12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Касимова Людмила Михайловна898
Россия, Удмуртская респ., Сарапул
Материал размещён в группе «Проектные задачи.»

Проектная задача

по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Литература 5 кл. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

Жители бассейна реки Енисей озабочены тем, что на их территории участились случаи, когда туристы, грибники, охотники, а главное – дети теряются в лесу. Приходится организовывать спасательные операции, проводить поисковые работы.

Жители данного региона обращаются с просьбой помочь уменьшить количество заблудившихся в лесу.

Задание 1. «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».

В.П. Астафьев. Выпишите из текста рассказа фразы, которые раскрывают секреты природы, помогающие человеку понять ее.


Задание 2. Найдите в тексте народные приметы, таёжные законы, которые помогли Васютке выжить в тайге.

Задание 3.Напишите рецепт приготовления дикой птицы в походных условиях (с опорой на текст рассказа).

 

Задание 4. Дайте совет, как правильно организовать место ночевки.

Как приготовить место для ночлега.

Задание 5. Соберите и оформите памятку «Если ты заблудился в тайге»

 

Задания с ответами

Задание 1. «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».

В.П. Астафьев. Выпишите из текста рассказа фразы, которые раскрывают секреты природы, помогающие человеку понять ее.

Частые осенние дожди вспучили реку, вода в ней поднялась, и рыба стала плохо ловиться: ушла на глубину. 

Кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра. 
Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг.

Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки)

Трава растет обычно вблизи больших водоёмов

Болота чаще всего бывают у берегов озёр

В некоторых озёрах будто бы водится белая рыба, но озёра эти должны быть или были когда-то проточными.

 

Задание 2. Найдите в тексте народные приметы, таёжные законы, которые помогли Васютке выжить в тайге.

Мать привычно строго напоминала: «Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь».

Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички. 

Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду. 

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки.

Надо было запастись на ночь дровами

Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей.

Он перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, накрывшись телогрейкой.

С огоньком всегда веселее, а в одиночестве — тем более

Слова дедушки: «Вызвездило — к холоду!»

«Погасла звёздочка — значит, жизнь чья-то оборвалась», — вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия 

Чтобы заглушить тошноту, Васютка на ходу срывал гроздья красной смородины

Потом кинулся назад и стал складывать в костёр все припасённые дрова: догадался, что у костра скорей его заметят.

Не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро


 

Задание 3.Напишите рецепт приготовления дикой птицы в походных условиях (с опорой на текст рассказа).

Рецепт приготовления птицы от Васютки.

Ощипать тушку птицы.

Выпотрошить (удалить внутренности).

Сгрести костер в сторону.

На горячем месте выкопать ямку.

Положить туда птицу.

Закрыть ее мхом.

Присыпать горячей землей, золой, углями.

Сверху положить пылающие головни.

Подбросить на головни дрова.

Время приготовления 1 час

 

Задание 4. Дайте совет, как правильно организовать место ночевки.

Как приготовить место для ночлега.

Запасите дров на ночь.

Сложите в кучку сухой мох, мелко наломайте сухих сучьев и подожгите.

Подбросьте дров.

После того, как вы приготовили на костре еду, перенесите костер в сторону.

Уберите все огоньки.

Набросайте на место костра веток с хвоей, мха.

Опубликовано в группе «Проектные задачи.»


Комментарии (3)

Лихина Елена Викторовна, 29.08.17 в 02:30 2Ответить Пожаловаться
Людмила Михайловна, какая же вы молодец! Замечательная задача! Обязательно предложу коллегам!
Касимова Людмила Михайловна, 29.08.17 в 05:47 2Ответить Пожаловаться
С нетерпением ждала вашего комментария, Елена Викторовна. Спасибо. Сегодня на районной августовской конференции провожу мастер-класс "Проектные задачи - этап освоения школьниками поисково-исследовательской деятельности". Кстати, с вашей легкой руки. Сумели меня смотивировать на изучение темы. Спасибо.
Горбачёва Марина Юрьевна, 01.08.18 в 04:45 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу! Полезный ресурс,Людмила Михайловна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.