Практикум по биологии «Решения генетических задач» (9–11 класс)

0
0
Материал опубликован 17 November 2016 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с. Ильинское Малопургинского района Удмуртской Республики

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального (основного, среднего) общего образования

«Рассмотрена» на заседании

 МО  «Эврика»

Руководитель МО:

29 августа 2016

Протокол № 1

от «29» августа 2016 г.

Принята на заседании

Педагогического Совета

Протокол №1


 

От «30» августа 2016 г.

Утверждаю:

Директор школы

_________

Приказ № ___ от «___» __________20___ г.

Рабочая программа

          По предмету (курсу и т.д.) «Практикум по решению генетических задач»

          Класс (уровень) 9-11, общеобразовательный

          Учитель (группа учителей) Рыкова Н.А.

          Категория учителя: первая квалификационная категория

          Количество часов по программе: 17 часов

                                                    2016 год

                                                        Пояснительная записка

Предлагаемый курс составлен на основе Программ элективных курсов предпрофильного обучения для учащихся 9-11 классов, авторы-составители Морзунова И.Б, Сивоглазов В.И. –М: Дрофа, 2007 г носит межпредметный характер.

Актуальность курса «Практикум по решению генетических задач» состоит в том, что он носит углубленный характер, рассчитан для учащихся 9-11 классов, планирующих выбрать экзамен для поступления в ВУЗы медицинского, биологического и сельскохозяйственного профилей, а также для учащихся старших классов, интересующихся вопросами генетики.

Изучение закономерностей наследственности и изменчивости является теоретической базой селекции, генной инженерии, микробиологии. Углублённый курс опирается на знания и умения, полученные учащимися на уроках биологии. Программа учебного курса общей биологии недостаточна для интересующихся учащихся в генетике, предложенный курс поможет приобрести новые знания уже повышенного уровня.

Цель: создание условий для углублённого изучения вопросов генетики

Задачи: 1) Формирование интеллектуальных и практических умений учащихся в области генетики

2) Изучение и составление родословной учащихся, укрепления их здоровья

3) Практическое применение полученных знаний при решении генетических задач

Программа рассчитана на полугодие - 17 ч, по 1 ч в неделю, для учащихся 9-11 классов, общеобразовательной школы. Программа включает знания, не дублирующие предмет биология как базовой программы.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Учащиеся приобретут следующие знания: о генетике и селекции – науке о наследственности и изменчивости всех живых организмов; умения: научатся решать задачи, будут развивать свои творческие способности, научатся работать в группе, будут отстаивать свою точку зрения. Познание генетики и селекции необходимо для оценки собственного здоровья, возможных появлений различных генетических заболеваний. Изучение закономерностей наследственности и изменчивости живого организма является теоретической базой развития науки генетики, селекции, цитологии, генной инженерии. Программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах. Тестирование и анкетирование учащихся на разных этапах занятий поданному курсу поможет отследить динамику интереса правильность выбора тем занятий. Формой отчета по завершении курса может стать защита проекта.

Содержание курса предполагает теоретическую и практическую работу

Генетика – 5ч. Введение в курс.

Теория: беседа с видео и презентацией по теме «Законы Менделя»:«Моногибридное скрещивание», «Неполное доминирование признаков», «Дигибридное скрещивание» Практика: Решение задач на законы Менделя: Моногибридное скрещивание Неполное доминирование признаков, Дигибридное скрещивание.

Геном человека – 6ч.

Теория: беседа с видео и презентацией по теме: «Причины мутаций», «Наследование генов, сцепленных с полом», «Неаллельное взаимодействие генов», «Комплементарность», «Эпистаз», «Полимерия». Практика: решение задач по изученным темам.

Генетика и здоровье человека – 6ч.

Теория и практика по теме: беседа, видео, презентация и решение задач по темам: на Кодоминирование, Аутосомно-доминатное наследование, Аутосомно-рецессивное наследование, Составление и анализ родословных. Закон Харди - Вайнберга в популяциях.

Ожидаемые результаты курса:

Учащиеся научатся объяснять и решать задачи по изученному курсу.

Смогут успешно подготовиться к итоговому государственному экзамену

Продолжить обучение в выбранном учебном заведении дальше.

                          Календарно-тематическое планирование курса

Наименование раздела

Цели раздела

Знать/понимать

Уметь

Тема уроков

ур

Цель урока

1. Генетика

Сущность законов Г. Менделя

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения

Введение в курс

1

Методы познания живой природы

 

Методы генетики.

закономерностей изменчивости

отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

Решение задач "Моногибридное скрещивание".Видео и презентация темы

2

Наследственность и изменчивость - свойства организмов.

 

Генотип как целостная система

сущность процессов размножение

взаимосвязи организмов и окружающей среды

Неполное доминирование признаков. Видео и презентация темы

3

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

 

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

нарушений развития организмов, наследственных заболеваний

Дигибридное скрещивание. Видео и презентация темы

4

Генетическая терминология и символика. Тестирование учащихся

 

Хромосомная теория наследственности

биологическую терминологию и символику

влияние мутагенов на организм человека

Решение задач на 3 законы Менделя

5

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем

2. Геном человека

РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ГЕНОТИПЕ. ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА.

сущность законов Г. Менделя

объяснять нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций

Решение генетических задач.Видео и презентация темы

6

ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

 

Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана

закономерностей изменчивости

решать элементарные биологические задачи

Наследование генов, сцепленных с полом. Видео и презентация темы

7

Современные представления о гене и геноме

 

ТЕОРИЯ ГЕНА

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

решать элементарные биологические задачи

Неаллельное взаимодействие генов. Видео и презентация темы.

8

Наследственная и ненаследственная изменчивость

 

Закономерности изменчивости

биологическую терминологию и символику

объяснять нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций

Комплементарность Видео и презентация темы

9

Влияние мутагенов на организм человека

 

Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная.

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

решать элементарные биологические задачи

Эпистаз.Видео и презентация темы.

10

Значение генетики для медицины и селекции

 

Взаимодействие генов

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

решать элементарные биологические задачи

Полимерия. Видео и презентация темы.

11

Биотехнология, ее достижения

Тестирование учащихся

3. Генетика и здоровье человека

Последствия влияния мутагенов на организм

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

составлять элементарные схемы скрещивания и

Решение задач на Кодоминирование

12

Наследственная и ненаследственная изменчивость

 

Виды мутаций, их причины

закономерностей изменчивости

объяснять нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций

Аутосомно-доминатное наследование.Видео и презентация темы

13

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика

 

Последствия влияния мутагенов на организм

закономерностей изменчивости

находить информацию о биологических объектах в различных источниках

Аутосомно-рецессивное наследование. Видео и презентация темы

14

Наследственная и ненаследственная изменчивость

 

Методы изучения наследственности человека

биологическую терминологию и символику

составлять элементарные схемы скрещивания

Составление и анализ родословных

15

Значение генетики для медицины и селекции. Анкетирование уч-ся

 

Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами

сущность биологических процессов

находить информацию о биологических объектах в различных источниках

Закон Харди - Вайнберга в популяциях. Видео и презентация темы

16

Наследственная и ненаследственная изменчивость

 

 

 

 

Итог. Зачёт

17

 Собеседование с учащимися по изученному курсу

                            Учебно-методическое обеспечение по учебному курсу

Название

Автор

Издательство

Год

1

Генетика: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 классов

Киселева З.М., Мягкова А.Н.

М.: Просвещение

1983

2

Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением  

Шумский В.К, и др.

М.: Просвещение

2001

3

Элективные   курсы   по   биологии 

(9 -11 классы).

Дымшиц Г.М., Рувинский А.О.

Чебоксары

2006

4

www/fipi/ru сайт ФИПИ

     

5

http://festival.1september.ru

«Открытый урок»

   

6

Инфоурок Презентации, видеоуроки и тесты по биологии

     
Комментарии
Комментариев пока нет.