Медико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 460
г.Челябинск
Статья:
«Медико-психолого-педагогическая характеристика
детей с задержкой психического развития».
Выполнила учитель-дефектолог
Софиенко Светлана Ивановна
г.Челябинск
2011 год
Медико-психолого-педагогическая характеристика
детей с задержкой психического развития.
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся. В зависимости от этих факторов необходимо обеспечить возможность каждому обучающемуся выбирать различные формы обучения.
На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, связанных с поиском наиболее эффективных условий организации воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
Значительное место в этом занимают дети с задержкой психического развития. Коррекционное обучение и воспитание детей с ЗПР главным образом связана с правильным определением дефекта.
«Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов» (Л.С.Рычкова).
У всех детей с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы:
1. слабость процессов торможения и возбуждения;
2. затруднение в образовании сложных условных связей;
3. отставание в формировании связей между анализаторами.
Патогенетической основой этих симптомов является:
1.Перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы.
2.Резидуальная органическая недостаточность, что в свою очередь лежит в основе созревания тех или иных систем мозга.
Недостаточность отдельных корковых функций приводит к парциальному нарушению психологического развития.
В настоящее время наибольшее распространение получила этиопатогенетическая классификация К.С.Лебединской. Основные клинические типы ЗПР дифференцируются:
1. ЗПР конституционального происхождения (гармонический инфантилизм). Тип характеризуется незрелостью мотивационной сферы и личности в целом. Преобладают игровые интересы.
2. ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза:
- хронические инфекции;
- аллергические состояния;
- детские неврозы.
3. ЗПР психогенного происхождения связано с неблагоприятными условиями воспитания, которые сильно травмируют психику ребенка и могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения характеризуется негрубой органической недостаточностью нервной системы вследствие патологии беременности:
- инфекции;
- травмы;
- недоношенность;
- интоксикации.
У всех детей с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению, которая складывается из трех аспектов:
1. интеллектуальной;
2. эмоциональной;
3. социальной.
Интеллектуальный аспект включает в себя хороший уровень внимания, восприятия аналитического мышления, возможность логического запоминания, сенсомоторную координацию.
Под эмоциональной зрелостью понимается отсутствие импульсивных реакций и возможность продолжительное время выполнять задание.
Социальный аспект – это умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции и умение работать по образцу.
В интеллектуальном аспекте всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания, неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственные и временные нарушения; недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ, недостаточно сформированы пространственные представления (при складывании сложных геометрических узоров дети не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое).
Снижены элементарные виды памяти:
непродуктивное непроизвольное запоминание;
механическая память характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания;
нарушение при владении опосредованным запоминанием;
отмечается снижение устойчивости произвольного запоминания.
Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР наиболее ярко проявляются в словесно-логическом мышлении, но заметны уже как в наглядно-действенном, так и в наглядно-образном и имеют следующие особенности:
1. отсутствие готовности к решению задач;
2. недостаточная выраженность ориентировочного этапа в их решении;
3. неспособность к необходимому усилию;
4. неумение контролировать себя в ходе выполнения задания;
5. низкий уровень развития основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции.
Практика работы с дошкольниками в группе с ЗПР показывает, что среди множества особенностей, присущих им, на первый план выступает общее недоразвитие личности: эмоциональная незрелость, недостаточная способность к произвольной деятельности, несформированность основных предпосылок ведущей деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности, в том числе речевой.
Логопедическое обследование звукопроизношения показало, что самую многочисленную группу составляют дошкольники с сочетанием дефектов произношения, у которых обнаружено смешение одних звуков и отсутствие или искаженное произношение других.
Словарь детей с задержкой психического развития характеризуется следующими особенностями:
1. значительное расхождение между величиной активного и пассивного словаря.
2. неточное, недифференцированное употребление слов.
3. недостаточно слов, обозначающих общие понятия.
4. затруднена активизация словарного запаса.
5. зависимость недостаточности словаря от особенностей познавательной деятельности.
6. период детского словотворчества у детей с ЗПР наступает к концу дошкольного возраста.
Специфика грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в том, что они отстают в формировании осознавать речевую действительность, как что-то отличное от предметного мира. Для них характерны трудности в произвольном оперировании словами.
При конструировании предложений из набора слов детям трудно устанавливать, как парадигматические, так и синтагматические связи слов. Особую трудность представляют существительные с абстрактными значениями и относительные прилагательные.
При изучении особенностей связной речи детей с ЗПР были выявлены сбои в грамматическом оформлении речевого сообщения. Чем больше объем речевого высказывания, тем чаще встречаются аграмматизмы.
Выделяются особенности в построении высказываний детей:
1. пропуск членов предложений, ошибки в управлении согласованием;
2. ошибки в употреблении служебных слов;
3. ошибки в употреблении времени глагола;
4. структурная неоформленность высказываний;
5. трудности в слово- и формообразовании.
Перечисленные особенности речевой деятельности вызывают значительные трудности при обучении детей чтению и письму.
Необходимое условие коррекции речевой деятельности детей с ЗПР - формирование интереса к речи и потребность в ее совершенствовании.
Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической деятельности ребенка, умение определять условия для его интеллектуального развития и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяющей реализовывать познавательные резервы детей.
В условиях специально организованного обучения дети с задержками в психическом развитии способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения и навыки.
Список используемой литературы:
1. Лебединская К. С. «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития» М: Педагогика, 1982 г.
2. Ульянкова У.В. «Дети с задержкой психического развития». Нижний Новгород: НГПУ, 1994 г.