Урок по теме «Механический и геометрический смысл производной»

0
0
Материал опубликован 17 February 2017

Пояснительная записка к презентации

Вопрос№1 ( ЛИТЕРАТУРНЫЙ)

Назовите имя (псевдоним) всемирно известного писателя, автора известной повести. Не всем известно настоящее имя этого писателя - Чарльз Доджсон, он был также священником и известным профессором математики.

Выбрать правильный ответ поможет результат математического задания.

Вычислите производную функции: y=5x-3+6.5х4-2cosx+ 1

Льюис Кэрролл

Омар Хайям

Артур Порджес

Грибоедов А. С.

-15x-4+26x3+2sinx

-15x-3+26x3+2sinx

-15x-4+26x3+2sinx+1

-15x-4+26x3-2sinx


Ответ: Льюис Кэрролл - известный профессор математики, он является также автором

известной повести - сказки «Алиса в стране чудес».

 Вопрос№2 (ИСТОРИЧЕСКИЙ)

Назовите имя первой женщины-математика, члена-корреспондента Санкт-Петербургской Академии наук, профессора Стокгольмского университета, литератора и публициста.

Выбрать правильный ответ поможет результат математического задания


 

Вычислите производную функции: y= -200-3sinx-4x-4-6x+8x2

Екатерина Дашкова

Ада Августа Лавлейс

Софи

Жермен

Софья Ковалевская

-200-3cosx+16x-5-6+16x

3cosx+16x-5-6+16x

-3cosx+16x-3-6+16x

-3cosx+16x-5-6+16x

Ответ: Софья Ковалевская - первая русская женщина-математик, талантливая писательница, активный общественный деятель. Ей принадлежат слова "Математик должен быть в душе настоящим поэтом".

 

Технологическая карта урока

 

Преподаватель: Ивкина Наталья Ивановна

Предмет / дисциплина: математика

Профессия: 190623.01 «Машинист локомотива»

Группа: 15 ожт01

Тема урока / занятия: Механический и геометрический смысл производной.

Тип урока: урок-закрепление

Длительность: 45 минут

Основная технология- развитие критического мышления (ТРКМ).

Цели: расширение знаний о производной и её приложении.

Задачи урока:

·       обучающая -  расширить знания о производной и закрепить умение решать прикладные задачи.

·       развивающая – формирование навыков самостоятельной работы по конкретному заданию, формирование навыков работы по вопросам преподавателя.

·       воспитательная-способствовать воспитанию профессиональных и личностных качеств, культуры умственного труда, культуры общения, формированию коммуникативных качеств обучающихся, в конечном итоге- развитие личности, которое формирует потребность и возможность дальнейшего познания математики.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, справочник, тетрадь, тематические плакаты, индивидуальный раздаточный материал.

Ход урока

 

Этапы учебного занятия

Содержание учебного материала

Методы обучения

Средства обучения

Ориентировочная дозировка времени

1.      Организационный

момент

-       Приветствие, актуализация внимания.

-       Преподаватель проверяет готовность группы к занятию, настраивает группу на продуктивную деятельность.

-       Проверка явки студентов.

 

 

 

3 минуты

2.        Целеполагание и мотивация

Преподаватель объявляет тему занятия: «Механический и геометрический смысл производной.», студенты  фиксируют ее в тетради, записывают дату.

Преподаватель формулирует цели для студентов, учитывая технологию развития критического мышления: ВЫЗОВ- вспомнить знания по геометрическому и механическому смыслу производной, полученные на  занятиях; ОСМЫСЛЕНИЕ- использовать теоретические знания при решении прикладных задач; РЕФЛЕКСИЯ- сделать выводы- что узнали, чему научились.

 

 

5 минут

 

 

Стадия вызова

 

3.      Актуализация знаний, включение в мыслительную деятельность

Студентам   предлагается разноуровневая фронтальная работа на вычисление производных различных функций, проводимая с помощью консультантов.

 

 Приём-пирамида приоритетов

Классная доска

5 минут

 

 

Когда работа проведена, преподаватель предлагает зафиксировать критерии успешности, получившиеся у студентов на доске. Обучающиеся обмениваются мнениями по поводу записанного.

 После выполнения работы преподаватель напоминает, что производная позволяет выполнять задачи прикладного характера.

Консультант №1 рассказывает+ (напоминает), что означает механический смысл производной.

Консультант №2 рассказывает+ (напоминает), что означает геометрический смысл производной.

 

Прием -Зигзаг

( проверь другого, работа консультантов)

 

 

 

 

 

Приём-бортовой журнал

ученическая доска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с презентацией.

 

Работа с презентацией.

 

5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 минуты

 

 

 

3 минуты

 

 

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

 

Осмысление и обобщение полученной информации;

Выявление непознанного

 

 

 

 

 

                     

 

 

Ты умеешь решать задачи на механический и геометрический смысл производной.

1.     Тело движется по закону :

Найти: а) выражение для ускорения через t с после начала движения;

             б) ускорение через 3 с после начала движения. (Расстояние выражено  

                 в метрах).     

 

2.     Найти угловой коэффициент касательной, проведённой к графику функции у=2х2+4х-3,  в точке х0 =1.  

         

 

 Ты   хорошо умеешь решать задачи на механический и геометрический смысл производной.

 

1.     Материальная точка движется по закону S (t) = t3-4t2 + 3t-17, где  (S – расстояние в метрах, t – время в секундах). Через сколько секунд после начала движения ускорение точки будет равно 10м/с2?

2.     Определите угол, который образует касательная, проведенная к графику функции у=2х2+4х-3 с осью Ох, в точке с абсциссой   х0 = 3/4 .

 

 

Ты   отлично умеешь решать задачи на механический и геометрический смысл производной.

1.      

 Картинки выдаются каждому в начале урока, они символизируют дорогу знаний. В конце урока обучающие дорисовывают картинки: кто-то рисует солнце ( было легко и просто), кто-то тучи ( грустно), кто-то –человечка, т.е. без помощи консультанта пока двигаться вперёд невозможно. Идёт обсуждение своих ощущений во время урока.

/data/files/k1487312545.ppt (механический и геометрический смысл производной) 

 

 

 

Предварительный просмотр презентации

2 февраля 2016 г. ТЕМА УРОКА: МЕХАНИЧЕСКИЙ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ППРОИЗВОДНОЙ.

Во всем мне хочется дойти до самой сути… Б. Пастернак

Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в XVII в. в связи с необходимостью решения ряда задач из физики, механики и математики, но в первую очередь для определения скорости прямолинейного движения и построения касательной к кривой. Это интересно! Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в XVII в. в связи с необходимостью решения ряда задач из физики, механики и математики, но в первую очередь для определения скорости прямолинейного движения и построения касательной к кривой. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г. Лейбниц разработали аппарат исчисления, которым мы пользуемся в настоящее время. Ньютон исходил в основном из задач механики (опирался на физическое представление о мгновенной скорости движения, считая его очевидным и, сводя к нему другие случаи производной), а Лейбниц по преимуществу исходил из геометрических задач (использовал понятие бесконечно малой). Исчисление, созданное Ньютоном и Лейбницем, получило название дифференциального исчисления.

Ньютон Исаак (1643 – 1727) – английский физик и математик Лейбниц Готфрид Фридрих (1646 – 1716) – великий немецкий учёный. Философ, математик, физик, юрист, языковед. ВЕЛИКИЕ УЧЁНЫЕ

Пусть материальная точка движется прямолинейно по закону S=f(t). Механический (физический) смысл производной Пусть материальная точка движется прямолинейно по закону S=f(t). Скорость прямолинейного движения материальной точки в любой момент времени t есть производная от пути S по времени t: Ускорение прямолинейного движения материальной точки в любой момент времени t есть производная от скорости  по времени t:

ВАЖНО !!! Физический смысл производной заключается в том, что производная выражает скорость протекания процесса, описываемого зависимостью y = f(x). Это может означать, например, следующее:  Если нас интересует движение автомобиля, то, принимая в качестве функции зависимость пройденного расстояния от времени, с помощью производной мы получим зависимость скорости от времени.  Если же мы рассматриваем в качестве функции мгновенную скорость автомобиля, то производная задает изменение его ускорения.  Если мы рассматриваем функцию, задающую зависимость объема произведенной продукции от времени, то производная позволит узнать, как изменялась со временем производительность труда на этом предприятии. Если мы рассматриваем электромагнитные волны, то нам могут потребоваться функции, характеризующие изменение со временем электрического и магнитного полей, а также их производные - скорости изменения этих полей, ведь величина магнитного поля пропорциональна скорости изменения электрического поля. И т.п. Решая конкретные текстовые задачи на скорость процесса с применением производной, следует не забывать о размерностях величин. Если переменная y, заданная функцией f(x) измеряется в некоторых единицах [y], а её аргумент в единицах [x], то производная (скорость) измеряется в единицах [y/x].

Угловой коэффициент касательной к графику функции равен производной этой функции, вычисленной в точке касания. Геометрический смысл производной. Угловой коэффициент касательной к графику функции равен производной этой функции, вычисленной в точке касания. f′(x) = k = tga

А что такое касательная к графику функции? Часто на этот вопрос школьники и даже студенты пытаются ответить: "Прямая, имеющая одну общую точку с графиком функции." Это не так. Одну общую точку касательная и график функции, как правило, имеют только в локальной окрестности этой точки, за пределами такой окрестности могут быть разные варианты "взаимодействия" прямой и графика. И даже из этого правила существуют исключения. Например, задумайтесь о том, что такое касательные к графику линейной функции? Сколько общих точек с графиком функции у = sinx имеет прямая y = 1? ВАЖНО !!! Касательная - это предельное положение секущей.

РЕШАЕМ ЗАДАЧИ! Поезд выходит со станции и через t часов находится на расстоянии S=t³+2t²+3t км от станции отправления. Найти: а) выражение для ускорения через t часов после начала движения; б) ускорение через 2 часа после начала движения?

РЕШАЕМ ЗАДАЧУ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА Определите угол, который образует касательная, проведённая к графику функции Y=4/x, с осью Ох в точке с абсциссой хₒ= - 2. 1) 45º ; 2) 30º ; 3) 60º ; 4) 135º

Сила – производная работы по перемещению. Дифференциал в физике. Рассматривается связь между тремя величинами, получаются равенства dy = k dx, где k – это производная y по x ( k – коэффициент пропорциональности между бесконечно малыми изменениями взаимосвязанных величин) Сила – производная работы по перемещению. Сила тока – производная заряда по времени. Линейная плотность – производная массы (тонкого стержня) по длине. Теплоёмкость – производная теплоты по температуре. Мощность – производная работы по времени.

Три задачи: №267 (а,б,в) Три задачи: №267 (а,б,в) Точка движется по закону а) выведите формулу для вычисления скорости движения точки в любой момент времени t ( t > 0); б) найдите скорость в в момент t = 2c; в) через сколько секунд после начала движения точка остановится? И ещё две задачи: № 268. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t) = t 3 – 4 t 2 .Перемещение измеряется в метрах. Найдите: скорость в момент t = 5c; ускорение в момент t = 5c. Задачи Дорогие ученики, Вам предлагаются для решения пять небольших задач, три из них в № 267, две – в № 268.

№267 (а, б, в) №267 (а, б, в) а) V(t) = - t 2 + 4 t + 5. б) V(2) = - 2 2 + 4∙2 + 5 = - 4 + 8 + 5 = 9(м/с). в) V(t) = 0, - t 2 + 4 t + 5 = 0, t1 = -1, t2 = 5, -1 < 0, не удовлетворяет условию задачи. Точка остановится через 5 секунд после начала движения. ------------------------------------------------------------------------------------ №268 Решение. V(t) = x′(t) = 3 t 2 - 8 t ; V(5) = 3 ∙ 5 2 – 8 ∙ 5 = 35 (м/с). a(t) = x′′(t) = 6t – 8; a(5) = 6 ∙ 5 – 8 = 22 (м/с 2). Решение задач Самооценка: 5 заданий – «5», 4 задания – «4», 3 задания – «3», 2 задания – «2», одно – «1»

Тест (двухвариантный, работа по карточкам)

Подведём и т о г Ответы к тесту: Вариант 1 А Г Г А А Вариант 2 Б Б В В Б

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.