Урок-исследование по истории для 7 класса «Начало реформации в Европе. Обновление христианства»
Урок – исследование
Тема урока: «Начало реформации в Европе Обновление христианства»
Цели и задачи урока: выяснить причины начала реформации в Европе; выявить причины зарождения реформации именно в Германии; познакомиться с личность Мартина Лютера; установить связь между гуманизмом и Реформацией; продолжать учиться ставить самостоятельно проблемные вопросы и находить на них ответы.; выяснить какое значение имело для европейцев создание лютеранской церкви.
Формирование универсальных учебных действий:
Учащиеся самостоятельно ставят проблемные вопросы и находят на них ответы; учатся раскрывать значения понятии; учатся характеризовать самостоятельно личность Мартина Лютера, выявлять основные моменты связанные с темой урока; характеризуют основные положения лютеранства; находят объяснения каким образом лютеранство влияло на самосознание люде; анализируют источники, продолжают учиться использовать интернет ресурсы в качестве источника для получения научно информации.
Учатся высказывать свое отношение к данному явлению.
Планируемые результаты изучения материала:
Учащиеся самостоятельно ставят вопросы, касающиеся темы урока, что позволяет им лучше понять смысл предстоящей работы .Возможность самостоятельно находить материал и обрабатывать его позволяет учащимся уже на начальной стадии знакомства с материалом запоминать основной материал, а при выполнении домашнее работы только улучшать и закреплять свои знания. Данный урок позволяет установить межпредметные связи сразу с несколькими предметами: география и литература.
Основные понятия и термины урока: Реформация, революция, религиозные воны, лютеранская церковь, протестант, пастор.
Основные источники информации: Школьная энциклопедия том «История Нового времени» Москва «ОЛМА ПРЕСС образование» 2003 г.; учебник «Всеобщая история. История Нового времени» для 7 класса А.Л. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкин»; http://rulers.narod.ru – Всеобщая история в лицах. Мартин Лютер.;
Особенности и значение урока:
По своему содержанию урок является занятием повышенно сложности, как и все уроки ,связанные с изучением вопросов мировоззрения люде. Возраст семиклассников обязывает учителя сочетать доступность изложения с научность содержания. Поэтому я считаю, то урок исследование является оптимальным для работы по данной теме. Учащиеся самостоятельно ставят вопросы в понятно и доступно для них форме, а учитель корректирует их если есть необходимость. Так же в доступно форме учащиеся находят ответы на поставленные вопросы, а учитель имеет возможность корректировать ход их мыслей при поиски информации, так же учащимся не навязывается какая либо точка зрения. Учащиеся могут самостоятельно вырабатывать отношения к тому или иному явлению (в данном случае лютеранство). При этом самостоятельны поиск информации уже влечет за собой запоминание отдельных фрагментов материала, что также хорошо при изучении дано темы. При подготовке к следующему уроку ребятам дома остается освежить некоторые моменты, но не зазубривать текст параграфа
ХОД УРОКА
Первый этап. Мотивационный.
Ребятам читается отрывок из высказываний Мартина Лютера. После прочтения идет активное обсуждение, о чем же идет речь. Ребята могут высказывать различные мнения, но в итоге приходим к выводу, что речь идет о реформах.
Второй этап постановка вопросов и поиск ответов
На втором этапе ребята высказывают вопросы, которые необходимо рассмотреть, чтобы подробно изучить причины возникновения реформации. Выяснить причину возникновения реформации именно в Германии.
Среди предложенных вопросов выбираются наиболее важные и веские вопросы. На мой взгляд это:
Какие явления говорят о кризисе традиционного общества в XV веке?
Какова связь между гуманизмом и реформацией
Почему движение за реформацию церкви началось в XVI в., а не ранее?
Кто был родоначальником Реформации и почему?
Почему именно Германия стала родиной Реформации ?
Какое значение для общества имело создание лютеранской церкви?
Если есть возможность вопросы распечатываются здесь же на уроке на отдельных листах. Ребятам раздаются листы с вопросами и ссылки на сайты, раскладываются энциклопедии. Ребята могут работать коллективно, а могут разделиться на группы. Если учащиеся разбились на группы, то каждой группе необходимо раздать по вопросу. В моем случае работало 6 мини – группы. Ответы записывались на листах под вопросом.
Используемую литературу и интернет ресурсы записали в таблицу:
Название источника |
Производитель (правообладатель) |
Дата изучения |
Жанр |
Оценка, критика, вывод об источнике информации |
По итогам выполнения работы от каждой группы выступает по одному человеку, который освещает вопрос группы.
Итогом занятия будет сделан вывод.
Вывод формулируют все учащиеся.
Рефлексия: В конце урока учащимся предлагается ответить на ряд вопросов показанных на интерактивной доске:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
мне захотелось…
Мои учащиеся выполняли рефлексию на отдельных листочка, подписывали их и сдавали.
Домашнее задание: пар. 11