Фишбоун к уроку литературы в 5 классе «Рассказ В.П. Астафьева "Васюткино озеро"»
Применение технологии критического мышления. Фишбоун по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». «Инициация по-сибирски».
Цель: выявить авторскую позицию в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро» с помощью применения стратегии смыслового чтения Фишбоун.
Задачи:
определить проблемный вопрос,
установить причинно-следственные связи событий и явлений в рассказе,
сформулировать вывод по поставленной проблеме, учитывая найденные закономерности.
Фишбоун (рыбий скелет/рыбья кость) – приём смыслового чтения, который реализуется в рамках технологии критического мышления. Составление фишбоун позволяет раскрыть для понимания проблемную тему, показать причины, которые привели к определённому повороту в сюжете художественного произведения.
В голове рыбы прописывается проблемный вопрос. На косточках слева – причины (общее), справа – факты (частный случай, проявление). В хвосте – вывод, который может быть сформулирован в виде пословицы. Это и будет авторская позиция по одному из проблемных вопросов (в произведении их, как правило, несколько).
Представленный фишбоун составлен по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро», который изучается в 5 классе. Такую схему также можно использовать как шаблон при обучении написанию сочинения. Каждый «этаж» косточек будет представлять отдельный абзац, который ученики должны дополнить цитатой из текста. В хвосте прописан вывод.
Составление фишбоун – интереснейшая технология, которую стоит освоить вместе с учащимися!
Ильина Оксана Геннадьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Цыбусова Юлия Валерьевна
Устинова Валентина Ивановна