Конспект занятия «Применение технологии веб-квеста на уроке литературы (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро")»
Применение технологии Веб-квеста на уроке литературы
Дмитриенко Вера Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Одинцовская СОШ №5
Актуальность работы:
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни
современного человека. Владение данными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности и информационной культуры.
Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Формирование ИКТ-компетентности
учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана.
Современных информационных технологий в настоящее время достаточно много. Одна из них – образовательные веб-квесты.
Веб-квест в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Веб-квест – это игра и обучение одновременно. Это интересный и активный вид деятельности и ролевая игра. Выполняя различные роли, учащиеся рассматривают проблему с разных сторон. Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как Веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным, а полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается целый ряд компетенций.
Планируемые результаты в ходе прохождения веб-квеста.
Личностные:
- желание осваивать новые виды деятельности;
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
- приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- формировать способность к самооценке своих действий.
Познавательные:
- осознавать познавательную задачу;
- самостоятельно находить и извлекать нужную информацию из разных источников; - понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
- выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; делать обобщения, выводы;
- приобретать ИКТ-компетенции; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения, выводы.
Регулятивные:
- прогнозирование своей деятельности;
- элементы волевой саморегуляции;
- самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;
- составлять план и последовательность действий и действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в план действий;
- осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
- уметь распределять своё время и уделять время для занятий.
Коммуникативные:
- уметь слушать и вступать в диалог с учителем или другими учащимися;
- уметь формулировать вопросы;
- уметь отвечать на вопросы других;
- уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения;
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
- формулировать собственные мысли;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Урок литературы
Веб-квест по рассказу В.П. Астафьева
«Васюткино озеро»
Структура веб-квеста
Этапы веб- квеста |
Содержание
|
Деятельность обучающихся |
Введение
|
Знакомство учащихся с понятием «Web- квест», определение целей и задач веб-квеста, знакомство с основными требованиями для прохождения веб- квеста. |
Изучение памятки о прохождении веб-квеста, заполнение анкеты в Google-форм для формирования команд. Адрес веб-квеста https://kraeveds.wixsite.com/vasyutkinoozero |
Знакомство с ролями
|
Учащимся предлагается список ролей, от лица которых они могут выполнить задания. Знатоки природы: знакомятся с животным и растительным миром в рассказе "Васюткино озеро", узнают секреты Сибирской тайги. Костровые: раскрывают секреты костра в рассказе "Васюткино озеро" и узнают, какие еще бывают виды костров. Повара: узнают, как приготовил еду герой рассказа "Васюткино озеро" в лесу и другие походные рецепты. Ориентировщики: вместе с героем рассказа "Васюткино озеро" ориентируются в лесу по природным приметам. |
Выбор роли по интересам, которые дают возможность показать свои знания и проявить творческие умения. |
Работа над заданиями |
Участники выполняют задания в соответствии с выбранными ролями. В процессе работы над веб-квестом происходит обучение умениям работы с сетью Интернет. |
Каждое задание выбранной роли имеет ссылки на ресурсы, изучение которых способствует нахождению ответов на поставленные вопросы. |
Оформление результатов работы и подготовка отчета команд
|
Участие в веб-квесте предполагает коллективную форму работы и индивидуальную с последующим обсуждением в группах. |
Результаты поиска и исследований, творческих работ команды размещают на страницах квеста. |
Защита итоговых работ |
Предполагается обсуждение результатов работы, знакомство с работами всех команд, защита работы. В заключении, все участники проекта должны проверить свои знания по теме, выполнив тест. |
На публичную презентацию команды должны представить: - устные сообщения с наглядной информацией о способах ориентирования, - изготовление собственного костра, - составление меню из лесных ингредиентов. |
Самооценка |
Ключевым разделом любого веб-квеста является оценка результатов работы |
Участники квеста оценивают самих себя, товарищей по команде. |
Цель веб-квеста состоит не столько в том, чтобы учащиеся получили новые знания в web-квесте о способах выживания в экстремальных ситуациях, а в том, чтобы научились эти знания добывать самостоятельно и творчески применять для получения новых знаний. Современным детям необходимо осваивать средства новых информационных технологий — это современные средства и системы информационного обмена, позволяющие собирать, создавать, накапливать, обрабатывать, передавать информацию. Мне кажется, что проделанная работа помогла ребятам понять, как важно знание компьютерных технологий и умения их использовать в нашем мире.
Методическая разработка веб-квеста
по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Цель внеклассного мероприятия: формировать исследовательские навыки, связанные с сопоставлением теории и практики – знаний, полученных на уроках литературы и практического опыта ориентирования на местности.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- воспитание интереса и уважительного отношения к русской литературе, к опыту писателей и людей старшего поколения,
- развитие познавательных потребностей и исследовательских способностей путём привлечения учащихся к самостоятельной познавательной и исследовательской практике на основе использования Интернет-ресурсов,
- формирование информационной культуры и культуры общения, умений работать в группе.
Форма мероприятия: прохождение веб-квеста, выполнение заданий по ролям: знатоки природы, костровые, повара, ориентировщики.
Технологии: ИКТ, игровая, командная, личностно-ориентированная.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы работы: чтение и анализ рассказа при подготовке к уроку, распределение обязанностей в группе, самостоятельная работа при поиске необходимой информации, подборка материалов о видах костров, о растениях и птицах, составление меню, командное решение итогового теста.
Актуальность темы заключается в том, что учеников надо учить не только в теории, но и на практике. Не всегда такой практикой может быть собственный опыт. Опыт мальчика Васи будет очень полезным.
Предварительная подготовка: прочитать рассказ Астафьева В.П. «Васюткино озеро».
Изучаемые дисциплины: Веб-квест метапредметный: ОБЖ, краеведение, окружающий мир, ориентирование, литература.
Возраст: обучающиеся 4-7 классов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Приветствие участников веб-квеста.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас пройдет необычный урок в форме веб- квеста. Что такое веб- квест? Попробуйте сами определить значение этого слова. Отгадайте загадку:
Интернет - международная (всемирная) компьютерная сеть. Слово
ВЕБ в переводе с английского языка означает СЕТЬ.
А английское слово QUEST означает ПОИСК, ПРИКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, веб- квест – поиск в Интернете.
3. Мотивация учебной деятельности
Ещё в незапамятные времена человек научился защищать себя от холода и зноя, строить себе жилище из снега и ветвей деревьев, добывать огонь, отыскивая съедобные плоды и коренья, охотиться на птиц и зверей. Но прошли столетия, и человек стал постепенно отдаляться от природы и утрачивать навыки. Человек, оказавшийся в природных условиях в одиночестве - это экстремальная ситуация, в которой главное - выжить.
Тринадцатилетний Васютка Шадрин – главный герой рассказа Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро» заблудился в тайге. Подросток был уверен, что сейчас он «посоображает» и найдет дорогу домой. Но плутать ему пришлось 5 дней. Ребята! Вам предстоит пройти по страницам рассказа "Васюткино озеро", познакомиться со способами выживания героя, освоить новые и проверить, хватит ли ваших знаний для прогулки по лесу.
4. Роли и задания веб-квеста
Учащиеся знакомятся с ролями квеста и выбирают ту, которая им интересней. В начале прохождения веб-квеста заполняют Анкету 1.
Выбрав роль и прочитав задания, ученики объединяются в группы.
Задание для ЗНАТОКОВ ПРИРОДЫ.
Вам предстоит познакомиться с информацией о растительном и животном мире в рассказе "Васюткино озеро", узнать секреты Сибирской тайги.
Переходите по ссылкам, нажимая на все объекты на данной странице. Это птицы, рыбы, животные, насекомые и деревья. Перейдя на страницу выполнения задания и познакомившись с теми вопросами, на которые требуется обратить внимание, участники подбирают информацию о животных, затем переходят к выполнению задания.
|
|
В он-лайн форме участники квеста отгадывают слова, связанные с природой Сибири. |
Задание для КОСТРОВЫХ
У новичков обычно не возникает вопросов, какой тип костра выбрать, он просто делает костёр и всё. Главное, чтобы он горел, и так сойдёт. На самом деле, уметь разводить разные типы костров довольно важный момент, так как у них разное назначение — какой-то тип хорошо использовать для приготовления пищи, какой-то для обогрева или сушки одежды. Вам предстоит выяснить, какие костры разводил Васютка, затем познакомиться с другими типами костров.
Затем костровые выполняют два задания: определяют все достоинства и недостатки разных видов костров и из подручного материала складывают их.
Задание для ПОВАРОВ.
Оказавшись на природе в отрыве от привычных бытовых благ, есть риск оказаться абсолютно беспомощным. Особенно туго приходится неприспособленным горожанам в тот момент, когда их настигает голод. Природа дает много шансов для добычи пищи. Большинство трав, съедобных в весенне -летнее время, в цивилизованной жизни считаются злостными сорняками и нещадно истребляются. Васютка из этой сложной ситуации смог выйти, так как у него был опыт отца и деда.
Задание Прочитайте на странице веб-квеста о том, что готовил Васютка. 2. Познакомьтесь с рекомендациями по использованию разных растений. 3. Решите кроссворд, слова которого связаны с приготовлением пищи в лесу. 4. Составьте меню из блюд, которые можно приготовить в нашем лесу. Разместите меню на странице веб-квеста. |
Задание для ОРИЕНТИРОВЩИКОВ
Умение ориентироваться среди незнакомых мест является важным качеством современного грамотного туриста. Означает это
- не заблудиться в незнакомом месте,
- вовремя установить свое местонахождение по сторонам горизонта и географическим объектам,
- узнать направление дальнейшего движения.
Хорошо, когда в поход идет опытный инструктор с компасом. Но так бывает не всегда. Поэтому необходимо знать способы ориентирования и выживания в лесу.
Задание 1) Познакомиться с теми способами ориентирования, которыми пользовался Васютка. 2) Изучить способы ориентирования на местности. 3) Ответьте на вопросы на страницах квеста. 4) Решите ребусы, связанные со способами ориентирования.
|
|
5. Оформление результатов работы и подготовка отчета команд
Все участники команды вместе выполняют задания и готовятся к отчету. Результаты поиска и исследований, творческих работ команды размещают на страницах квеста. Итогом работы над веб-квестом может быть презентация, стенгазета, буклет или устное выступление.
6. Защита итоговых работ.
Обсуждение результатов работы, знакомство с работами всех команд,
защита работы.
На публичную презентацию команды должны представить:
- собранный костер,
- составленный рецепт блюда, приготовленного в лесу,
В заключении, все участники проекта должны проверить свои знания по теме, выполнив тест.
7. Самооценка.
Один из определяющих моментов любого веб-квеста является оценка результатов работы. Участники квеста оценивают самих себя, товарищей
по команде, свои знания и результаты творческой работы.
8. Заключение
Сегодня вы в командах узнали о народных музыкальных инструментах, народных промыслах и жанрах устного творчества.
Чтобы воспитать любовь к Родине, необходимо знать и понимать народные традиции. Раскрывая истоки создания народных инструментов, развивая эмоционально-целостное отношение к жизни через произведения музыкального фольклора, мы все учимся понимать, уважать и не разрушать культурное наследие наших предков.
8. Голосование
12
Наталья Федосеева
Дмитриенко Вера Николаевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Дмитриенко Вера Николаевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Кувардина Валентина Ивановна
Наталья Дзяудиновна Магомадова
Дмитриенко Вера Николаевна
Зарубина Лариса Евгеньевна
Дмитриенко Вера Николаевна