12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна2254
Россия, Смоленская обл., Тюшино
8

Материалы к проведению уроков по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»



       На изучение рассказа в своей рабочей программе я выделила 3 урока + домашнее сочинение.
       Первый урок посвящаю знакомству с биографией писателя, историей создания рассказа на основе статей учебника В.Я.Коровиной. Статьи небольшие, поэтому можно дать задание прочитать их про себя и пересказать. Считаю необходимым на уроке обратиться к карте России, чтобы найти на ней  родные места писателя, так как сейчас дети имеют очень слабые географические представления о своей стране. Затем приступаем к чтению рассказа. На дом - прочитать рассказ до слов «… и вскоре забылся беспокойным сном» + задания 1-7 из дидактического материала. По ходу чтения будем составлять план рассказа ( в нём 11 пунктов, как и заданий) и давать развёрнутые ответы на вопросы. Вопросы взяты из методического пособия: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки, М.Просвещение, 2012г.

дидактический материал
DOCX / 45.52 Кб

 

В.П.Астафьев «Васюткино озеро» 5 класс

 

  1. Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от начала текста до слов «…иногда  из ружья пальнёт». Расскажите, какая проблема озадачила рыбаков из бригады Васюткиного отца.

 

  1. Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «Васютка проснулся поздно»  до слов «…тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу». О каких таёжных законах предупреждала Васютку мать? Почему Васютка не выстрелил в кедровку?

 

  1. Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «Вдруг впереди Васютки что-то захлопало» до слов «Пора уж им быть». Как Васютка справился с глухарём? Какие навыки охотника он проявил?

 

  1. Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «Он посмотрел кругом» до слов «Будь что будет», - отрешённо подумал он». Какой символический смысл вложил писатель в образ мёртвой птицы и мухи, попавшей в тенёта?

 

  1. Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь» до слов «…он отламывает отростки от корневища и несёт их к костру».  Какие испытания выпали на долю Васютки в первую ночь и как он с ними справился? Какие качества характера он проявил?

 

  1. Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «Коротка августовская ночь в Заполярье» до слов «По всем признакам ждать этого осталось недолго».  Какой видит Васютка тайгу? Опишите её.

 

  1. Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «Солнце пошло на закат…» до слов «… и вскоре забылся беспокойным сном». Почему Васютка расплакался, увидев озеро? Что его особенно удивило? Почему его стало донимать раскаяние?

 

  1. Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «Проснулся Васютка поздно…» до слов

«… обругал Васютка дождь». Какие важные открытия произошли с Васюткой? Что помогло Васютке их совершитьи как они помогли ему?

 

  1. Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «Он засунул руки в рукава…» до слов «… Вот стучит, стучит, стучит!..»  Почему последние день и ночь были для Васютки особенно тяжёлыми?

 

  1.  Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «Тут же опомнился …» до слов «… протягивая руки навстречу сыну».  Какие слова выражают чувства Васютки, дяди Коляды, деда и матери?

 

  1. Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «И вот Васютка дома!» до конца рассказа. Какие важные нравственные открытия делает для себя Васютка? Почему озеро назвали его именем?
    
 
       Второй урок начнём с проверки домашнего задания. Далее читаем рассказ с остановками и выполняем задания из дидактического материала На дом - дочитать рассказ + оставшиеся задания из дидактического материала.
         
       Третий урок начнём с домашнего задания. Закончим план, но на вопросы отвечать не будем: они всплывут по ходу анализа. Провести урок по может презентация и дидактический материал №2 . При разработке презентации были использованы материалы других педагогов, опубликованных на этом сайте:  Джиоева Лейла Крыс Ольга Анатольевна
 

Презентация к заключительному уроку
PPTX / 2.15 Мб

Черты Васютки
DOCX / 14.91 Кб
 

Черты характера Васютки

«Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»

«Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»

 «Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

 «Погасла звездочка – значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».

«…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило – к холоду!»

«Та-ак...Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

«Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»

«Стрелять он не стал… Трепет перед драгоценным «припасом»крепко вбит»

«Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»

« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»

«Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»

 «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»

 «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»

«он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»

  «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». «...отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать» Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел.

 

 

Что помогло выжить Васютке?

«В свои тринадцать он уже много умел. Стрелял он и уток,и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не удавалось».

Владел ружьем

Умел разжечь костер даже в дождь

Добыть и приготовить дичь

Ориентировался по зарубинам и пометкам на деревьях

Умел без компаса определить стороны света

Знал особенности эха в лесу

Знал, как сберечь в тайге припасы от грызунов

Знал, как подготовить в лесу теплое место для ночлега

Знал приметы погоды

Умение преодолеть растерянность и страх в самом себе

Не расходовать зря патроны.

Не съедать припасы все сразу

Вспомнить в самую страшную минуту слова отца и деда: «Тайга хлипких не любит», «Природа не любит слабых и трусливых» Эти слова придали ему сил.

«Откуда все же взялась в озере речная рыба?», «А если озеро проточное и из него вытекает речка, она … приведет …к Енисею».

«Стал складывать в костер дрова: догадался, что у костра скорей его заметят»

Стал стрелять из ружья, чтоб выстрелы привлекли внимание людей на рыбосборочном катере.

Речная рыба водится только в проточных озерах

Тайга для Васютки – открытая книга. Он сумел прочитать эту книгу, и она указала мальчику выход из тупика.

Умел по деревьям определять направления (север-юг,…) «Он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где километровая тайга без конца и без края».

Найти по типу леса реку.

Знал, что лиственный лес обычно тянется по берегам Енисея.

Знал, что стебли травы среди мха, мелкий кустарник свидетельствуют, что где-то вблизи водоем (болото, озеро)

Знал, что свидетельствует о близости реки в тайге

 
      Третий урок должен помочь ребятам успешно подготовиться к домашнему сочинению "Почему рассказ В.П.Астафьева называется "Васюткино озеро"?"
 
Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 25.08.19 в 19:40 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Николаевна, все грамотно и по делу, как все Ваши работы!
Стригачева Татьяна Николаевна, 26.08.19 в 07:28 1 Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо за отзывчивость. Часто коллеги наталкивают на идеи, которые в сочетании дают что-нибудь новое.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.