Место романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» в литературе о «новых людях»

0
0
Материал опубликован 11 August 2020

Место романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» в литературе о «новых людях»

Чебукина Анастасия Александровна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Разуменская СОШ № 1 Белгородского района Белгородской области»

Известно, что сообщение о том, что Н.Г. Чернышевский пишет роман и предназначает его для «Современника» было сделано в одном из писем к А.Н. Пыпину. Н.Г. Чернышевский писал о своем замысле создать «Энциклопедию жизни» для людей своего поколения, разъяснив им «как надобно жить» [Чернышевский: 1937, 74]. Также следует отметить, что произведение было написано в ответ на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Н.Г. Чернышевский не соглашался с И.С. Тургеневым в оценке «нового человека». Тургеневскому типу «нигилиста» Н.Г. Чернышевский противопоставил свои типы «новых людей» [2, 17 с.].

На наш взгляд, в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевскому было важно, поставив в центре внимания «новых людей» разночинно-демократической среды, раскрыть в их образах как можно полнее не только черты революционеров – разрушителей старого, но, в первую очередь, те взгляды и свойства характеров, которые показали бы их как строителей новых отношений, творцов более высоких форм жизни.

Также распространено представление о том, что Н.Г. Чернышевский решил сделаться романистом только потому, что был вынужден к этому обстоятельствами: для заключенного в Петропавловской крепости писателя были закрыты иные возможности прямого участия в идейной борьбе своего времени, поэтому он и решил развернуть пропаганду своих идей в беллетристической форме. Задача будущей книги ставилась чисто просветительская: «Чепуха в голове у людей, потому они и бедны и жалки, злы и несчастны; надобно разъяснить им, в чем истина и как следует им думать и жить» [1, 4 с.].

Однако в процессе работы над романом «Что делать?» перед Н.Г. Чернышевским встал целый ряд новых вопросов, кардинальных для судьбы русской разночинной интеллигенции.

Н.Г. Чернышевский писал роман «Что делать?», находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 года (112 дней). С января 1863 года рукопись частями передавалась в следственную комиссию по делу Н.Г. Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати.

Так, В.Н. Бекетов в поздней беседе с Н.Я. Агафоновым утверждал, что после того, как роман прошел «фильтру III Отделения», он «просматривал его поверхностно и «слепо подписал» [2, 98 с.].

Однако вскоре оплошность цензуры была замечена, ответственного цензора В.Н. Бекетова отстранили от должности. Но роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3-5).

Другой, не менее известный писатель, Н.Г. Помяловский, создав повести «Мещанское счастье» и «Молотов», сделал попытку написать роман о передовом разночинце, о его жизненном пути и идейных исканиях, отразив собственное видение «нового человека».

Так, Н.Г. Помяловский создал оригинальную повесть-исследование, обогатив русский роман аналитическим воспроизведением подробной истории формирования внутреннего мира разночинца. Большой его победой явилось изображение того, как «созрело» самосознание Молотова. Этому подчинена и художественная структура повести «Мещанское счастье» [1, 5 с.].

В русле влияния И.С. Тургенева и Н.Г. Помяловского оказались Н.А. Благовещенский и И.А. Кущевский. Первый из них в романе «Перед рассветом» (1865-1873) не ограничился детализированным исследованием биографии разночинца Трепетова, его внутреннего мира, подробным изображением обстоятельств его жизни. Аналитический метод в художественном воспроизведении образа разночинца, тщательно и талантливо разработанный Н.Г. Помяловским, Н.А. Благовещенский обогатил: индивидуальную историю жизни своего героя он соединил с широкой картиной исторических событий.

К произведениям о «новых людях» относится и роман И.А. Кущевского «Николай Негорев, или Благополучный россиянин». В произведении дана последовательно развертывающаяся цепь событий: смерть императора Николая, приезд нового губернатора и нового директора гимназии, отмена телесных наказаний, изгнание плохих учителей и исключение великовозрастных гимназистов, расцвет либерализма, знакомство со статьями Белинского, Добролюбова и Чернышевского, с романами Тургенева и Писемского, образование литературного кружка, появление газет и журналов, выпуск собственных рукописных журналов – во всех этих «этапах» «выражался дух нового времени, пробуждающий самосознание молодого поколения» [1, 6 с.].

Так, революционная ситуация 1859-1861 годов вызвала к жизни и другой тип романа о «новых людях». В основе его – не детализированная история роста нового героя в соответствующих обстоятельствах, а изображение деятельности и борьбы, собирания героем единомышленников, воспроизведение его идей и программ, идеалов, новых отношений, сложившихся в разночинной среде.

Известно, что Н.Г. Чернышевский в образе Рахметова показал революционера как «особенного человека», как героя «нового» масштаба. В основном по данному пути героизации пошел и Н.Ф. Бажин. «Если Н.Г. Помяловский и Н.А. Благовещенский изображали разночинца как «негероического героя», то Н.Ф. Бажин, а затем Д. Гирс наделяли революционеров «титаническими» чертами» [3, 4 с.].

Закономерно, что появление романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и других произведений о «новых людях» вызвало недовольство в реакционных кругах. Ответом дворянско-монархической реакции на демократический роман 60-х годов явился антинигилистический роман, направленный против социально-демократического движения. Задача данного романа – показать угрозу национальному укладу жизни России со стороны «нигилистов», «пародийно» изобразив их деятельность как «расшатывание устоев жизни страны».

К важнейшим произведениям «антинигилистической» литературы данного периода относятся роман А.Ф. Писемского «Взбаламученное море» (1863), а после подавления польского восстания – романы Н.С. Лескова «Некуда» (1864), «На ножах» (1870-1871) и В.П. Клюшникова «Марево» (1864). Завершает эту первую «очередь» антинигилистических произведений дилогия В. Авенариуса «Бродящие силы»: повести «Современная идиллия» (1865) и «Поветрие» (1867).

Интересно, что литературные отголоски событий, разворачивающихся в романе «Что делать?», встречаются во многих последующих за данным произведением творениях. Например, в черновиках к «Идиоту» князь Мышкин думает организовать женскую артель и коммуну. Николай Левин в «Анне Карениной» обдумывает проект кооперативной мастерской (примечательно, что и Мышкин, и Левин участвуют в спасении «падших женщин») [1, 24 с.].

Таким образом, можно сделать вывод, что роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» занимает важное место в литературе о «новых» людях данного периода и имеет как ряд близких «по духу» произведений, так и ряд романов, полемизирующих с ним.

Библиографический список

1. Миронова А.Н. Чтение и изучение романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» в 10 классе: дань традиции или социальная необходимость? / А.Н. Миронова // Концепт. – М.: 2015. – С. 3-7.

2. Рыбникова М.А. Вопросы преподавания литературы / М.А. Рыбникова – М.: 1979. – 279 с.

3. Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях / Н.Г. Чернышевский – М.: Художественная литература. – 1985. – 399с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.