Статья «Ментальная арифметика как новое направление в развитии ребенка»
Проблемы, достижения и перспективы дополнительного педагогического образования
Швец Елена Георгиевна,
учитель математики
МОУ «Седовская школа»
администрации Новоазовского района,
педагог дополнительного образования
МУДО «Новоазовский центр
внешкольного образования»
администрации Новоазовского района
МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА КАК НОВОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Аннотация. Статья знакомит с новым направлением развития умственных способностей и творческого потенциала ребенка с помощью арифметических вычислений на счетах (абакусе, соробане) и ментально.
Ключевые слова: абакус, ментальная арифметика, ментальный счет, система развития интеллекта.
Актуальность статьи. B нашем быстроменяющемся мире всегда будет востребованным и успешным человек, который умеет учиться, умеет слушать, запоминать большой объем информации, быстро принимать решения. Поэтому эти навыки необходимо развивать еще c детства. И в этом помогает ментальная арифметика. Это особая методика развития интеллекта, которая в последнее время приобретает огромную популярность. Ментальная арифметика способствует формированию умения быстро перестраиваться, приспосабливаться к постоянно меняющемуся миру, развиваться, быть мобильным, учиться преодолевать трудности, уметь быстро принимать решения.
Цель статьи. Познакомить c приобретающей популярность системой развития интеллекта – ментальной арифметикой, ее особенностями, достоинствами и принципами обучения.
B последние несколько лет всё чаще говорят о так называемой ментальной арифметике. Эта уникальная методика обучения счёту в уме превращает математику для детей в увлекательное путешествие в мир чисел. Многие развивающие школы во всём мире взяли за основу эту программу интеллектуального воспитания. А Япония, которая впервые применила ментальную арифметику для всестороннего развития детей, сделала эту дисциплину обязательной к изучению в младшей школе.
Система ментальной арифметики рассчитана на детей 4-12 лет, ведь именно в этом возрасте мозг быстро растет и развивается, позволяя моментально осваивать новые знания и запоминать большие объемы информации. Дети, освоившие принципы ментальной арифметики, смогут производить в уме сложные вычисления, причем сохранят эту способность на всю оставшуюся жизнь при условии регулярных тренировок. На начальных этапах для обучения детей используют специальные счеты — абакус или соробан (см. Рис.1). Но в дальнейшем малыши учатся представлять счеты в своем воображении и производить самые сложные вычисления в уме.
Рис.1. Строение абакуса
Цель МА – научить ребенка считать ментально. А что же такое ментальный счет? Ментальный счет – это образный счет. Все мы знаем, что левое полушарие мыслит словами, а правое – образами. Когда мы видим пример, мы считываем его левым полушарием, затем, при ментальном счете, информация перебрасывается в правое полушарие, где число уже всплывает в виде образа числа на абакусе. Там же происходит выполнение действий и результат вначале получается в виде образа, а затем этот образ перекидывается в левое полушарие, где уже переводится в обычные числа. При этом образуются новый нейронные связи, мозг как бы «прокачивается».
Кроме этого известно, что деятельность полушарий активизируется в тот момент, когда человек начинает работать руками. Если активна правая из них, то начинает работать левое полушарие. И, наоборот, человек, работающий левой рукой, способствует активизации работы правого полушария. При счете на абакусе мы используем обе руки. Косточки на абакусе заострены, а это способствует развитию еще и мелкой моторики рук.
На занятиях ментальной арифметикой нужно много запоминать. Это и представление чисел на абакусе, и новая техника счета, и формулы для вычислений. Все это активно тренирует память. Такая необычная техника вычисления требует полной сосредоточенности. Ребенок с самого первого занятия тренирует выдержку и силу воли для достижения результата. Он учится терпению и упорству. Согласитесь, это важные качества в нашей современной жизни.
Главное преимущество занятий по ментальной арифметике – это
комплексное развитие ребенка. Чтобы развить математические способности, используют задания на логику и пространственное мышление. С помощь развивающих игр тренируется смекалка, внимание и наблюдательность, а совместная работа в коллективе помогает улучшить навыки коммуникации и взаимодействия между детьми. Занятия по ментальной арифметике способствуют формированию внутренней мотивации ребенка. Но всего этого можно достичь, только придерживаясь основных принципов обучения.
Основные принципы занятий
Общепедагогические принципы
Принцип последовательности
Последовательность и систематичность в освоении и формировании
учебно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к
более сложным, комплексным.
Принцип системности
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и
взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию,
необходима системная работа.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
способствует правильной организации процесса обучения ментальной
арифметике. Дети растут и развиваются. С возрастом к ним предъявляются новые, более высокие требования, предлагаются новые, более сложные виды деятельности, совершенствуются межличностные отношения. Глубокие изменения происходят, прежде всего, при переходе от дошкольного возраста к школьному. Эти изменения проявляются в уровне знаний и умений, в отношениях друг к другу и к самому себе. Педагог ментальной арифметики должен чутко реагировать на эти изменения, чтобы обеспечить последовательное продвижение вперед, создать зону актуального развития,
адекватно ускоряясь в счете. Благодаря индивидуальному подходу педагог
стимулирует развитие каждого ребенка.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в
процессе занятий ментальной арифметикой, способствует повышению
скорости счета, эффективности занятий по ментальной арифметике при
сохранении психического и физического здоровья ребенка.
Принцип взаимодействия
Взаимодействие педагога по ментальной арифметике, ребенка и
родителей направленно на создание условий для более успешной реализации
способностей ребёнка. Именно родители мотивируют и контролируют факт
выполнения детьми домашнего задания, ежедневной отработки счета, способствуя тем самым достижению высокого результата.
Принцип создания ситуации успеха заключается в том, чтобы создать для каждого ребенка, занимающегося ментальной арифметикой ситуацию успеха и дать ему возможность пережить радость достижения результата, осознать свои способности, поверить в себя.
Принцип соревновательности и открытости
Занятия по ментальной арифметике проводятся в виде соревнований, поэтому и обучение идет в группах, а не индивидуально. Соревновательный дух позволяет в игровой форме добиваться увеличения скорости счета.
Принцип единства решения воспитательных и обучающих задач
В ходе счета, при ускорении, постоянно приходится решать воспитательные задачи: вселять детям уверенность в своих силах, учить их не пасовать перед трудностями.
Принципы ментальной арифметики
Принцип ускорения
Согласно данному принципу ребенок должен постоянно ускоряться в счете на абакусе и ментально. После того как тема освоена, и ребенок способен решить 10 примеров из 10, следует ускориться. Если же процент правильно решенных примеров не превышает 60%, значит, следует несколько снизить скорость.
Другими словами, если вся группа решает больше половины примеров, значит скорость счета адекватная. В выставлении скорости счета всегда следует ориентироваться на самого сильного ученика.
Принцип 70/30
Основное время на занятии (70% времени) по ментальной арифметике необходимо заниматься выполнением арифметических действий:
- счет на абакусе,
- ментальный счет,
- диктанты (все виды),
- тренировочные упражнения,
- фундаментальные упражнения.
30 % времени отводится на выполнение различных упражнений, способствующих всестороннему развитию ребенка. К числу данных упражнений относятся:
- упражнения на развитие фотографической памяти,
- упражнения на визуализацию,
- упражнения на развитие межполушарного взаимодействия,
- упражнения на развитие психических процессов: памяти, внимания,
мышления.
Выводы.
Таким образом, ментальная арифметика способствует:
- формированию качеств личности необходимых человеку для жизни в быстро меняющемся мире: мобильность, стресcоустойчивость, целеустремленность, способность к саморазвитию;
- гармонизации работы двух полушарий мозга: правого и левого,
развитию межполушарного взаимодействия;
- наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого
потенциала ребенка;
- развитию уверенности в собственных силах;
- развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления;
повышению концентрации внимания;
- развитию математических способностей: быстрый устный счет,
формирование представлений о составе чисел 1-10.
Развитые интеллектуальные способности детей являются прочной основой для успешной учебы, карьеры и творческого развития в дальнейшей жизни.
Список литературы
Академия Ростум. Школа Интеллект. Ментальная арифметика – модный тренд или новый уровень образования? – Режим доступа: https://www.akademiarostum.ru/parents/mentalnaya_arifmetika_modnyy_trend_ili_novyy_uroven_obrazovaniya/
Ефимова О.С. АМА-Казань. Ассоциация Ментальной Арифметики и Скорочтения. Курс «Ментальная арифметика. Сложение, вычитание». Режим доступа: https://современное-образование.рф/product/mentalnaya-arifmetika-dlya-prepodavatelej/
Кусаинова Г. Т. ...И снова о ментальной арифметике // Молодой ученый. — 2018. — №9. — С. 163-165. — URL https://moluch.ru/archive/195/48584/ (дата обращения: 22.03.2020).
Пчельникова, К. Что такое ментальная арифметика? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fb.ru/article/247553/chto-takoe-mentalnaya-arifmetika
Семенченко, А. Учимся считать в уме. Все, что нужно знать о ментальной арифметике. Еженедельник «Аргументы и Факты» № 19, 2016 г.