Материалы к проведению уроков по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» (Литература, 5 класс)
Пояснительная записка к презентации
В.П.Астафьев «Васюткино озеро» 5 класс
- Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от начала текста до слов «…иногда из ружья пальнёт». Расскажите, какая проблема озадачила рыбаков из бригады Васюткиного отца.
- Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «Васютка проснулся поздно» до слов «…тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу». О каких таёжных законах предупреждала Васютку мать? Почему Васютка не выстрелил в кедровку?
- Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «Вдруг впереди Васютки что-то захлопало» до слов «Пора уж им быть». Как Васютка справился с глухарём? Какие навыки охотника он проявил?
- Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «Он посмотрел кругом» до слов «Будь что будет», - отрешённо подумал он». Какой символический смысл вложил писатель в образ мёртвой птицы и мухи, попавшей в тенёта?
- Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь» до слов «…он отламывает отростки от корневища и несёт их к костру». Какие испытания выпали на долю Васютки в первую ночь и как он с ними справился? Какие качества характера он проявил?
- Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «Коротка августовская ночь в Заполярье» до слов «По всем признакам ждать этого осталось недолго». Какой видит Васютка тайгу? Опишите её.
- Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «Солнце пошло на закат…» до слов «… и вскоре забылся беспокойным сном». Почему Васютка расплакался, увидев озеро? Что его особенно удивило? Почему его стало донимать раскаяние?
- Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «Проснулся Васютка поздно…» до слов
«… обругал Васютка дождь». Какие важные открытия произошли с Васюткой? Что помогло Васютке их совершитьи как они помогли ему?
- Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «Он засунул руки в рукава…» до слов «… Вот стучит, стучит, стучит!..» Почему последние день и ночь были для Васютки особенно тяжёлыми?
- Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «Тут же опомнился …» до слов «… протягивая руки навстречу сыну». Какие слова выражают чувства Васютки, дяди Коляды, деда и матери?
- Подумайте, как можно озаглавить фрагмент рассказа от слов «И вот Васютка дома!» до конца рассказа. Какие важные нравственные открытия делает для себя Васютка? Почему озеро назвали его именем?
Черты характера Васютки
|
«Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером» |
|
«Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка» «Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!» |
|
«Погасла звездочка – значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия». «…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило – к холоду!» «Та-ак...Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг» |
|
«Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь» «Стрелять он не стал… Трепет перед драгоценным «припасом»крепко вбит» «Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу» |
|
« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!» «Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке» «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх» «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его» «он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед» |
|
«Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». «...отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать» Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел. |
Что помогло выжить Васютке?
|
«В свои тринадцать он уже много умел. Стрелял он и уток,и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не удавалось». Владел ружьем Умел разжечь костер даже в дождь Добыть и приготовить дичь Ориентировался по зарубинам и пометкам на деревьях Умел без компаса определить стороны света Знал особенности эха в лесу Знал, как сберечь в тайге припасы от грызунов Знал, как подготовить в лесу теплое место для ночлега Знал приметы погоды Умение преодолеть растерянность и страх в самом себе |
|
Не расходовать зря патроны. Не съедать припасы все сразу Вспомнить в самую страшную минуту слова отца и деда: «Тайга хлипких не любит», «Природа не любит слабых и трусливых» Эти слова придали ему сил. |
|
«Откуда все же взялась в озере речная рыба?», «А если озеро проточное и из него вытекает речка, она … приведет …к Енисею». «Стал складывать в костер дрова: догадался, что у костра скорей его заметят» Стал стрелять из ружья, чтоб выстрелы привлекли внимание людей на рыбосборочном катере. |
|
Речная рыба водится только в проточных озерах |
|
Тайга для Васютки – открытая книга. Он сумел прочитать эту книгу, и она указала мальчику выход из тупика. Умел по деревьям определять направления (север-юг,…) «Он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где километровая тайга без конца и без края». Найти по типу леса реку. Знал, что лиственный лес обычно тянется по берегам Енисея. Знал, что стебли травы среди мха, мелкий кустарник свидетельствуют, что где-то вблизи водоем (болото, озеро) Знал, что свидетельствует о близости реки в тайге |




































Легоцкая Вера Сергеевна
Стригачева Татьяна Николаевна