Технологическая карта урока «Программирование циклов с заданным числом повторений»
Тема урока: Программирование циклов с заданным числом повторений.
Планируемые результаты обучения.
Личностные:
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
· воспитание информационной культуры ; внимательности, аккуратности;
· обобщению знаний из различных областей жизни и своей профессиональной деятельности;
· воспитание чувства товарищества, коммуникативных качеств, культуру межличностных взаимоотношений;
· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели.
- искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения;
Познавательные УУД:
- умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах;
- синтезировать – составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
· аргументировать свою точку зрения;
· выслушивать собеседника и вести диалог;
· развивать логическое мышление,
· признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Предметные:
Ученик научится:
- умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию цикл;
- исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
Ученик получит возможность научиться:
§ составлять циклические алгоритмы на языке программирования Паскаль;
Тип урока: Урок освоения и применения новых знаний
Технологическая карта урока
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
УУД |
I.Организационный этап (1 мин)
|
Эмоционально настраиваются на работу |
Мотивирует класс к активной деятельности на уроке |
Психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата |
II. Актуализация знаний. (5 мин) Цели: проверка домашнего задания |
Отвечают на вопросы, 2 человека делают на карточках задания: 1. Определите значение переменной х после выполнения фрагмента программы x:=0; Y:=x*x+7; X:=Y div 3+5; 2. Определите значение переменной z после выполнения фрагмента программы X:=24; Y:=12; Y:=4*x -3*y; If x>y then z:=5*x+y else z:=2*x+y; |
Задает вопросы 1) Какие виды алгоритмов бывают? 2) Что такое линейный алгоритм? 3)Что называют ветвлением? 4)Что называют циклом? 5)Какие виды циклов бывают? 6) Какова структура программы на Паскале? 7) Какие виды циклов бывают? Контролирует выполнение учащимися заданий Форма контроля: наблюдение, взаимоконтроль.
|
Повторение видов алгоритмов, структуры программы на языке Паскаль Личностные, регулятивные. |
III. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. (2 мин) Цели: определить цели и задачи урока, дать установку на пошаговую работу. |
Учащиеся: смотрят, воспринимают, анализируют и определяют тему и цель урока. |
К какому виду алгоритма подходят предложенные описания: IF then Else (ветвление) While do (цикл с предусловием) Repeat Until (цикл с постусловием) FOR … TO … DO …? FOR …DOWNTO … DO ? Учитель направляет действия учащихся, ведёт диалог, ставит вопросы: -- Как вы думаете, какова цель нашего урока? |
Учащиеся осознают возможность самореализации, учатся строить определенную картину своих действий на уроке.Личностные, познавательные, регулятивные. |
IV.Первичное усвоение новых знаний (5 мин) Цели: сформировать представление об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы |
Учащиеся смотрят, записывают в тетрадь Цикл — ДЛЯ – с заданным числом повторений FOR Параметр:=НЗ TO КЗ DO оператор И аналогично FOR … DOWNTO … DO
НЗ – начальное значение КЗ – конечное значение |
1) Заранее известно кол-во повторений 2) Не предусмотрен преждевременный выход
|
Учащиеся получают представления о «цикле с параметром» Регулятивный, коммуникативный.
|
V. Первичная проверка понимания новых знаний (10 мин) Цель: - проверить умение работать в среде Паскаль |
Учащиеся работают за компьютером. Работают в среде Паскаль . Учитель объясняет решение задач на доске. Дети набирают и запускают программы.
|
Обсуждают и решают задачи вместе с учителем : 1)Запишите программу выводящую таблицу умножения на 3. 2)На улице номера домов на одной стороне все нечетные, на другой все четные. Всего домов на улице 200. Определите какова сумма номеров по четной и по нечетной стороне 3)Наводнение продолжалось ровно сутки. В первый час вода в реке поднялась на 1 дюйм, во второй – на 2 дюйма, в третий – на 3 дюйма и т.д. На сколько прибыла вода в реке за сутки? For i:=1 to 24 do s:=s+i; |
Учащиеся получают навыки записи циклов с параметром Регулятивные Познавательные Личностные
|
VI. Контролирующее задание. Первичное закрепление (5 мин) |
Ученики выполняют задание в рабочей тетради. И выполняют самопроверку.
|
Работа в парах: Определите значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма Какие значения примет переменная А после выполнения следующего фрагмента? 1 вариант А:=2; for i:=1 to 4 do А:=А*i; А:=1;
for i:=1 to 10 do А:=4+i; 2 вариант А:=3; for i:=1 to 10 do А:=А+i;
А:=1; for i:=1 to 10 do А:=3*i; |
Учащиеся получают навыки анализа программ Познавательные, регулятивные, коммуникативные.
|
Практическая работа на компьютере (13 мин) Цель: Закрепление понимания нового материала. |
· Узнайте сумму всех целых чисел от 1 до 20 For i:=1 to 20 do s:=s+i; · Узнайте сумму всех целых чисел от 1 до 100 · Узнайте сумму всех целых чисел от 4 до 50 · Узнайте сумму всех целых чисел от 10 до 70 · Сколько ударов делают часы с боем с часу дня до 12 часов ночи? Для более сильных учащихся · Однажды умный бедняк попросил у скупого богача приюта на 2 недели, причем сказал: «За это я тебе в 1 день заплачу 1 рубль, во второй день – 2 рубля, в третий день – 3 рубля и т.д. Словом, каждый день я буду прибавлять тебе по одному рублю, так что за 14 день я заплачу тебе 14 рублей. Ты же будешь мне подавать милостыню: в первый день 1 копейку, во второй – 2 копейки, в третий день - 4 копейки и т.д., увеличивая каждый день свою милостыню вдвое». Богач с радостью согласился на такие условия, которые показались ему выгодными. Сколько барыша принесла эта сделка богачу? · У меня в комнате окно было отворено с 2 часов дня. Я заметил, что за первый час в комнату влетело 3 комара, за второй час – 5 комаров, за третий час – 7 комаров и т.д. В 9 часов вечера я закрыл окно и хотел уснуть, но комаров в комнате оказалось так много и кусались они так больно, что это оказалось невозможным. Сколько комаров влетело в мою комнату? · В огромном доме жил скупой богач. Однажды к нему пришел человек и сказал, что слышал, что ему нужен работник. И что он согласен выполнять работу за скромную плату. - А сколько вы желаете? – спросил богач. - Сущие пустяки. Заплатите мне в 1 день ¼ копейки, во второй день 1\2 копейки, за третий день 1 копейку, и так увеличивайте плату вдвое до тех пор, пока не пройдет месяц. Богач подумал и согласился. Прошла неделя. Хозяин потирает руки от удовольствия. Работник работает хорошо, а платить приходится гроши. Но скоро его радость померкла. С каждым днем он платил все больше и больше. Какую сумму он заплатит работнику за месяц?
|
Учитель дает карточки с заданиями и корректирует и проверяет выполнение задач |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
|
VII. Коррекция (1 мин) |
Учащиеся оценивают собственные работы и работы других учеников. Отмечают, что у них получилось и что можно было бы сделать лучше. |
Учитель выслушивает учащихся, задает наводящие вопросы
|
Формирование навыка самооценки познавательные, регулятивные, коммуникативные. |
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) |
Записывают домашнее задание. Составить программу Пароход, отойдя от пристани, прошел за 1 час 25 верст. Но т.к. ветер попутный, он ускорял ход каждый час на версту. На 8 часу он шел со скоростью 32 версты в час. Какое расстояние прошел пароход за 8 часов?
|
Объясняет домашнее задание.
|
познавательные, регулятивные, коммуникативные.
|
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок (1 мин) Подведение итога урока. Выставление оценок. |
Учащиеся вспоминают, что нового они узнали на данном уроке. Они рассказывают, чему они научились на уроке, какой этап урока им показался наиболее интересным и полезным. Оценивают самых активных учащихся, высказывают пожелания своим одноклассникам. |
§ Учитель подводит итог урока. Благодарит ребят за успешное сотрудничество на уроке. Что нового узнали на сегодняшнем уроке? § - Что повторили? § - Что такое «тело» цикла? Выставление оценок.
|
Результат взаимодействия: осознание пользы от урока.
|