Практикум по биологии «Решения генетических задач» (9–11 класс)
                                Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с. Ильинское Малопургинского района Удмуртской Республики
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального (основного, среднего) общего образования
| 
			 «Рассмотрена» на заседании МО «Эврика» Руководитель МО: 29 августа 2016 Протокол № 1 от «29» августа 2016 г.  | 
			
			 Принята на заседании Педагогического Совета Протокол №1 
 От «30» августа 2016 г.  | 
			
			 Утверждаю: Директор школы _________ Приказ № ___ от «___» __________20___ г.  | 
		
Рабочая программа
По предмету (курсу и т.д.) «Практикум по решению генетических задач»
Класс (уровень) 9-11, общеобразовательный
Учитель (группа учителей) Рыкова Н.А.
Категория учителя: первая квалификационная категория
Количество часов по программе: 17 часов
2016 год
Пояснительная записка
Предлагаемый курс составлен на основе Программ элективных курсов предпрофильного обучения для учащихся 9-11 классов, авторы-составители Морзунова И.Б, Сивоглазов В.И. –М: Дрофа, 2007 г носит межпредметный характер.
Актуальность курса «Практикум по решению генетических задач» состоит в том, что он носит углубленный характер, рассчитан для учащихся 9-11 классов, планирующих выбрать экзамен для поступления в ВУЗы медицинского, биологического и сельскохозяйственного профилей, а также для учащихся старших классов, интересующихся вопросами генетики.
Изучение закономерностей наследственности и изменчивости является теоретической базой селекции, генной инженерии, микробиологии. Углублённый курс опирается на знания и умения, полученные учащимися на уроках биологии. Программа учебного курса общей биологии недостаточна для интересующихся учащихся в генетике, предложенный курс поможет приобрести новые знания уже повышенного уровня.
Цель: создание условий для углублённого изучения вопросов генетики
Задачи: 1) Формирование интеллектуальных и практических умений учащихся в области генетики
2) Изучение и составление родословной учащихся, укрепления их здоровья
3) Практическое применение полученных знаний при решении генетических задач
Программа рассчитана на полугодие - 17 ч, по 1 ч в неделю, для учащихся 9-11 классов, общеобразовательной школы. Программа включает знания, не дублирующие предмет биология как базовой программы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Учащиеся приобретут следующие знания: о генетике и селекции – науке о наследственности и изменчивости всех живых организмов; умения: научатся решать задачи, будут развивать свои творческие способности, научатся работать в группе, будут отстаивать свою точку зрения. Познание генетики и селекции необходимо для оценки собственного здоровья, возможных появлений различных генетических заболеваний. Изучение закономерностей наследственности и изменчивости живого организма является теоретической базой развития науки генетики, селекции, цитологии, генной инженерии. Программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах. Тестирование и анкетирование учащихся на разных этапах занятий поданному курсу поможет отследить динамику интереса правильность выбора тем занятий. Формой отчета по завершении курса может стать защита проекта.
Содержание курса предполагает теоретическую и практическую работу
Генетика – 5ч. Введение в курс.
Теория: беседа с видео и презентацией по теме «Законы Менделя»:«Моногибридное скрещивание», «Неполное доминирование признаков», «Дигибридное скрещивание» Практика: Решение задач на законы Менделя: Моногибридное скрещивание Неполное доминирование признаков, Дигибридное скрещивание.
Геном человека – 6ч.
Теория: беседа с видео и презентацией по теме: «Причины мутаций», «Наследование генов, сцепленных с полом», «Неаллельное взаимодействие генов», «Комплементарность», «Эпистаз», «Полимерия». Практика: решение задач по изученным темам.
Генетика и здоровье человека – 6ч.
Теория и практика по теме: беседа, видео, презентация и решение задач по темам: на Кодоминирование, Аутосомно-доминатное наследование, Аутосомно-рецессивное наследование, Составление и анализ родословных. Закон Харди - Вайнберга в популяциях.
Ожидаемые результаты курса:
Учащиеся научатся объяснять и решать задачи по изученному курсу.
Смогут успешно подготовиться к итоговому государственному экзамену
Продолжить обучение в выбранном учебном заведении дальше.
Календарно-тематическое планирование курса
| 
			 Наименование раздела  | 
			
			 Цели раздела  | 
			
			 Знать/понимать  | 
			
			 Уметь  | 
			
			 Тема уроков  | 
			
			 № ур  | 
			
			 Цель урока  | 
		
| 
			 1. Генетика  | 
			
			 Сущность законов Г. Менделя  | 
			
			 вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки  | 
			
			 объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения  | 
			
			 Введение в курс  | 
			
			 1  | 
			
			 Методы познания живой природы  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Методы генетики.  | 
			
			 закономерностей изменчивости  | 
			
			 отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека  | 
			
			 Решение задач "Моногибридное скрещивание".Видео и презентация темы  | 
			
			 2  | 
			
			 Наследственность и изменчивость - свойства организмов.  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Генотип как целостная система  | 
			
			 сущность процессов размножение  | 
			
			 взаимосвязи организмов и окружающей среды  | 
			
			 Неполное доминирование признаков. Видео и презентация темы  | 
			
			 3  | 
			
			 Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы  | 
			
			 вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки  | 
			
			 нарушений развития организмов, наследственных заболеваний  | 
			
			 Дигибридное скрещивание. Видео и презентация темы  | 
			
			 4  | 
			
			 Генетическая терминология и символика. Тестирование учащихся  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Хромосомная теория наследственности  | 
			
			 биологическую терминологию и символику  | 
			
			 влияние мутагенов на организм человека  | 
			
			 Решение задач на 3 законы Менделя  | 
			
			 5  | 
			
			 Закономерности наследования, установленные Г. Менделем  | 
		
| 
			 2. Геном человека  | 
			
			 РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ГЕНОТИПЕ. ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА.  | 
			
			 сущность законов Г. Менделя  | 
			
			 объяснять нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций  | 
			
			 Решение генетических задач.Видео и презентация темы  | 
			
			 6  | 
			
			 ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана  | 
			
			 закономерностей изменчивости  | 
			
			 решать элементарные биологические задачи  | 
			
			 Наследование генов, сцепленных с полом. Видео и презентация темы  | 
			
			 7  | 
			
			 Современные представления о гене и геноме  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 ТЕОРИЯ ГЕНА  | 
			
			 вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки  | 
			
			 решать элементарные биологические задачи  | 
			
			 Неаллельное взаимодействие генов. Видео и презентация темы.  | 
			
			 8  | 
			
			 Наследственная и ненаследственная изменчивость  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Закономерности изменчивости  | 
			
			 биологическую терминологию и символику  | 
			
			 объяснять нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций  | 
			
			 Комплементарность Видео и презентация темы  | 
			
			 9  | 
			
			 Влияние мутагенов на организм человека  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная.  | 
			
			 вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки  | 
			
			 решать элементарные биологические задачи  | 
			
			 Эпистаз.Видео и презентация темы.  | 
			
			 10  | 
			
			 Значение генетики для медицины и селекции  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Взаимодействие генов  | 
			
			 вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки  | 
			
			 решать элементарные биологические задачи  | 
			
			 Полимерия. Видео и презентация темы.  | 
			
			 11  | 
			
			 Биотехнология, ее достижения Тестирование учащихся  | 
		
| 
			 3. Генетика и здоровье человека  | 
			
			 Последствия влияния мутагенов на организм  | 
			
			 вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки  | 
			
			 составлять элементарные схемы скрещивания и  | 
			
			 Решение задач на Кодоминирование  | 
			
			 12  | 
			
			 Наследственная и ненаследственная изменчивость  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Виды мутаций, их причины  | 
			
			 закономерностей изменчивости  | 
			
			 объяснять нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций  | 
			
			 Аутосомно-доминатное наследование.Видео и презентация темы  | 
			
			 13  | 
			
			 Наследственные болезни человека, их причины и профилактика  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Последствия влияния мутагенов на организм  | 
			
			 закономерностей изменчивости  | 
			
			 находить информацию о биологических объектах в различных источниках  | 
			
			 Аутосомно-рецессивное наследование. Видео и презентация темы  | 
			
			 14  | 
			
			 Наследственная и ненаследственная изменчивость  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Методы изучения наследственности человека  | 
			
			 биологическую терминологию и символику  | 
			
			 составлять элементарные схемы скрещивания  | 
			
			 Составление и анализ родословных  | 
			
			 15  | 
			
			 Значение генетики для медицины и селекции. Анкетирование уч-ся  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами  | 
			
			 сущность биологических процессов  | 
			
			 находить информацию о биологических объектах в различных источниках  | 
			
			 Закон Харди - Вайнберга в популяциях. Видео и презентация темы  | 
			
			 16  | 
			
			 Наследственная и ненаследственная изменчивость  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 Итог. Зачёт  | 
			
			 17  | 
			
			 Собеседование с учащимися по изученному курсу  | 
		
Учебно-методическое обеспечение по учебному курсу
| 
			 №  | 
			
			 Название  | 
			
			 Автор  | 
			
			 Издательство  | 
			
			 Год  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 Генетика: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 классов  | 
			
			 Киселева З.М., Мягкова А.Н.  | 
			
			 М.: Просвещение  | 
			
			 1983  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением  | 
			
			 Шумский В.К, и др.  | 
			
			 М.: Просвещение  | 
			
			 2001  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 Элективные курсы по биологии (9 -11 классы).  | 
			
			 Дымшиц Г.М., Рувинский А.О.  | 
			
			 Чебоксары  | 
			
			 2006  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 www/fipi/ru сайт ФИПИ  | 
			|||
| 
			 5  | 
			
			 http://festival.1september.ru  | 
			
			 «Открытый урок»  | 
			||
| 
			 6  | 
			
			 Инфоурок Презентации, видеоуроки и тесты по биологии  |