12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Катанюк Оксана Борисовна219
Россия, Амурская обл., Благовещенск
1

Материалы к уроку истории по теме "Начало Реформации в Германии"

Тема: Реформация в Германии

Педагогически цели: Создать условия для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы; представлений у учащихся об эпохе Реформации через самостоятельную деятельность школьников.

Планируемые образовательные результаты:

-  раскрывать значение понятий Реформация, протестантизм; рассказывать о  деятелях  Реформации; объяснять, что она меняла в сознании и жизни людей;  излагать основные итоги религиозной войны в Германии;                                                                                                                                    - осознанно и произвольно строят речевые высказывания, структурируют знания, находят необходимую информацию в тексте, выделяют смысловые части.

- планируют учебное сотрудничество с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли и идеи.

высказывают свою оценку событий и поступков людей с моральной точки зрения.    

Оборудование:

- мультимедийная установка

- Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов и др.; под ред А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2016. – 319 с.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Ход урока:

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Рада приветствовать вас на уроке истории. Сегодня нам предстоит разобрать интереснейшую тему, но начать хочу с одного рассказа. Будьте внимательны, ваша задача, ребята, – задать вопросы по тем моментам рассказа, которые Вы не поняли.

Апрель 1521 года. По дороге из Виттенберга в Вормс ехал Мартин Лютер. Его путешествие было настоящим триумфальным шествием. Все хотели его видеть. Многие кричали ему: "Вернитесь назад! Вас сожгут!" Лютер отвечал: "Пусть враги зажгут огонь на протяжении всего пути от Виттенберга до Вормса, я все равно пойду, чтобы засвидетельствовать там о нашем Господе Иисусе Христе!"

Шестнадцатого апреля 1521 года Лютер прибыл в Вормс, а 18 апреля состоялся суд. Указывая на стол, где лежали сочинения, написанные Лютером, ему был задан первый вопрос: признает ли он их за свои сочинения? Лютер ответил одним словом: "да". И тут же последовал второй вопрос: согласен ли он отречься от всего, что написал? И мужчина задумался….потом ответил, что отречься от них он не может, так как в них содержится только правда. Свою краткую речь в Вормсе Лютер закончил историческими словами: "Здесь я стою, и не могу иначе. Помоги мне Господь! Аминь!" . Этот суд лишь одно из событий Реформации, начавшейся в в Германии и распространившейся по всей Европе.

ЗАПИСЫВАЮ ВОПРОСЫ НА ДОСКЕ

(Кто такой Мартин Лютер? Почему его судили? Что такое Реформация? Почему она началась? И т.д)

Во время урока, по мере решения учебных задач стираем с доски те вопросы, на которые дали ответы.

Спасибо за вопросы. Ответить на них поможет тема урока «Начало реформации в Европе» - записали тему в тетрадь

Работая, будьте внимательны, как только вы нашли ответ на вопрос, записанный на доске, поднимайте руку, высказывайте предположения. Наша задача, очистить доску к концу урока.

? Что же такое реформация? – стр. 308 – словарь

Работа с определением

? Подумайте, над словами в определении «движение» и «переустройство»

Вспомните, что такое католическая церковь, какую роль она играла в средневековом обществе?

Можно в помощь ребятам на слайд вывести основные понятия, которые они будут объяснять и получится ответ: РИМСКИЙ ПАПА, ИНДУЛЬГЕНЦИЯ, ДЕСЯТИНА, ИНКВИЗИЦИЯ, Церковь - КРУПНЕЙШИЙ ФЕОДАЛ

Пока ребята вспоминают, выдать индивидуальные задания «сильным» ученикам

Карточка 1

Запиши в столбик все категории населения европейского общества 16 века. Подумай, кто и почему был недоволен католической церковью? Будь готов давать определения»

Карточка 2

Прочти письмо Мартина Лютера. В чем обвиняет католическую церковь?

М. Лютер о католической церкви

(из письма папе Льву Х)

Я воистину презрел ваш престол, …который, как я вижу, характеризуется полнейшей испорченностью, безнадежностью и печально известным безбожием. Я был весьма удовлетворен тем фактом, что хорошие христиане насмехаются над вашим именем и над всей Римской Католической церковью. Я противостоял и буду продолжать противостоять вашему престолу до тех пор, пока дух веры живет во мне. ….Но я признаю свой долг перед моими христианскими братьями, которых я обязан предупредить о том, что некоторые из них могут пострадать от язв Рима, чтобы, по крайней мере, полученный ими ущерб был не столь велик….Как вы знаете, много лет из Рима проистекало подобное всемирному потопу влияние, не несшее ничего, кроме опустошения человеческих тел, душ и имения, распространявшее самые отвратительные примеры всего наихудшего. Всем совершенно ясно, что Римская Католическая церковь, некогда святейшая из церквей, превратилась в самый безнравственный вертеп разбойников (Мф. 21,13), … в царство греха, смерти и преисподней. Это столь отвратительно, что даже сам антихрист, если бы он пришел, не смог бы ничего добавить к этому злу.


Дополнения учителя к вопросу «Вспомните, что такое католическая церковь, какую роль она играла в средневековом обществе?»


Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем. Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.

Инквизиция: Испанский философ Вивес в начале XVI века писал: «Мы живем в столь тяжелые времена, когда опасно и говорить, и молчать, так как и в том, и в другом случае вам могут приписать великое множество проступков».

Итак, в 16 веке началось движение за переустройство католической церкви. Напомните, как это движение называется одним словом (реформация).

Родиной реформации считается Германия. Именно в немецком городе Виттенберг 31 октября 1517 года священник Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви листок бумаги, на котором были изложены 95 тезисов. Мартин Лютер – священник, предки которого были крестьяне. От них он унаследовал умение выстоять в самых трудных ситуациях. Семья Мартина была небогатая. Воспитание дома было строгое, побои служили главным педагогическим средством. Вопреки воле отца Лютер принял монашеский обет. В 1507 году посвящён в священники. Став доктором богословия, Лютер приступил к чтению лекций в Виттенбергском университете. В 1510 году он съездил в Рим, где своими глазами увидел роскошь и разврат среди верховного духовенства. Чувства пламенного католика были оскорблены».

? Посмотрите небольшой видеосюжет и поясните, что включали тезисы?

Просмотр видео первые 58 секунд – работа с роликом

Молодцы, внимательно слушали. Мартин Лютер осуждает вначале продажу индульгенций, а позже и католическую церковь. Давайте выясним, что не устраивало нашего героя и многих жителей Германии в церкви, и запишем в тетради причины реформации?

Ответ по карточке № 1

Вспоминаем определения: гуманизм, Возрождение, жадность священнослужителей

По ходу обсуждения записываем в тетради

Причины Реформации:

1. Гонение церкви на науку.

2. Сбор десятины, плата за обряды

Формирование светского сознания

3.Торговля индульгенцией 

Ответ по карточке № 2

Дополняем причины в тетради

4. Продажа церковных должностей

5. Невежество церковнослужителей

7. Вмешательство духовенства в вопросы светской власти

Дополнения учителя к индивидуальным ответам:

- Тецель утверждал, что индульгенции имеют большую силу, чем само Крещение. Про него рассказывают следующую историю: один аристократ в Лейпциге обратился к Тецелю и попросил простить ему грех, который он совершит в будущем. Тот согласился при условии немедленной оплаты индульгенции. Когда Тецель покинул город, аристократ нагнал его и побил, сказав, что именно этот грех он подразумевал.

- Самым любимым развлечением Льва Х была охота и устройство великолепных празднеств, разнообразившихся театральными представлениями, балетами и танцами. На эти развлечения папа ежегодно расходовал вдвое больше той суммы, что приносили папские имения и рудники. Таким образом, он растранжирил весь золотой запас

Портрет? МЛ- священник, борец, основатель реформации

? Какими качествами должен обладать человек, который, в период безраздельного господства католической церкви, выступал против политики Римского папы? Какая судьба могла ожидать его в эпоху разгула инквизиции?".

(целеустремленный, смелый, честный, мужественный)

После суда в Вормсе Лютер скрывался под именем рыцаря Йорга, у саксонского курфюрста Фридриха в Вартбургском замке. Здесь он разработал новые принципы христианской веры

Работа с учебником – стр. 103 -104 – обсуждаем = лютеранство

Тезисы Лютера вызвали ожесточенную полемику по всей Германии, которая переросла в кровавые события: крестьянскую войну (1524 – 1526 гг) и религиозные войны германских князей. Эти войны шли почти 20 лет. Кто-то из немецких правителей возвращался в лоно католической церкви, а кто-то принимал идеи Лютера. И даже запрет лютеранства императором Карлом не возымел действия. Сторонники Лютера заявили императору протест. В итоге в 1555 году подписан Аугсбургский мир «Чья Земля, того и вера», который привел к появлению протестантизма.

Работа с определением «протестантизм» (слайд)

Закрепление, изученного материала может быть проведено в следующей форме.

Ребята, перед вам листы и иллюстрации, выполните задание в паре.

Начало Реформации в Европе

Задание: Разложи иллюстрации в 2 группы. Старайтесь соблюдать хронологию. Подумайте и подпиши термины, которые являются обобщающими для каждой группы представленных иллюстраций











Иллюстрации

t1586355551aa.jpg

t1586355551ab.jpg

t1586355551ac.jpg

t1586355551ad.jpg

t1586355551ae.jpg

t1586355551af.jpg

t1586355551ag.jpg

t1586355551ah.png

Проверяем работу через 5 – 7мин. Правильный ответ должен выглядеть так:


Начало Реформации в Европе

Задание: Разложи иллюстрации в 2 группы. Старайтесь соблюдать хронологию. Подумайте и подпиши термины, которые являются обобщающими для каждой группы представленных иллюстраций

t1586355551ac.jpg

t1586355551ab.jpg

t1586355551ad.jpg

t1586355551aa.jpg

РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ

t1586355551ae.jpg

t1586355551af.jpg

t1586355551ag.jpg

t1586355551ah.png

ПРОТЕСТАНТИЗМ


Подведение итогов.





Используемые ресурсы:

1.Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов и др.; под ред А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2016. – 319 с

2. Новая история стран Европы и Америки. XVI - XIX века. В 3 ч. Под ред. Родригеса А.М., Пономарева М.В. М.: Ч.1 - 2005, 528с.; Ч.2 - 2010, 621с.; Ч.3 - 2008, 420с.   

3. https://studfile.net/preview/808062/page:5/

4. https://megalektsii.ru/s56271t1.html

5. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14901416102043719257&text=видео%20мартин%20лютер%2095%20тезисов&text=лютер%2095%20серия%20&path=wizard&parent-reqid=1586354224883759-961630102341357366200154-production-app-host-vla-web-yp-122&redircnt=1586354251.1



https://yandex.ru/video/preview?filmId=14901416102043719257&text=%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%2095%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F%20&path=wizard&parent-reqid=1586355941726912-1723767642405727227100241-production-app-host-vla-web-yp-265&redircnt=1586355947.1
Реформация
PPTX / 12.54 Мб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.