набранных очков. На конец 2021 года команда Ижсталь 2013 г.р. среди 100 участников занимала 64 место, с процентом набранных очков - 50%. С января 2022 года, работая над исследовательской темой “Математика и хоккей”, и выполняя установки тренера: быть раньше соперника у шайбы, “держать” треугольник нападающих, бить чаще щелчком в неудобный момент для соперника, наша команда на конец февраля 2022 года занимает 21 место из 100, с процентом набранных очков -77,3%.

Не зря говорят, что математика – это царица наук. На каждом этапе своей хоккейной жизни, игроки встречаются с математическими значениями, показателями и формулами. Тренер без математики не вырастит хоккеиста-чемпиона. В современном хоккее довольно широко используется математические инструменты – анализируются графики различных зависимостей, выводятся математические формулы, проводится математическая обработка статистических данных. А кто с детских лет занимается математикой и хоккеем – воспитывает в себе настойчивость, развивает внимание, тренирует мозг и упорство в достижении цели.
























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Афанасьев С.Ю. Большое хоккейное созвездие.-М:Человек,2010-128 с

Волков В. М., Филин В. П. Спортивный отбор. –М.: Физкультура и спорт, 2008, 175с.

Липилина В.В.; Поиски красоты и прикладные задачи математики в искусстве. –М.: «Наука», 2009, 215 с. 3. Ресурсы Интернета.

4. Моисеев Н. Н. Математика ставит эксперимент. —М.: Наука, 1979. 7 8

5. Учимся играть в хоккей.Ступень В. Практическое пособие для тренеров - М: Человек,2012-80с




























34


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.