Урок информатики в 8 классе «Программирование циклов с заданным числом повторений»
Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика . 8 класс. ФГОС.
Тема: Программирование циклов с заданным числом повторений
Цели:
образовательная: научить программированию циклических алгоритмов с заданным числом повторений на языке программирования Паскаль и выполнению их в среде программирования PascalABC.
развивающая: создать условия для развития логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы;
воспитательная: создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля, воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением среды программирования PascalABС.
Предметные результаты освоения учебного материала
научатся выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкции повторения (циклы) несложных алгоритмов;
научатся создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
метапредметные:
Личностные УУД:
Продолжат развивать алгоритмическое мышление;
формировать навыков самоорганизации
формировать навыков письма
овладевают первичными навыками анализа и оценки получаемой информации
Регулятивные УУД:
развивать умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка
овладевать информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Коммуникативные УУД:
аргументировать свою точку зрения;
выслушивать собеседника и вести диалог;
признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Планируемые результаты
Ученик научится:
записывать на языке программирования несложные алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию цикл;
исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
Ученик получит возможность научиться:
составлять циклические алгоритмы на языке программирования Паскаль;
Тип урока: Урок освоения и применения новых знаний
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | |||||||
1 | Организационный момент | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - развитие грамотной речи, памяти | |||||||
2 | Нестандартное начало Цель: создать настрой на работу, привлечь внимание учеников к друг другу, проверить готовность к уроку. | - Прочтите, пожалуйста, слова великого философа и математика, на слайде (1 ученик читает вслух) «Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему что нужно знать» Пифагор - К чему призывают на эти слова? - Эти слова призывают узнать то, чего мы не знаем, научиться тому, чего мы не умеем. - Я надеюсь, что эти слова станут девизом нашего сегодняшнего урока. - Мы постараемся узнать что-то новое, и научимся чему-то, чего не умеем. | Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение | |||||||
3 | Проверка домашней работы | Давайте для начала выясним, что мы уже умеем и знаем, на сколько хорошо вы справились с домашним заданием. В этом нам помогут два ученика, которые сделают на доске № 195 и 196 из домашнего задания. Все остальные работаем фронтально по № 188.стр. 64 Презентация слайды 2-4 | Два ученика выполняют на доске № 195 и №196 с последующим объяснением, параллельно класс фронтально проверяет № 188 из рабочей тетради. Результат выполнения д/з отметить в листах оценивания | |||||||
4 | Повторение пройденного (за верный ответ – 1 балл) Числовой диктант Цель: Повторение ключевых слов Паскаля Работа в группах «Соотнесите операторы и значения переменных» Цель: актуализировать знания и подготовить к восприятию новой темы Определение значения переменных Цель: актуализировать знания и подготовить к восприятию новой темы Прием «дополни предложение » Цель: Организовать и провести контроль и краткое обобщение изученного ранее материала | - Говорят: «Повторение – мать учения». Вспомните: Какие бывают алгоритмы? Что называют циклом? Перечислите известные вам типы циклов. 4) Может кто-то знает, кто доказал, что для записи любого алгоритма достаточно трех основных алгоритмических конструкций? Слайд 5 Текст диктанта - Мы с вами повторили операторы языка Паскаль. Кто помнит, кто разработал этот язык? Слайд 6 Задание для 1 группы Соотнесите операторы и составьте программу, представьте ее на магнитной доске. (№ 190 РТ) Задание для 2 группы Определить значения переменных S и I после выполнения заданных операторов (№ 193 РТ) Задания для 3 группы Дополните предложение типы циклов представить ответ на доске while (цикл – ПОКА) Repeat – (цикл - ДО) For – ???? (цикл с параметром) Слайд 7 | Самооценка в листах оценивания Ответы учащихся: Алгоритмы бывают линейной, разветвляющей и циклической структуры. Алгоритмы, которые содержат конструкцию «Повторение» называют алгоритмом циклической структуры. Нам известны два типа циклов: цикл с заданным условием продолжения и цикл с заданным условием окончания Это был выдающийся нидерландский ученый Эдсгер Вибе Дейкстра. Его идеи оказали огромное влияние на развитие компьютерной индустрии. Он доказал в своих трудах, что для записи любого алгоритма достаточно трех конструкций: следование, ветвление и повторение. Взаимооценка в листах оценивания Разработчиком языка Паскаль был швейцарский ученый Никлаус Вирт. Взаимооценка работы в группе Выполняют, собираю правильный ответ из частей; Представляют на доску. Выполняют программу как исполнитель, определяют значения выводимых переменных. Цикл с заданным условием выполнения ПОКА Цикл с заданным условием окончания работы До; | Регулятивные: - развитие умения формулировать, давать оценку услышанному, делать выводы в соответствии с задачами и нормами русского языка Личностные: - развитие познавательной активности развитие умения выполнять информационно-логические операции : определение понятия, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и умение делать выводы; Личностные: - развитие первичных навыков анализа и оценки получаемой информации | ||||||
5 | Формулирование темы и целей урока через повторение( за верный ответ – 1 балл) Цель: создать план работы на уроке | Третья группа пришла к выводу, что существует еще тип цикла, который нам не известен. Посмотрите на слайд и сделайте вывод, что мы сегодня будем изучать на уроке. Слайд 8 | Называют тему урока: Цикл с заданным числом повторений Называют цель урока: научится: - составлять циклические алгоритмы с заданным числом повторений на языке программирования Паскаль - исполнять циклический алгоритм с заданным числом повторений; - применить на практике полученные знания в среде Pascal ABC, проводя компьютерные эксперименты; | Личностные УУД: развитие грамотной речи, памяти, - Регулятивные: - развитие умения информационно-логических : определение понятия, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и умение делать выводы; Личностные: - развитие первичных навыков анализа и оценки получаемой информации | ||||||
6 | Изложение нового материала Приемы: «Инсерт» и «Кластер» Цель: научить приемам работы с информационным текстом, показывая способы выбора главной информации | Работа с учебником Откройте учебник на стр. 139 Возьмите простые карандаши, Читайте, делайте пометки на полях. Основное запишите в информационный лист «+» - информация знакома «V» - информация новая «? » - есть вопросы Слайд 9 - 10 Вопросы 1 группе: С помощью какого оператора программируется на языке Паскаль цикл с заданным числом повторений? Что является условием выхода из цикла Вопросы 2 группе: Общий вид цикла с заданным числом повторений Где встречаетесь с таким циклом в жизни? Вопросы 3 группе: Продолжите <параметр> - … <начальное_ значение> и <конечное_ значение>… Что происходит при выполнении тела цикла? | - Изучают новую тему самостоятельно. Каждая группа получает свою задачу. Читают текст параграфа по теме, делают пометки на полях «+» - информация знакома «v» - информация новая «-» - информация непонятная Выслушивают ответы друг друга, соглашаются, спорят. Задают вопросы по непонятны моментам текста. Приходят к выводу, что 1.1 Оператор for 1.2 превышение параметром конечного значения 2.Общий вид .for <параметр>:= <начальное_ значение> to<конечное значение> do <оператор> 3.1 переменная целого типа 3.2. выражение того же типа, что и параметр, вычисляемый перед началом цикла 3.3 увеличение на единицу параметра цикла Выполняют пометки в информационном листе Оценивают работу в группе. Формируют умения записывать алгоритм на языке программирования Организуют самопроверку, | |||||||
7 | Закрепление изученного материала Компьютерный практикум | Решить № 10 . Слайд 11 3 более подготовленных ученика работают по индивидуальным заданиям: 1 ученик: № 197 (а) - Трассировка программы 2 ученик: № 199 - Алгоритм написанный на школьном алгоритмическом языке переводит в программу на Паскале 3 ученик: № 200 - Фрагмент блок –схемы реализует на языке программирования Паскаль. Дифференцированная практическая работа для остальных учащихся. Сами выбираем уровень работы
Слайды 12-17 | Работают выполняют задание, 1.Трассируют 2. Пробуют в программе PascalABC 3. Проводят компьютерный эксперимент | Регулятивные: умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Личностные: - формирование умения использовать программное обеспечение для обработки информации Познавательные УУД: - умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием повторения (циклы), несложных алгоритмов, - умения создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования; | ||||||
8 | Подведение итогов урока, рефлексия Проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности | Слайд 18 Домашнее задание: п. 2.4.3 и 3.5.3, № 201, 202 (1) Выставление оценок по результатам листов оценивания РЕФЛЕКСИЯ: Слайд 19 -20 - Что нового вы сегодня узнали? - Чему сегодня научились? -Вам было легко или были трудности? -Что вам было трудно выполнить? - Как вы с этим справились? - Что у вас получилось лучше всего? - Какое задание было самым интересным и почему? -На экране наше дерево успеха. Можем ли мы закрасить еще один листок? -Как мы его назовем? Слайд 20 Спасибо за внимание | Работа с дневниками. Записываю домашнее задание Анализируют работу каждого и работу в группах и парах. Заполняют листы самооценки говорят оценки учителю Выводы: Мы сегодня познакомились с новым типом цикла цикл ДЛЯ с заданным числом повторений. Мы научились записывать программы с циклом ДЛЯ Мне кажется это легче всего программируемый цикл. и. т д. Новый лист на дереве успеха назовем Цикл - ДЛЯ | Регулятивные: - развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Личностные: - развитие логического мышления, познавательной активности Личностные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Цифровой диктант
1. Program 11 char 21 do
2. Integer 12 mod 22 until
3. Read 13 sqr 23 btgin
4. End 14 random 24 real
5. Then 15 var 25 abs
6. And 16 real 26 sqrt
7 for 17 write 27 or
8 repeat 18 Boolean 28 while
9 string 19 if
10 div 20 else
КЛЮЧ 1 15 2 16 23 3 17 4 19 5 20 28 21 8 27
Критерии оценивания
14-15 3 балла
12-13 2 балла
10-11 1 балл
< 10 0 баллов