Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Ручеек»
Тамбов-2015
Воспитатель: Пинчук Л.В.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ИННОВАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
70 лет - это много или мало? Если оглянуться на отдельного человека - целая жизнь… Если окинуть взором страну - маленькая страница истории…
70 лет отделяют нас от того памятного дня в истории нашей Родины, когда ВЕЛИКИЙ НАРОД одержал ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ.
Идея проекта:
на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и родного города во время Великой Отечественной войны, о ее героях.
ИДЕЯ ПРОЕКТА
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
(«Концепция патриотического воспитания граждан РФ»)
Одной из основных задач ФГОС ДО является:
«Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.
ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Нельзя быть патриотом, не зная, как любили и берегли Родину наши предки. Знают ли наши дети, за что их прадедушки и прабабушки получили медали? Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
АКТУАЛЬНОСТЬ
22 июня 1941г. 9 мая 1945 г. 9 мая 2015г.
Проблемы:
- недостаток знаний о родном городе, его истории, достопримечательностях, дети сомневаются в ответах, а их родители не знают, как правильно рассказывать о Великой Отечественной войне и ее героях;
- недостаточная материально-техническая база.
Способы их преодоления:
- заинтересовать родителей совместной проектной деятельностью;
- создать авторские разработки (презентации, игры, буклеты, стенгазеты и прочее);
- привлечь к проекту общественность.
ПРОТИВОРЕЧИЕ
Выбор темы работы обусловлен сложившимися противоречиями в обществе. С одной стороны все более заметной стала утрата традиционного российского патриотизма, а с другой стороны желание возродить работу по формированию патриотических чувств у детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении.
Воспитание патриотизма возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями об истории своей страны и родного города, когда они станут непосредственными участниками подготовки и празднования таких праздников как День Победы.
Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проектная деятельность помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Я ЖИВУ НА УЛИЦЕ ГЕРОЕВ
Педагогический проект
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: групповой, долгосрочный
По содержанию: познавательно-исследовательский, творческий
Участники проекта: - воспитатели
- специалисты ДОУ
- воспитанники
- родители
Срок реализации: декабрь 2014- май 2015
Воспитанники:
специально организованная деятельность, совместная деятельность взрослых и детей, самостоятельная детская деятельность
Педагоги:
активная методическая работа, интеграция деятельности по формированию патриотизма
Родители:
участие в проектной и исследовательской деятельности, содействие педагогам, участие в мероприятиях ДОУ
ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ
Условия успешной реализации проекта
Создание условий для детской деятельности в рамках проекта
Оформление в группах центра по нравственно-патриотическому воспитанию
Осуществление тесного сотрудничества со всеми сотрудниками ДОУ
Готовность педагогов ДОУ к реализации мероприятий проекта
Личностно - ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка
Активное участие родителей в проектной деятельности
Создание эффективных условий для формирования у дошкольников патриотических чувств, любви к Родине, гордости за нее на основе расширения представлений детей о Великой Отечественной Войне, о подвиге нашего народа.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать,
Как важно – не опоздать!
1. Изучить проблемы в теории и практике.
2. Выявить уровень патриотического воспитания дошкольников и их родителей.
3. Расширить и углубить знания детей о городе Тамбове, его истории, героях, достопримечательностях, о героическом прошлом наших горожан.
4. Формировать у детей чувство любви к Родине, приобщая их к родной культуре и традициям через творческую, проектную, познавательно-исследовательскую деятельность.
5. Развивать у детей творческие способности и качества личности, необходимые им для осуществления в дальнейшем учебной деятельности.
6. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.
7.Определить уровень эффективности проделанной работы. 8. Обобщение и распространение опыта работы по теме проекта.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Использование проектного метода позволяет:
- ребенку почувствовать себя исследователем;
- создать единое образовательное пространство и обеспечить качество образования в ДОУ;
- интегрировать сведения из разных областей знаний;
- задействовать различные виды детской деятельности.
НОВИЗНА ПРОЕКТА
Включение
музейной педагогики в воспитательно - образовательный процесс.
Использование ИКТ-технологии для создания авторских мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, викторин, кроссвордов, консультаций для педагогов и родителей.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- повышение нравственного уровня воспитанников;
- расширение кругозора детей, их интереса к истории родного города;
- развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;
- преобразование предметно-игровой среды группы;
- организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм;
- укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;
- проявление у детей чувства гордости за свой родной город, уважение к его истории, людям, которые здесь живут
и работают;
ознакомление с родным городом продолжится в
повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.
-
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
декабрь 2014 - январь 2015
Подготовительный этап Самосовершенствование по данной теме. Организация и проведение подготовительных работ для реализации мероприятий проекта.
февраль - май 2015
Реализация проекта Организация и проведение мероприятий проекта.
май 2015
Завершающий этап Подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив. Распространение положительного опыта среди педагогов ДОУ, города.
тематического планирования материала
личностно-ориентированного общения
культуросообразности
свободы и самостоятельности
интеграции различных видов детской деятельности
гуманно-творческой направленности
наглядности и занимательности
последовательности (от простого к сложному)
Принципы
Мониторинг детей и анкетирование родителей
Разработка плана по реализации проекта. Оценка собственных возможностей и ресурсов для реализации проекта
Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей
Консультации с педагогами, разработка практического материала
Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала, необходимой литературы
Установка контактов с общественными организациями
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Организована выставка литературы в мини-музее ДОУ «Живая память о былом». Созданы презентации к тематическим занятиям и беседам, виртуальные экскурсии, разработаны маршрут к памятным местам, конспекты занятий. В группах организованы центры по патриотическому воспитанию, подобраны литература, атрибуты к играм.
Организована выставка литературы в мини-музее ДОУ «Живая память о былом». Созданы презентации к тематическим занятиям и беседам, виртуальные экскурсии, разработаны маршрут к памятным местам, конспекты занятий. В группах организованы центры по патриотическому воспитанию, подобраны литература, атрибуты к играм.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Проведение музыкально поэтическая композиция «От Тамбова до Берлина», конкурс стихов, смотра строя и песни.
Посещение детской библиотеки, музея.
Посещение тематической выставки в краеведческом музее.
Организация экскурсии к памятникам и памятным доскам на улице Энгельса, возложение цветов.
Проведение совместных мероприятий с родителями, с ветеранами, тружениками тыла, организация встреч, бесед,познавательных занятий, виртуальных экскурсий: «Вечный огонь», «Воин-освободитель», «Детям о войне», «Его именем названы улицы в Тамбове и Волгограде!», «Герои Великой Победы жили на улице Энгельса в Тамбове».
Организация выставки работ.
Оформление книги памяти.
Выпуск буклетов, листовок «След войны в моем доме».
Организация проектной и игровой деятельности детей.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
В МУЗЕЕ «ЖИВАЯ СЛАВА О БЫЛОМ» И В ГРУППАХ
ПОИСКОВО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Подготовка и организация экскурсий к памятным доскам по улице Энгельса и к памятнику Подвигу Медикам в Великой Отечественной войне.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Свои впечатления дети выражали
в творческих работах
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Педагог имел возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем
Родители имели возможность активно участвовать в важном процессе - нравственно-патриотическом воспитании , были вовлечены в исследовательскую деятельность.
Дети приобщались к поисково-исследовательской деятельности, организовывались в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Презентация альбома «Ваш подвиг в наших сердцах» с результатами исследовательской деятельности детей и их родителей.
Презентация детских мини-проектов.
Анализ полученных результатов.
Выступление на педсовете.
Выпуск газеты для родителей.
Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на педсовете.
ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Формирование не только патриотических чувств, но и интеллектуальных, эстетических, социальных и личностных качеств, ответственности, инициативности воспитанников в целом.
Применение проектного метода развивающего обучения, интегрированного подхода в образовательных отношениях, участие родителей в разработке семейных проектов.
Проявление активности родителей в совместных мероприятиях, обогащение их опыта по приобщению дошкольников к семейным ценностям и традициям.
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ
О ГЕРОИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ
И НАСТОЯЩЕМ РОДНОГО ГОРОДА
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ от 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/10/vizitnaya-kartochka-portfolio-ya-zhivu-na-ulitse-geroya
http://dsrucheek.68edu.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=26&Itemid=12
http://www.maam.ru/detskijsad/zhivaja-pamjat-o-bylom.html
http://www.i-shag.ru/
http://nsportal.ru/
www.maam.ru
http://www.obruch.ru/
http://www.dovosp.ru/
http://doshkolnik.ru/scenary.php
http://detsadclub.ru/
http://www.taminfo.ru/tambov_novosti/culture
Гарина Екатерина Юрьевна
Пинчук Лилия Валентиновна
КРЫЛОВ ВИКТОР