Материалы для проведения деловой игры по теме «Конституция РФ» в старших классах - №3
4 этап
На этом этапе учащимся предлагается обсудить «Мысли мудрых», так или иначе созвучных с темой деловой игры, придерживаясь при этом следующего плана (согласно критериям оценивания обществоведческого эссе) в своих рассуждениях:
- согласиться или не согласиться с автором,
- аргументировать свое мнение, опираясь на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы,
- привести факты и примеры из различных источников (сообщения СМИ, материалы учебных предметов, собственный жизненный опыт).
Возможные высказывания для обсуждения:
- «"Разделяй и властвуй" - мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше» (И.В. Гёте).
- «Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов» (Б. Кистяковский)
- «Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан» (В. Гумбольдт)
- «Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает» (И. Ильин).
- «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье)
- «Наилучшая конституция для народа есть та, к которой он привык» (И.Бентам).
- «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять свои обязанности граждан». (С. Смайле)
- «Лучшее государственное устройство для любого народа - это то, которое сохранило его как целое». (М. Монтень)