12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крыс Ольга Анатольевна1741
Работаю учителем русского языка. Стаж -30 лет. Люблю свою работу.
Россия, Иркутская обл., Усть-Уда
6

Становление характера Васютки. Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки»

Становление характера Васютки

Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

 

Автор: Мокров Андрей

5 «а» класс, МБОУ « Усть-Удинская СОШ№2»

П. Усть-Уда

Научный руководитель:

Крыс Ольга Анатольевна

учитель русского языка и литературы

П. Усть-Уда,2016

 

Оглавление

1. Становление характера Васютки

1.1. Понятие о литературном характере

1.2. Речь и поступок как способы создания характера

1.3. Характер- основа нашего поведения

1.4. Поведение Васютки в лесу

1.5 Черты характера Васютки

1.6. Что помогло выжить Васютке?

1.7. Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?

1.8. Что думаю я о Васютке.

Заключение

Список использованной литературы

 

Понятие о литературном характере

Литературным характером принято считать образ человека, который очерчен с полнотой и индивидуальной определенностью. Именно через характер раскрывается определенный тип поведения, зачастую тот, который присущ определенному историческому времени и общественному сознанию.

Также через характер автор раскрывает свою нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования. О характере говорят, как о органическом единстве общего и индивидуального, то есть в характере выражены и индивидуальные черты, и те, которые присущи общественности. В более широком понимании, характер – это художественно созданная личность, но та личность, которая отображает действительный человеческий тип.

Для создания определенного характера в литературном произведении существует целая система элементов. Это внешние жесты и внутренние: речь и мысли. Внешность, место и роль героя в развитии сюжета тоже формирует определенный тип характера. В характере также могут присутствовать противоречия, которые уже воплощаются в художественных конфликтах. Противоречия могу быть часть определенного характера.

 

Речь и поступок как способы создания характера

Одними из основных способов создания характера в литературных произведениях являются речь и поступок. Языковая форма выражение характера героя присуща практически всем литературным произведением, именно благодаря этому способу читатели могут полноценно понять тонкости характера литературного героя и его внутренний мир.

Без речи создать определенный характер довольно тяжело. Для такого жанра, как драма, речь персонажей выполняет одну из самых главных характерологических функций.

Поступок является одной из ярких форм выражение литературного характера. Действия героя, его решения и выборы говорят нам о его натуре и том характере, который хотел выразить в нем автор. Поступки порой имеют большое значение, чем речь для окончательного понимания характера литературного героя.

Характер это основа нашего поведения, на которую мы опираемся, чтобы среагировать на какое-то событие. Набор определенных черт личности – сущность характера. В характере человека есть три золотых качества: терпение, чувство меры и умение молчать. Иногда в жизни они помогают больше, чем ум, талант и красота.

Характер уверенно можно назвать основой личности. Это своего рода стержень, который позволяет определенным образом реагировать на различные проявления жизни.

Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности. «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части случаев остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком,» -
Д. Писарев.

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. В жизни возникают такие ситуации, когда человек должен проявить самообладание, мужество и выдержку. Преодоление трудностей и сложных жизненных обстоятельств способствуют становлению характера человека. Человек обязан воспитать в себе человеческое, уметь прощать и понимать людей, а сделать это можно лишь преодолев трудности, превозмогая душевную боль и обиды.

Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.

Черты характера Васютки

Каждую минуту своей жизни, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Вот какие черты характера Васютки я отметил, заочно путешествуя с ним по таежным тропам.

Заботливость.

«Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»

Эмоциональность

«Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»

«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

Рассудительность:

Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

«Погасла звездочка – значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».

«…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило – к холоду!»

«Та-ак...Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

Самообладание:

«Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»

«Стрелять он не стал… Трепет перед драгоценным «припасом»крепко вбит»

«Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»

Сообразительность.

Смекалка. Находчивость.

« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»

«Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»

Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»

Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»

«он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»

Воля. Мужество. Выносливость.

 

Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «...отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.

Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел.

Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.

Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.

Что помогло выжить Васютке?

Приобретенные навыки и умения

«В свои тринадцать он уже много умел. Стрелял он и уток,и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не удавалось».

Владел ружьем

Умел разжечь костер даже в дождь

Добыть и приготовить дичь

Ориентировался по зарубинам и пометкам на деревьях

Умел без компаса определить стороны света

Знал особенности эха в лесу

Знал, как сберечь в тайге припасы от грызунов

Знал, как подготовить в лесу теплое место для ночлега

Знал приметы погоды

Умение преодолеть растерянность и страх в самом себе

Умение вспомнить и оценить советы взрослых, знание таежных законов:

Не расходовать зря патроны.

Не съедать припасы все сразу

Вспомнить в самую страшную минуту слова отца и деда: «Тайга хлипких не любит», «Природа не любит слабых и трусливых» Эти слова придали ему сил.

Собственные догадки:

«Откуда все же взялась в озере речная рыба?», «А если озеро проточное и из него вытекает речка, она … приведет …к Енисею».

«Стал складывать в костер дрова: догадался, что у костра скорей его заметят»

Стал стрелять из ружья, чтоб выстрелы привлекли внимание людей на рыбосборочном катере.

Умение оценить знания и наблюдения рыбаков

Речная рыба водится только в проточных озерах

Знание примет

Тайга для Васютки – открытая книга. Он сумел прочитать эту книгу, и она указала мальчику выход из тупика.

Умел по деревьям определять направления (север-юг,…) «Он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где километровая тайга без конца и без края».

Найти по типу леса реку.

Знал, что лиственный лес обычно тянется по берегам Енисея.

Знал, что стебли травы среди мха, мелкий кустарник свидетельствуют, что где-то вблизи водоем (болото, озеро)


 

Знал, что свидетельствует о близости реки в тайге


 

Васютка сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, приобретенные знания и любовь - любовь к своим родителям, к природе, к Родине.

Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?

Никогда не падать духом! Не терять самообладания! Искать выход из трудных обстоятельств!

Убедился в мудрости законов природы и необходимости их соблюдать.

(Мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.) 

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого.

Природа научила Васютку не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира.

Научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Мальчик по достоинству оценил мудрость деда ( «С тайгой надо дружить» , « В тайге одному делать нечего») и те навыки, что передал ему отец.

Что я думаю о Васютке и какие уроки я получил, общаясь с героем

Герой - необычный мальчик. Симпатия, которую испытывает и автор к Васютке, читается между строк.

Мне он тоже глубоко симпатичен. Несмотря на то, что учился Васютка средне и пошалить любил, и табачком баловался, он заслуживает уважения и даже восхищения. Он совершает ошибку и исправляет ее. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он беззащитный и в то же время сильный. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание .

Он сумел выдержать экзамен, который ему устроила тайга, оценить необходимость не только внимательно приглядываться к зарубкам на деревьях, когда окажешься в лесу, а сделать затеси и в своем сознании, в уме, «зарубить на носу» опыт, советы старших. За пять неполных дней повзрослел, изменился внешне: «Из воды на него глянул парнишка с заострившимися скулами. От дыма, грязи и ветра брови стали еще темнее, а губы потрескались». Но изменения произошли и в его внутреннем мире.

Этот мальчик - мой ровесник, но я совсем не уверен, что сумел бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудился в лесу. Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает. Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика. Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем.  Озеро названо так не только потому, что мальчик Васютка нашёл озеро, а еще и потому, что он преодолел свой страх, преодолел  холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.

 Мне кажется, сделав своего маленького героя именно таким, наделив его характер мудростью и красотой души, может даже не совсем свойственной его возрасту, писатель хотел, чтобы читатели научились чему-то у Васютки.

 

Заключение

В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. Все время, которое он провел в лесу, мальчик помнил слова отца и дедушки: «Тайга наша, кормилица, хлипких не любит!» Поэтому как ни страшно было Васютке, каким безвыходным ни казалось его положение, он держал себя в руках, не раскисал, не падал ду­хом. Смекалка и наблюдательность помогли Васютке найти вер­ный путь домой и рассказать о необыкновенном озере с белой ры­бой. За эту находку мальчику были благодарны взрослые рыбаки. Я думаю, что обнаруженное озеро — достойная награда мальчику за смелость и выдержку, проявленную им в незабываемые дни, которые он проведел один на один с тайгой

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астафьев В. П. « Васюткино озеро» Рассказы / В. П. Астафьев. – М.: Дет. лит. 2010 г.
  2. Астафьев В. П. Сопричастный всему живому / В. П. Астафьев «Литература в школе». – 1989. – №2. – С. 30-38.
  3. Википедия 2006 г. - №3. – С. 65-73.
Опубликовано в группе «Исследовательская и проектная работа в школе»


Комментарии (1)

Стригачева Татьяна Николаевна, 28.03.18 в 15:05 0Ответить Пожаловаться
Ольга Анатольевна, очень практичный материал - бери таблицы с цитатами и работай с пятиклассниками! Мне по душе такие формы работы с текстом: один столбец таблицы оставлю незаполненным - дети сами сделают выводы и определят качества Васютки, навыки, которые он приобрёл в тайге.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.