Медико-педагогический контроль на занятиях физического воспитания

1
0
Материал опубликован 9 November 2022

ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «АЛЧЕВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ДОНБАСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»


Разработка

на тему «Медико-педагогический контроль

на занятиях физического воспитания»







Подготовил:

преподаватель

Кондаков В.А.












Алчевск -2022г.

Коренная перестройка образования, обусловленная социально-экономическим развитием страны, неосуществима без решения проблем, связанных с физическим воспитанием молодого поколения.

Важное значение в этом деле принадлежит комплексной программе по физическому воспитанию как школьников, учащихся ПТУ, так и студентов вузов, которая нацелена на поддержание и укрепление здоровья занимающихся, на повышение их физической подготовленности.

Необходимо разъяснить занимающимся физическими упражнениями и спортом и их родителям, что эти занятия не их личное дело, а общественный, если хотите, национальный долг.

Врачебно-педагогический контроль - это совместное наблюдение врача и тренера (преподавателя) за влиянием физических нагрузок на организм спортсмена (физкультурника) за всем ходом учебно-тренировочного процесса. В процессе наблюдений изучаются условия, организация и методика проведения занятий и соревнований, влияние тренировочных и соревновательных нагрузок на организм учащегося, решаются вопросы перспективного и текущего планирования.

Ежегодные врачебные осмотры учащихся позволяют изучить состояние здоровья, физического развития и функциональных способностей важнейшие системы организма, а также установить медицинскую группу занимающихся учащихся.

Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение занимающихся на группы:

основную (без отклонений в состоянии здоровья);

подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью);

специальную (имеет отклонения в состоянии здоровья и требующие ограничение физических нагрузок)

Оно позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.

Занятия физическими упражнениями должны проводиться под контролем врача, но прежде всего под контролем тренера-преподавателя по физическому воспитанию. Врачебно-педагогические наблюдения непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий позволяют выяснить условия и методику занятий, подготовленность занимающихся, выполнение ими гигиенических правил, определить недочёты в организации учебных занятий, позволяют обеспечить всестороннее физическое развитие учащихся.

Задачи, содержание, формы, методы и организация врачебного контроля.

В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обязательным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, называется врачебным контролем в физическом воспитании.

Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль является важным звеном в научном обосновании теории и практики Советской системы физического воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией - врачебный контроль составляет спортивную медицину.

Основная цель врачебного контроля в физическом воспитании -содействие эффективному использованию средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, повышения физического развития и физической подготовленности трудящихся нашей страны.

В соответствии с этими задачами врачебного контроля являются:

наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и работоспособностью лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом;

наблюдение за правильным использованием средств и методов физического воспитания с учётом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся;

предупреждение и устранение отрицательных явлений в процессе тренировки (перетренированности, переутомления и др.);


надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест занятий;

предупреждение спортивных травм, также их лечение. Врачебный контроль за физическим воспитание учащихся включает:

исследование физического развития и состояния здоровья;


определение влияния физических нагрузок (занятий физкультурой) на организм с помощью тестов;

оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;

врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);

* профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от
качества страховки, разминки, подготовки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;

* пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и
занятий спортом на состояние здоровья учащегося с использованием плакатов,
лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом.

Среди актуальных проблем физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие основных физических (двигательных) качеств. Важную роль здесь играют не только пути их развития и совершенствования, но и средства их контроля, особенно педагогического.

Задача последнего состоит в необходимости ознакомится с вопросами решаемыми с помощью педагогических наблюдений, познакомиться с методами и организацией их проведения. Такие наблюдения могут проводиться не только во время занятий или тренировки, но и до и после них.

Основная задача этих наблюдений - совершенствование учебно-тренировочного процесса с целью получения наилучшего эффекта. Такая задача может быть решена плодотворно с участием врача, хорошо знающего спорт, методы планирования, а педагог-тренер, в свою очередь, должен обладать необходимыми медицинскими занятиями. При этом тренер должен чётко представлять какие сведения он может получить с помощью врача и какие самостоятельно. Такие наблюдения в естественных условиях спортивной деятельности, проводимые совместно с врачом позволяют оценить физическую подготовленность и специальную тренированность спортсмена, оценить правильность используемых методик и режима тренировок, предупредить перенапряжения, переутомление и перетренерованность. Исходя их вышеизложенного, эти наблюдения следует называть врачебно-педагогическими.

Важнейшей задачей врачебно-педагогического контроля является уточнения в планировании учебно-тренировочного процесса, дозировка физических нагрузок в недельном цикле, определения длительности интервалов отдыха между упражнениями и тренировками, нахождение наиболее рационального сочетания различных средств тренировок и т.п.

Практическая реализация врачебно-педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию, либо тренировочных занятий.

Такие проверки позволяют вести систематический учёт по двум наиболее важным направлениям:

определение степени усвоения техники двигательных действий;

определение уровня развития двигательных (физических) качеств. Существующие методы врачебно-педагогического контроля можно

разделить на две группы:

не требующие сложной аппаратуры, отличающиеся простотой методики оценки (визуальное наблюдение, определение частоты дыхания, измерение артериального давления, веса тела, различные координационные пробы и др.);

требующие довольно сложной аппаратуры и специально подготовленных людей, проводящих контроль (электрокардиография, поликардиография, оксигемометрия, хромаксиметрия, миотонометрия, электромиография и др. и система радиотелеметрических методов. Наиболее целесообразна комплексная методика врачебно-педагогических наблюдений с исследованием состояния 2-3 систем организма, так как длительность восстановления после физических нагрузок в различных системах неодинакова.

В системе педагогического контроля за усвоением техники двигательных действий, осуществляемого в процессе занятий преподавателями физического воспитания, принято различать три вида проверок (контроля):

предварительную (приём первичных контрольных нормативов);

текущую (отмечается преподавателем-тренером в журнале или дневнике);

итоговую (приём государственных тестов).

Особое место при проведении педагогического контроля занимает медицинское обеспечение - одно из решающих условий рационального использования средств физической культуры и спорта, высокой эффективности Медицинское обеспечение способствует реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания и осуществляется в виде врачебного контроля.

Врачебно-педагогические наблюдения являются обязательным средством для определения функционального состояния и тренированности спортсмена. Посещая учебные и тренировочные занятия, врач анализирует их частоту, плотность и продолжительность, физиологическую кривую, разносторонность проведения учебно-тренировочных занятий и индивидуализацию тренировочных нагрузок, их объём и интенсивность, учитывает однородность контингента групп и т.д. Сопоставляя эти данные со сравнительными данными исследования спортсменов в покое, тренировке и восстановительном периоде можно судить о рациональности данной методике тренировки, а изучая эти показатели в динамике о состоянии тренированности.

Совместная работа преподавателя и врача - это основа эффективности учебно-тренировочного процесса. Врач участвует в комплектовании групп, занимающихся планированием и коррекцией тренировочного процесса, организации восстановительных мероприятий, в проведении воспитательной и санитарно-просветительной работы с занимающимися. Преподаватель, на основании динамического врачебного и педагогического контроля, в многолетних циклах тренировки составляет планы тренировок (занятий) команд или групп занимающихся и индивидуальные планы, вносит в них необходимые коррективы.

Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют сохранению и укреплению здоровья, предупреждению заболеваний, повышению устойчивости человека в экстремальных условиях. Это особенно существенно в условиях современной жизни, когда широкое применение техники, автоматизации во всех сферах жизни человека привело к сокращению доли физической работы, снижению двигательной активности человека.



Список литературы.

Еркомайшвили И.В., Жукова О.Л.. Педагогическая практика по физической культуре в школе. Учебно-методическое пособие, ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет - УПИ, Екатеринбург, 2004.

Тазиев Р.В., Плеханова Г.М. и др. Методическое пособие по использованию лечебной физкультуры в занятиях специальных медицинских групп, РЦ медицинской профилактики МЗ РТ, Казань, 2003.

Тазиев Р.В., Плеханова Г.М. и др. Организационные вопросы постановки врачебного контроля за занимающимися физкультурой и спортом. Методическое пособие. КГМА, Казань, 2005, с.57.

Тазиев Р.В., Янышева Г.Г., Габитова Ф.Х. Врачебный контроль за воспитанием школьников. Методическое пособие, Казань, 2005, с.48.

Тимошина И.Н. Физкультурное образование учащихся специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений. М.: Научно-издательский центр Теория и практика физической культуры и спорта, 2006,с.138.

Техника безопасности на урока физической культуры. Составители: В.А. Муравьёв, Н.А. Созинова -М.: СпортАкадемПресс, 2001

В.К. Велитченко. Физкультура без травм. - М.: Просвещение, 1993

Организация охраны труда и обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся и инженерно-педагогических работников в учреждениях образования. Методические рекомендации. Авторы-составители: Г.А. Тамбовцев, В.В. Луханин, А.Г. Колесников - Белгород, 2000.

П.Ф. Савицкий. Справочник физкультурного работника. - К.: «Здоровье», 1976, с.343.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.