12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда1631
Очень люблю свою школу
Россия, Удмуртская респ., село Ильинское Малопургинского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с. Ильинское Малопургинского района Удмуртской Республики

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального (основного, среднего) общего образования

«Рассмотрена» на заседании

 МО  «Эврика»

Руководитель МО:

29 августа 2016

Протокол № 1

от «29» августа 2016 г.

Принята на заседании

Педагогического Совета

Протокол №1


 

От «30» августа 2016 г.

Утверждаю:

Директор школы

_________

Приказ № ___ от «___» __________20___ г.

Рабочая программа

          По предмету (курсу и т.д.) «Практикум по решению генетических задач»

          Класс (уровень) 9-11, общеобразовательный

          Учитель (группа учителей) Рыкова Н.А.

          Категория учителя: первая квалификационная категория

          Количество часов по программе: 17 часов

                                                    2016 год

                                                        Пояснительная записка

Предлагаемый курс составлен на основе Программ элективных курсов предпрофильного обучения для учащихся 9-11 классов, авторы-составители Морзунова И.Б, Сивоглазов В.И. –М: Дрофа, 2007 г носит межпредметный характер.

Актуальность курса «Практикум по решению генетических задач» состоит в том, что он носит углубленный характер, рассчитан для учащихся 9-11 классов, планирующих выбрать экзамен для поступления в ВУЗы медицинского, биологического и сельскохозяйственного профилей, а также для учащихся старших классов, интересующихся вопросами генетики.

Изучение закономерностей наследственности и изменчивости является теоретической базой селекции, генной инженерии, микробиологии. Углублённый курс опирается на знания и умения, полученные учащимися на уроках биологии. Программа учебного курса общей биологии недостаточна для интересующихся учащихся в генетике, предложенный курс поможет приобрести новые знания уже повышенного уровня.

Цель: создание условий для углублённого изучения вопросов генетики

Задачи: 1) Формирование интеллектуальных и практических умений учащихся в области генетики

2) Изучение и составление родословной учащихся, укрепления их здоровья

3) Практическое применение полученных знаний при решении генетических задач

Программа рассчитана на полугодие - 17 ч, по 1 ч в неделю, для учащихся 9-11 классов, общеобразовательной школы. Программа включает знания, не дублирующие предмет биология как базовой программы.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Учащиеся приобретут следующие знания: о генетике и селекции – науке о наследственности и изменчивости всех живых организмов; умения: научатся решать задачи, будут развивать свои творческие способности, научатся работать в группе, будут отстаивать свою точку зрения. Познание генетики и селекции необходимо для оценки собственного здоровья, возможных появлений различных генетических заболеваний. Изучение закономерностей наследственности и изменчивости живого организма является теоретической базой развития науки генетики, селекции, цитологии, генной инженерии. Программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах. Тестирование и анкетирование учащихся на разных этапах занятий поданному курсу поможет отследить динамику интереса правильность выбора тем занятий. Формой отчета по завершении курса может стать защита проекта.

Содержание курса предполагает теоретическую и практическую работу

Генетика – 5ч. Введение в курс.

Теория: беседа с видео и презентацией по теме «Законы Менделя»:«Моногибридное скрещивание», «Неполное доминирование признаков», «Дигибридное скрещивание» Практика: Решение задач на законы Менделя: Моногибридное скрещивание Неполное доминирование признаков, Дигибридное скрещивание.

Геном человека – 6ч.

Теория: беседа с видео и презентацией по теме: «Причины мутаций», «Наследование генов, сцепленных с полом», «Неаллельное взаимодействие генов», «Комплементарность», «Эпистаз», «Полимерия». Практика: решение задач по изученным темам.

Генетика и здоровье человека – 6ч.

Теория и практика по теме: беседа, видео, презентация и решение задач по темам: на Кодоминирование, Аутосомно-доминатное наследование, Аутосомно-рецессивное наследование, Составление и анализ родословных. Закон Харди - Вайнберга в популяциях.

Ожидаемые результаты курса:

Учащиеся научатся объяснять и решать задачи по изученному курсу.

Смогут успешно подготовиться к итоговому государственному экзамену

Продолжить обучение в выбранном учебном заведении дальше.

                          Календарно-тематическое планирование курса

Наименование раздела

Цели раздела

Знать/понимать

Уметь

Тема уроков

ур

Цель урока

1. Генетика

Сущность законов Г. Менделя

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения

Введение в курс

1

Методы познания живой природы

 

Методы генетики.

закономерностей изменчивости

отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

Решение задач "Моногибридное скрещивание".Видео и презентация темы

2

Наследственность и изменчивость - свойства организмов.

 

Генотип как целостная система

сущность процессов размножение

взаимосвязи организмов и окружающей среды

Неполное доминирование признаков. Видео и презентация темы

3

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

 

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

нарушений развития организмов, наследственных заболеваний

Дигибридное скрещивание. Видео и презентация темы

4

Генетическая терминология и символика. Тестирование учащихся

 

Хромосомная теория наследственности

биологическую терминологию и символику

влияние мутагенов на организм человека

Решение задач на 3 законы Менделя

5

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем

2. Геном человека

РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ГЕНОТИПЕ. ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА.

сущность законов Г. Менделя

объяснять нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций

Решение генетических задач.Видео и презентация темы

6

ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

 

Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана

закономерностей изменчивости

решать элементарные биологические задачи

Наследование генов, сцепленных с полом. Видео и презентация темы

7

Современные представления о гене и геноме

 

ТЕОРИЯ ГЕНА

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

решать элементарные биологические задачи

Неаллельное взаимодействие генов. Видео и презентация темы.

8

Наследственная и ненаследственная изменчивость

 

Закономерности изменчивости

биологическую терминологию и символику

объяснять нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций

Комплементарность Видео и презентация темы

9

Влияние мутагенов на организм человека

 

Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная.

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

решать элементарные биологические задачи

Эпистаз.Видео и презентация темы.

10

Значение генетики для медицины и селекции

 

Взаимодействие генов

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

решать элементарные биологические задачи

Полимерия. Видео и презентация темы.

11

Биотехнология, ее достижения

Тестирование учащихся

3. Генетика и здоровье человека

Последствия влияния мутагенов на организм

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

составлять элементарные схемы скрещивания и

Решение задач на Кодоминирование

12

Наследственная и ненаследственная изменчивость

 

Виды мутаций, их причины

закономерностей изменчивости

объяснять нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций

Аутосомно-доминатное наследование.Видео и презентация темы

13

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика

 

Последствия влияния мутагенов на организм

закономерностей изменчивости

находить информацию о биологических объектах в различных источниках

Аутосомно-рецессивное наследование. Видео и презентация темы

14

Наследственная и ненаследственная изменчивость

 

Методы изучения наследственности человека

биологическую терминологию и символику

составлять элементарные схемы скрещивания

Составление и анализ родословных

15

Значение генетики для медицины и селекции. Анкетирование уч-ся

 

Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами

сущность биологических процессов

находить информацию о биологических объектах в различных источниках

Закон Харди - Вайнберга в популяциях. Видео и презентация темы

16

Наследственная и ненаследственная изменчивость

 

 

 

 

Итог. Зачёт

17

 Собеседование с учащимися по изученному курсу

                            Учебно-методическое обеспечение по учебному курсу

Название

Автор

Издательство

Год

1

Генетика: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 классов

Киселева З.М., Мягкова А.Н.

М.: Просвещение

1983

2

Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением  

Шумский В.К, и др.

М.: Просвещение

2001

3

Элективные   курсы   по   биологии 

(9 -11 классы).

Дымшиц Г.М., Рувинский А.О.

Чебоксары

2006

4

www/fipi/ru сайт ФИПИ

     

5

http://festival.1september.ru

«Открытый урок»

   

6

Инфоурок Презентации, видеоуроки и тесты по биологии

     
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.