Разработка занятия по математике в 4 классе «Математика в профессиях»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Барабинского района Новосибирской области
Разработка занятия по математике
«МАТЕМАТИКА В ПРОФЕССИЯХ»
4 класс
Разработала учитель 4 «а» класса
Назарова Алина Николаевна
2019 - 2020 учебный год
Тема занятия: «Математика в профессиях»
Цель: закрепление материала по решению текстовых задач.
Задачи:
образовательные: совершенствовать умение решать текстовые задачи;
развивающие: развивать мышление, внимание, умение рассуждать, сопоставлять;
воспитательные: воспитывать у детей интерес к математике как жизненно необходимой дисциплине в жизни человека любой профессии;
воспитывать интерес и уважение к труду любой профессии; развивать логическое мышление, внимание, речь.
УУД:
личностные: формировать способности ставить цель и искать пути ее достижения;
регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем;
коммуникативные: развивать способность доброжелательного отношения; формировать умение работать в команде;
познавательные: строить логические рассуждения.
Тип урока: закрепление изученных знаний
Методы, использованные на уроке: словесные, наглядные, практические, частично поисковые, сравнение.
Оборудование:
Учебник М.И. Моро "Математика» 4 класс
Конверты с заданиями
Изображение гоночной трассы
Цветные фишки
Изображения гоночных автомобилей из мультфильма «Тачки»
Таблички с названием команд
Проектор, компьютер
Ход урока
1.Организационный момент
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Ни минутки не теряем.
Слушаем, запоминаем,
-Доброе утро! Ребята, сегодня на уроке математики, мы совершим путешествие. Я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма (« Все профессии важны, все профессии нужны!»).
- Наверное, вы все удивлены, причем здесь профессии и наш урок математики? (ответы учащихся).
- Удивительно, но без математики люди не изобрели бы велосипед, автомобиль, ракету, компьютер, холодильник. Без математики мы бы не построили дома, целые города, не смогли бы сосчитать деньги, измерить расстояние, измерить рост, вес и т.д. Поэтому с математикой надо дружить. Недаром говорят, что математика – царица всех наук.
А совершать нашу увлекательную поездку будем на автомобилях, которые нам предоставил мультфильм «Тачки». У нас с вами 4 команды: каждая команда имеет свой автомобиль. Перед вами гоночная трасса с флажками. Номер конверта соответствует номеру флажка на трассе. Фишки разных цветов соответствуют цвету автомобиля. Правила математических гонок: каждая команда выполняет задание, указанное в конверте, кто решил задание поднимает руку, за правильный ответ 1 балл, за скорость дополнительный балл. Команды приклеивают свои фишки на гоночную трассу в зависимости от набранных очков.
- Предлагаю вам начать наш урок с математической разминки.
- Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
- Начинаем движение с первого флажка.
2. Устные вычисления
Конверт 1
Запишите в тетрадь ответы (ответы закрыты)
156*2=312
555:5=111
275+1000=1275
42:6=7
134*3=402
714:7=102
8*3=24
524+2000=2524
1520+1520=3040
- Ребята, расположите полученные числа в порядке возрастания
7 24 102 111 312 402 1275 2524 3040
П Р О Ф Е С С И И
- Какое слово получилось?
-Как вы понимаете слово « профессия»? (Ответы детей).
- Профессия – это труд, который человек выбирает себе на всю жизнь. Каждый человек на земле должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы получить профессию, нужно много знать и много уметь. Сейчас вы ученики и обучаетесь в школе, ваша учеба - тоже труд и труд не простой.
- Как вы думаете, какая профессия самая интересная, самая творческая, самая лучшая, самая необычная на Земле?
(Ответы учащихся.)
– Наверное, определить самую лучшую профессию очень непросто. Так же сложно сказать, какие профессии самые нужные и самые важные.
- А в каких профессиях мы сталкиваемся с математикой? (ответы детей, приклеивание жетона)
3. Актуализация знаний
Конверт 2
- Чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
Чтоб определить тему нашей гонки, я предлагаю вам разгадать ребусы.(Ребусы в конвертах, учащиеся разгадывают их в команде).
Водитель модельер
Конверт 3.
Решите устно, в тетрадь запишите только ответы
- Кондитер выпекает за 3 часа 15 коржей для торта. Сколько коржей для торта он выпечет за 2 часа?
- Какое расстояние проедет водитель автобуса за 2 часа, если его скорость 60 км/ч?
- На пошив 2 платьев швея расходует 4 метра ткани. Сколько метров ткани потребуется швее для изготовления 8 платьев?
- За какое время лесничий, двигаясь на лыжах со скоростью 5 км/ч, пройдёт 15 км?
- Токарь за 1 час делает 15 деталей, а его ученик 11 деталей. Сколько деталей сделают они за 8 часов работы?
- Цветочный бутик продал за 1 день 25 букетов. Сколько букетов цветов бутик продаст за неделю?
Проверка (приклеивают жетон)
(Учащиеся зачитывают подготовленные сообщения о профессиях, используемых в задачах).
Конверт 4. Уравнение
- Решите уравнения, и вы узнаете, о какой профессии пойдет речь.
X+60=2000:8 720: X=20 X*30=150 (слово «космонавт» записано на обороте)
(Сообщение учащегося) «Профессия космонавта – одна из самых сложных, редких и опасных на Земле. Тех, кто покоряет космическое пространство, смело можно назвать героями. И пока миллионы людей по всему миру восхищаются космонавтами, для них самих сложнейшая работа в невесомости, полная рисков и угроз, – это обычные трудовые будни. Как и простые труженики на Земле, космонавты просыпаются по будильнику, завтракают и приступают к делам по определенному графику. Их труд и быт проходит в условиях невесомости.
Учитель: Молодцы, вы справились с этим заданием и можем продолжить наше движение. (Приклеивают жетон)
Конверт 5. Загадки
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать, он много,
Потому, что он ...(Артист)
Паренёк под облаками
Ловко действует руками.
Нервы крепки, зорок глаз.
Кто же это? (Верхолаз)
Как же трудно спозаранку
Целый день крутить баранку.
Мчится он во весь опор,
Потому что он... (Шофёр)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней? (Доктор)
Много ей работать нужно,
И работать с огоньком,
Чтоб была у нас на ужин
Каша с маслом, молоком. (Доярка)
Кладёт кирпич за кирпичом —
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днём
Все выше, выше новый дом. (Каменщик)
(проверка, приклеивание жетона)
Конверт 6. Блиц – турнир. Работа в парах.
- Чтобы путь стал безопасным,
И учёба не напрасной
Знать нам надо без сомнения
Математику и правила движения.
Перед вами знаки дорожного движения, назовите эти знаки
Ребята, а какие профессии связаны с нашим заданием? (водитель, полицейский и т.д.) (Проверка и приклеивание жетонов)
4. Физкультминутка
- Мы сегодня говорим о движении, и мы должны знать правила дорожного движения. Вот мы сейчас с вами и повторим эти правила в нашей физкультминутке. Да – хлопать в ладоши, нет – топать.
• Переходить проезжую часть следует по пешеходным переходам.
• Детям разрешается играть в снежки на обочине дороги.
• Разрешается играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
• Переходить улицу можно только при зеленом свете светофора.
• Переходя через улицу, сначала посмотри направо.
• Нельзя обходить автобус ни спереди, ни сзади.
• Красный сигнал светофора означает: движение транспорта запрещено.
- Ну, вот мы с вами отдохнули и с новыми силами отправляемся в путь. Наш друг тоже отдохнул и готов к дальнейшему движению.
5. Закрепление изученного материала. Решение задач
Конверт 7. Движение к следующему флажку. Уч-ся открывают конверт и читает: «Знакомьтесь – сапсан, самый быстрый в мире летун. Этот красавец из семейства соколов выделяется из всего животного мира не только своей сверхскоростью, но и чрезвычайно высоким интеллектом. С давних времён люди приручали самых быстрых в мире птиц и использовали для популярной в средние века забавы — соколиной охоты. Наверное, мало кто знает, что скорость самой быстрой птицы в мире в пикирующем полёте достигает трёхсот двадцати двух километров в час. Для сравнения, это равняется 90 метрам в секунду! Ни одно животное на свете больше не может достичь подобной скорости».
Задача 1. «С двух сторон острова, расстояние между которыми 20 км, одновременно навстречу друг другу вылетели два сапсана и встретились через 20 мин. Скорость первой птицы – 230м/мин. Найдите скорость второй птицы».
- Как вы думаете, с какими профессиями связана наша задача? (ответы уч-ся зоотехник, ветеринар, эколог, лесничий).
- А мы с вами можем заботиться о нашей планете, о нашем городе? Как? (ответы детей)
Сообщение уч-ся о профессии эколог.
Зелёную природу,
Всех птичек и зверей
Эколог защищает
Заботою своей.
Он говорит народу,
Волнуясь и любя:
«Кто сохранит природу –
Тот сохранит себя».
Пусть чистым будет море,
Цветущими – поля,
Пускай не знает горя
Любимая Земля.
Эколог – это человек, который занимается охраной окружающей среды. А знаешь ли ты, что такое окружающая среда? Это те места, где мы живём, работаем и отдыхаем. Загрязнение окружающей среды в городах приносит вред растениям, животным и людям. Дым из фабричных труб, выхлопные газы машин, химические удобрения, отравленная вода, огромное количество мусора – всё это отравляет мир вокруг нас. Экологи могут найти ответы на вопросы: «Как сберечь леса и озёра?», «Как лучше использовать землю?» и другие.
(Проверка и приклеивание жетонов)
6. Рефлексия.
Конверт 7. Оценивание
Молодцы! Мы прибываем к финишу. Вы хорошо поработали. Давайте подведём итоги.
– О каких профессиях мы сегодня говорили?
- На свете существует много различных профессий. А наша главная профессия – ученик. Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.
“Елочка настроения”.
Ребята, на доске зеленая красавица – елочка, если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к елочке - красный шар, если не понравился – синий.
Домашнее задание: составьте кроссворд на тему «Профессии в моей семье»
Литература
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. /[Анащенкова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.] – М: Просвещение, 2011.
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 класс. Учеб, для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2014.
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 4 класс: к УМК Школа России Моро М.И. и др. – М.: ВАКО, 2014.
Приложение