12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шевченко Надежда Ивановна636
Россия, Хакасия респ., Аскиз

Местообитания и экологические ниши


Задание 1. Дайте определения понятиям:

- экология;

- экологические факторы;

- абиотические факторы;

- биотические факторы;

- антропогенные факторы;

- толерантность;

- лимитирующие факторы;

- закон минимума;

- адаптация;

- диапауза;

- миграция;

- анабиоз.


Задание 2. Проанализируйте график зависимости численности колорадского жука от температуры окружающей среды.


t1610599995aa.gif


Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1)Диапазон температуры, оптимальной для колорадского жука от 15°С до 35°С.

2)Диапазон температур зоны угнетения от 5°С до 10°С.

3)При температуре 5°С и 45°С наступает гибель особей.

4)Пределами устойчивости для колорадского жука является температура от 25°С до 45°С.

5)Диапазон температур для зоны угнетения от 5°С до 10°С и от 25°С до 45°С.


Задание 3. В чём проявляется приспособленность алоэ к обитанию в засушливых условиях среды? Ответ поясните.


Задание 4. Изучите тему «Местообитания и экологические ниши». Запишите определения:

- местообитание –

-экологическая ниша –


Задание 5. Почему экологические ниши двух совместно живущих видов никогда полностью не перекрываются?


Задание 6. Может ли один вид занимать разные экологические ниши? От чего это зависит?



Задание 7. Выберите правильные ответы.

1. Под экологией понимают:

а) загрязненность природы

б) чистоту окружающей среды

в) полную характеристику окружающей среды

г) науку о связях организмов со средой и друг с другом


2. Главное отличие живого от неживого:

а) взаимодействие со средой б) обмен веществ

в) способность размножаться г) способность двигаться


3. Деятельность человека, меняющая природную среду и влияющая на живые организмы и их сообщества, называется … фактором, а по сути является фактором ….

а) биотическим б) оптимальным

в) абиотическим г)антропогенным д) ограничивающим


4. Природная среда обитания:

а) все, что окружает организм б) все, на что организм может реагировать

в) место, где организм обитает г) часть природы, где живет особь


5. Факторы неживой природы:

а) вода б) бактерии в) воздух г) свет


6. Факторы живой природы:

а) вода б) почва в) грибы г) воздух


7. Ограничивающий фактор:

а) не дает возможности существовать без ограничений

б) снижает жизнеспособность особи

в) не дает возможности неограниченно размножаться

г) не позволяет беспредельно распространяться


8. Совокупность разных организмов, населяющих определенную территорию:

а) популяция б) сообщество в) биоценоз г) ареал


9. Группа особей одного вида, живущих на одной территории:

а) популяция б) сообщество в) биоценоз г) ареал


10. Какие науки изучают взаимоотношения организмов с окружающей средой?

а) синэкология д) этология

б) палеонтология е) экология

в) биология ж) генетика

г) физиология з) геология


11. Экология изучает:

а) потоки энергии в сообществах организмов

б) поведение организмов в природных условиях

в) химические процессы в живых организмах

г) участие живых организмов в круговороте веществ

д) закономерности расселения популяций

е) внешнее строение различных организмов

ж) изменения численности различных сообществ


12. Термин экология ввел в широкое употребление:

а) Либих б) Мебиус в) Ламарк г) Геккель

13. Экологическая ниша вида:

а) ареал распространения какого либо вида

б) комплекс оптимальных условий внешней среды

в) комплекс условий, необходимых для существования

г) сумма эффективных температур и ареал распространения


14. Что правильно?

а) только экология изучает связи организмов со средой

б) Либих считается основателем экологии

в) экологические факторы всегда действуют взаимно

г) самый мощный фактор природной среды — антропогенный


15. Что правильно?

а) периоды роста и развития наиболее уязвимые

б) биотические факторы ограничивающими быть не могут

в) основателем почвоведения считается Либих

г) северо-запад России — оптимальная зона для березы


16. Что правильно?

а) обилие пищи увеличивает устойчивость к воздействию среды

б) пределы выносливости личинок уже, чем взрослых особей

в) плохую освещенность можно заменить избытком влаги

г) экологические ниши видов никогда не меняются


17. Что правильно?

а) в зоне угнетения численность популяции всегда низкая

б) агроценозом называют искусственное сообщество

в) при высокой влажности температура воздействует сильнее

г) наличие конкурентов — фактор всегда антропогенный


Задание 8. Запишите домашнее задание.

1.Изучить параграф 76 «Местообитания и экологические ниши». Выполните задание в конце параграфа.


2.Выучить определения: экология; экологические факторы; абиотические факторы; биотические факторы; антропогенные факторы; толерантность; лимитирующие факторы; закон минимума; адаптация; диапауза; миграция; анабиоз; местообитание; экологическая ниша.


3.Подготовить одно сообщение по теме:

- нейтрализм;

- аменсализм;

- комменсализм;

- протокооперация;

- мутуализм;

- симбиоз;

- хищничество;

- паразитизм;

- конкуренция.


На оценку «3» необходимо выполнить пункт 1; на оценку «4» - пункты 1 и 2; на оценку «5» все три пункта.





Вариант для учителя

Местообитания и экологические ниши


Задание 1. Дайте определения понятиям:

- экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания.

- экологические факторы – условия среды.

- абиотические факторы – это факторы неживой природы.

- биотические факторы – это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга.

- антропогенные факторы – это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.

- толерантность – способность выдерживать изменения условий жизни.

- лимитирующие факторы – факторы, сдерживающие развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностями.

- закон минимума – успешную жизнедеятельность организма ограничивает экологический фактор, количество и качество которого близки к минимуму, необходимому организму.

- адаптация – процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды.

- диапауза – состояние физиологического покоя.

- миграция – перемещение в новые убежища или массовое переселение в иные климатические области.

- анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедляются, что отсутствуют все видимые признаки жизни.


Задание 2. Проанализируйте график зависимости численности колорадского жука от температуры окружающей среды.


t1610599995aa.gif


Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1)Диапазон температуры, оптимальной для колорадского жука от 15°С до 35°С.

2)Диапазон температур зоны угнетения от 5°С до 10°С.

3)При температуре 5°С и 45°С наступает гибель особей.

4)Пределами устойчивости для колорадского жука является температура от 25°С до 45°С.

5)Диапазон температур для зоны угнетения от 5°С до 10°С и от 25°С до 45°С.


Задание 3. В чём проявляется приспособленность алоэ к обитанию в засушливых условиях среды? Ответ поясните.

Мясистые листья, содержащие запас воды. Поверхностная корневая система, которая помогает усваивать капельную влагу (росу).


Задание 4. Изучите тему «Местообитания и экологические ниши». Запишите определения:

- местообитание – место, где живет организм.

- экологическая ниша – совокупность всех жизненных условий, необходимых для существования того или иного вида, а также его роль в биологическом сообществе.


Задание 5. Почему экологические ниши двух совместно живущих видов никогда полностью не перекрываются?

Так как при этом может вступить в силу закон конкурентного исключения и один вид начнет вытеснять другого.


Задание 6. Может ли один вид занимать разные экологические ниши? От чего это зависит?

Один вид может занимать различные ниши в разных местообитаниях или географических районах. Например, человек. В некоторых странах он занимает преимущественно пищевую нишу плотоядного организма, в других – растительноядного. В большинстве случаев человек является существом всеядным.

Насекомое короед-типограф в Сибири и европейской части России является в основном вредителем ели, а на Кавказе – сосны.


Задание 7. Выберите правильные ответы.

1. Под экологией понимают:

а) загрязненность природы

б) чистоту окружающей среды

в) полную характеристику окружающей среды

г) науку о связях организмов со средой и друг с другом


2. Главное отличие живого от неживого:

а) взаимодействие со средой б) обмен веществ

в) способность размножаться г) способность двигаться


3. Деятельность человека, меняющая природную среду и влияющая на живые организмы и их сообщества, называется антропогенным фактором, а по сути является фактором биотическим.

а) биотическим б) оптимальным

в) абиотическим г) антропогенным д) ограничивающим


4. Природная среда обитания:

а) все, что окружает организм б) все, на что организм может реагировать

в) место, где организм обитает г) часть природы, где живет особь


5. Факторы неживой природы:

а) вода б) бактерии в) воздух г) свет


6. Факторы живой природы:

а) вода б) почва в) грибы г) воздух


7. Ограничивающий фактор:

а) не дает возможности существовать без ограничений

б) снижает жизнеспособность особи

в) не дает возможности неограниченно размножаться

г) не позволяет беспредельно распространяться


8. Совокупность разных организмов, населяющих определенную территорию:

а) популяция б) сообщество в) биоценоз г) ареал


9. Группа особей одного вида, живущих на одной территории:

а) популяция б) сообщество в) биоценоз г) ареал


10. Какие науки изучают взаимоотношения организмов с окружающей средой?

а) синэкология д) этология

б) палеонтология е) экология

в) биология ж) генетика

г) физиология з) геология


11. Экология изучает:

а) потоки энергии в сообществах организмов

б) поведение организмов в природных условиях

в) химические процессы в живых организмах

г) участие живых организмов в круговороте веществ

д) закономерности расселения популяций

е) внешнее строение различных организмов

ж) изменения численности различных сообществ


12. Термин экология ввел в широкое употребление:

а) Либих б) Мебиус в) Ламарк г) Геккель


13. Экологическая ниша вида:

а) ареал распространения какого либо вида

б) комплекс оптимальных условий внешней среды

в) комплекс условий, необходимых для существования

г) сумма эффективных температур и ареал распространения


14. Что правильно?

а) только экология изучает связи организмов со средой

б) Либих считается основателем экологии

в) экологические факторы всегда действуют взаимно

г) самый мощный фактор природной среды — антропогенный


15. Что правильно?

а) периоды роста и развития наиболее уязвимые

б) биотические факторы ограничивающими быть не могут

в) основателем почвоведения считается Либих

г) северо-запад России — оптимальная зона для березы


16. Что правильно?

а) обилие пищи увеличивает устойчивость к воздействию среды

б) пределы выносливости личинок уже, чем взрослых особей

в) плохую освещенность можно заменить избытком влаги

г) экологические ниши видов никогда не меняются


17. Что правильно?

а) в зоне угнетения численность популяции всегда низкая

б) агроценозом называют искусственное сообщество

в) при высокой влажности температура воздействует сильнее

г) наличие конкурентов — фактор всегда антропогенный


Задание 8. Запишите домашнее задание.

1.Изучить параграф 76 «Местообитания и экологические ниши». Выполните задание в конце параграфа.

2.Выучить определения: экология; экологические факторы; абиотические факторы; биотические факторы; антропогенные факторы; толерантность; лимитирующие факторы; закон минимума; адаптация; диапауза; миграция; анабиоз; местообитание; экологическая ниша.

3.Подготовить одно сообщение по теме:

- нейтрализм;

- аменсализм;

- комменсализм;

- протокооперация;

- мутуализм;

- симбиоз;

- хищничество;

- паразитизм;

- конкуренция.

На оценку «3» необходимо выполнить пункт 1; на оценку «4» - пункты 1 и 2; на оценку «5» все три пункта.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.