12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павленко Венера1122
Уже более 25 лет я работаю с "особенными" детьми. Но каждый новый ребенок воспринимается мной, как первый. Как огромная и сложнейшая загадка. Разгадывать которую нужно практически на ощупь. Опираясь на знания интуицию и опыт.
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Буклеты и советы»


Ментальная арифметика
DOCX / 158.17 Кб

t1591023793aa.jpg

Павленко Венера

Учитель – дефектолог

https://pavlenkovenera.wixsite.com/mysite

Хитрый зверь абакус или зачем нужна ментальная арифметика?

Многим знакомо выражение «ментальная арифметика». Что же это такое? Ментальная арифметика - программа развития умственных и творческих способностей, основанная на системе устного счета. Освоив ее, ребенок в уме легко совершает арифметические действия с многозначными числами. Зачем это в век компьютеров? Повторяю, это программа развития умственных и творческих способностей. Счет здесь вторичен.

В чем суть и польза ментальной арифметики и чем она отличается от традиционной? Общеизвестно, что человеческий мозг разделен на два функционально несимметричных полушария. Развитие межполушарного взаимодействия – главное условие развития ребенка. Активизация полушарий тесно связана с кистями рук. Левая рука отвечает за правое, правая - за левое полушарие. Давно отмечено, что развитие мозга ребенка обусловлено мелкой моторикой. Еще В.А. Сухомлинский отмечал, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Следующая особенность развития ребенка – сначала наглядно-действенное и только затем наглядно-образное и абстрактное мышление. На этом и построена ментальная арифметика: у нас две руки, на руках по пять пальцев. Они тесно связаны с различными участками мозга. Полностью задействовав этот алгоритм – мы развиваем мелкую моторику, память, внимание интеллект и творческие способности. Учимся мыслить неординарно, находить оптимальное решение, четко видеть алгоритм действий. В итоге – добиваемся успеха. Традиционная арифметика базируется на поступательно последовательном выполнении действий и механическом заучивании значений. Без систематического использования такие знания быстро забываются. Взаимодействие «руки – мозг» используется гораздо реже.

История вопроса:

Ментальная арифметика пришла к нам с давних времен. Еще в древнем Египте, Японии, Месопотамии, Китае ее применяли для арифметических и геометрических вычислений, а также в ходе торговли. Последнее десятилетие XX века было ознаменовано возрождением ментальной арифметики в учебных целях в Азии. Сегодня около 50 стран мира популяризуют такой метод счета для населения, особенно среди детей. Начинать обучение детишек можно с 3-4 лет. После 12 лет, эффективность обучения снижается.

t1591023793ab.gif

Обучение начинается с освоения абакуса – предмета, позволяющего выполнять сложения, умножения, деления, вычитания. Японское название этого предмета – соробан. Сам по себе инструмент не сложен и чем-то напоминает русские счеты. Однако, это только внешнее сходство.



Абакус состоит из:

рамы;

расчетной разделительной линейки, расположенной обязательно горизонтально;

верхней части вертикальных спиц (стержней) с косточками – братьями;

нижней части вертикальных спиц с косточками – друзьями.

Каждый элемент имеет свое назначение. Первая спица – это единицы, вторая – десятки, третья - сотни и т.д. Существует еще одно название косточек. Расположенные на верхних спицах, называются «небесными», на нижних – «земными». «Небесная» косточка приравнивается к пяти «земным». Обозначение числа осуществляется путем поднятия «земных» косточек вверх и опускания «небесных» вниз. То есть, если опущена одна косточка на второй спице верхнего ряда, то это цифра 50. Поднятые вверх три косточки первой спицы нижнего ряда – цифра 3. Когда все косточки сдвинуты к раме (как на картинке), на абакусе– ноль.

В абакусе, как и русских счетах, используется десятичная система исчисления. Но, представлена она двумя регистрами со значением «5». (две руки, по пять пальцев).

К сожалению, в России, ментальная арифметика часто позиционируется, как некие сакральные знания и способности, доступные далеко не всем. Имеет место бизнес-составляющая. Не способствующая распространению этого эффективного способа развития ребенка.

На самом деле, ментальная арифметика доступна всем! Любой ребенок способен ее усвоить и успешно применять. Хороших результатов и значительного прогресса в развитии достигают и «особенные» детки. В том числе и с ЗПР, СДВГ и легкой формой УО. Во многих случаях, поразительных результатов достигают детишки с РАС.

Стоит отметить, что занятия ментальной арифметикой с «особенными» детьми, проводятся индивидуально, как правило, специалистами знающими и умеющими адаптировать их к специфике диагноза. Но, активными помощниками им, выступают родители.

Собственно, эффективное обучение любых детишек ментальной арифметике, начинается с обучения родителей. На сегодняшний день, в России существует достаточно много специализированных курсов и тренингов. Но, они требуют времени и денег. Не расстраивайтесь! Выручает интернет. В сети уже достаточно много бесплатных ресурсов, позволяющих получить достаточный объем знаний. На моем сайте https://pavlenkovenera.wixsite.com/mysite размещены ссылки на видеоуроки. Или можете воспользоваться поисковиками.

Некоторые тонкости обращения с абакусом: Сразу необходимо приучить ребенка работать только указательным и большим пальцами рук. «земными» косточками – правой рукой. «небесными» - левой. Когда движения будут отработаны до автоматизма, решения будут приходить «в уме», с учетом мысленно представляемой картины счета. Поднимаются костяшки большим пальцем, а опускаются – указательным. Несоблюдение этих требований испортит все дело.

Работа с абакусом – только первый этап обучения. Освоив его – переходим ко второму: считаем пальцами рук, используя «мысленный абакус». Наработав достаточный опыт «счета пальцами», ребенок достигает заключительного этапа - автоматического счета, когда сознательных усилий требует только выработка арифметического алгоритма.

Таким образом, мозг вашего ребенка получает не забывающуюся по ненужности «таблицу умножения», а «встроенный калькулятор». Постоянное задействование в процессе обоих полушарий (при традиционном обучении счету, больше одно), развивает как интеллектуальные, так и творческие начала ребенка. Вырабатывает алгоритмическое мышление, необходимое в век высоких технологий. Успехов вам!

Опубликовано в группе «Буклеты и советы»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 01.06.20 в 21:13 0Ответить Пожаловаться
Информация полезная! Хотелось бы взглянуть на фото буклета!
Павленко Венера, 06.06.20 в 15:27 0Ответить Пожаловаться
буклет в прилагаемом файле. сразу над заставкой иконка. двойной щелчок - скачивается - в Ворде "разрешить редактирование" - получаете буклет. можете забежать вот сюда: https://pavlenkovenera.wixsite.com/mysite/mentalnaya-arifmetika и по ссылкам на видеоуроки получить наглядное обучение

Отредактировано 06-06-2020 15:34

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.