12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Павленко Венера1122 Уже более 25 лет я работаю с "особенными" детьми. Но каждый новый ребенок воспринимается мной, как первый. Как огромная и сложнейшая загадка. Разгадывать которую нужно практически на ощупь. Опираясь на знания интуицию и опыт. Россия, Краснодарский край, Краснодар Материал размещён в группе «Буклеты и советы» |
Ментальная арифметика.
Ментальная арифметика
DOCX / 158.17 Кб
Павленко Венера
Учитель – дефектолог
Хитрый зверь абакус или зачем нужна ментальная арифметика?
В чем суть и польза ментальной арифметики и чем она отличается от традиционной? Общеизвестно, что человеческий мозг разделен на два функционально несимметричных полушария. Развитие межполушарного взаимодействия – главное условие развития ребенка. Активизация полушарий тесно связана с кистями рук. Левая рука отвечает за правое, правая - за левое полушарие. Давно отмечено, что развитие мозга ребенка обусловлено мелкой моторикой. Еще В.А. Сухомлинский отмечал, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Следующая особенность развития ребенка – сначала наглядно-действенное и только затем наглядно-образное и абстрактное мышление. На этом и построена ментальная арифметика: у нас две руки, на руках по пять пальцев. Они тесно связаны с различными участками мозга. Полностью задействовав этот алгоритм – мы развиваем мелкую моторику, память, внимание интеллект и творческие способности. Учимся мыслить неординарно, находить оптимальное решение, четко видеть алгоритм действий. В итоге – добиваемся успеха. Традиционная арифметика базируется на поступательно последовательном выполнении действий и механическом заучивании значений. Без систематического использования такие знания быстро забываются. Взаимодействие «руки – мозг» используется гораздо реже.
История вопроса:
Ментальная арифметика пришла к нам с давних времен. Еще в древнем Египте, Японии, Месопотамии, Китае ее применяли для арифметических и геометрических вычислений, а также в ходе торговли. Последнее десятилетие XX века было ознаменовано возрождением ментальной арифметики в учебных целях в Азии. Сегодня около 50 стран мира популяризуют такой метод счета для населения, особенно среди детей. Начинать обучение детишек можно с 3-4 лет. После 12 лет, эффективность обучения снижается.
Обучение начинается с освоения абакуса – предмета, позволяющего выполнять сложения, умножения, деления, вычитания. Японское название этого предмета – соробан. Сам по себе инструмент не сложен и чем-то напоминает русские счеты. Однако, это только внешнее сходство.
Абакус состоит из:
рамы;
расчетной разделительной линейки, расположенной обязательно горизонтально;
верхней части вертикальных спиц (стержней) с косточками – братьями;
нижней части вертикальных спиц с косточками – друзьями.
Каждый элемент имеет свое назначение. Первая спица – это единицы, вторая – десятки, третья - сотни и т.д. Существует еще одно название косточек. Расположенные на верхних спицах, называются «небесными», на нижних – «земными». «Небесная» косточка приравнивается к пяти «земным». Обозначение числа осуществляется путем поднятия «земных» косточек вверх и опускания «небесных» вниз. То есть, если опущена одна косточка на второй спице верхнего ряда, то это цифра 50. Поднятые вверх три косточки первой спицы нижнего ряда – цифра 3. Когда все косточки сдвинуты к раме (как на картинке), на абакусе– ноль.
В абакусе, как и русских счетах, используется десятичная система исчисления. Но, представлена она двумя регистрами со значением «5». (две руки, по пять пальцев).
К сожалению, в России, ментальная арифметика часто позиционируется, как некие сакральные знания и способности, доступные далеко не всем. Имеет место бизнес-составляющая. Не способствующая распространению этого эффективного способа развития ребенка.
На самом деле, ментальная арифметика доступна всем! Любой ребенок способен ее усвоить и успешно применять. Хороших результатов и значительного прогресса в развитии достигают и «особенные» детки. В том числе и с ЗПР, СДВГ и легкой формой УО. Во многих случаях, поразительных результатов достигают детишки с РАС.
Стоит отметить, что занятия ментальной арифметикой с «особенными» детьми, проводятся индивидуально, как правило, специалистами знающими и умеющими адаптировать их к специфике диагноза. Но, активными помощниками им, выступают родители.
Некоторые тонкости обращения с абакусом: Сразу необходимо приучить ребенка работать только указательным и большим пальцами рук. «земными» косточками – правой рукой. «небесными» - левой. Когда движения будут отработаны до автоматизма, решения будут приходить «в уме», с учетом мысленно представляемой картины счета. Поднимаются костяшки большим пальцем, а опускаются – указательным. Несоблюдение этих требований испортит все дело.
Работа с абакусом – только первый этап обучения. Освоив его – переходим ко второму: считаем пальцами рук, используя «мысленный абакус». Наработав достаточный опыт «счета пальцами», ребенок достигает заключительного этапа - автоматического счета, когда сознательных усилий требует только выработка арифметического алгоритма.
Таким образом, мозг вашего ребенка получает не забывающуюся по ненужности «таблицу умножения», а «встроенный калькулятор». Постоянное задействование в процессе обоих полушарий (при традиционном обучении счету, больше одно), развивает как интеллектуальные, так и творческие начала ребенка. Вырабатывает алгоритмическое мышление, необходимое в век высоких технологий. Успехов вам!
Комментарии (2)
Отредактировано 06-06-2020 15:34