Практикум по биологии «Решения генетических задач» (9–11 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с. Ильинское Малопургинского района Удмуртской Республики
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального (основного, среднего) общего образования
«Рассмотрена» на заседании МО «Эврика» Руководитель МО: 29 августа 2016 Протокол № 1 от «29» августа 2016 г. |
Принята на заседании Педагогического Совета Протокол №1
От «30» августа 2016 г. |
Утверждаю: Директор школы _________ Приказ № ___ от «___» __________20___ г. |
Рабочая программа
По предмету (курсу и т.д.) «Практикум по решению генетических задач»
Класс (уровень) 9-11, общеобразовательный
Учитель (группа учителей) Рыкова Н.А.
Категория учителя: первая квалификационная категория
Количество часов по программе: 17 часов
2016 год
Пояснительная записка
Предлагаемый курс составлен на основе Программ элективных курсов предпрофильного обучения для учащихся 9-11 классов, авторы-составители Морзунова И.Б, Сивоглазов В.И. –М: Дрофа, 2007 г носит межпредметный характер.
Актуальность курса «Практикум по решению генетических задач» состоит в том, что он носит углубленный характер, рассчитан для учащихся 9-11 классов, планирующих выбрать экзамен для поступления в ВУЗы медицинского, биологического и сельскохозяйственного профилей, а также для учащихся старших классов, интересующихся вопросами генетики.
Изучение закономерностей наследственности и изменчивости является теоретической базой селекции, генной инженерии, микробиологии. Углублённый курс опирается на знания и умения, полученные учащимися на уроках биологии. Программа учебного курса общей биологии недостаточна для интересующихся учащихся в генетике, предложенный курс поможет приобрести новые знания уже повышенного уровня.
Цель: создание условий для углублённого изучения вопросов генетики
Задачи: 1) Формирование интеллектуальных и практических умений учащихся в области генетики
2) Изучение и составление родословной учащихся, укрепления их здоровья
3) Практическое применение полученных знаний при решении генетических задач
Программа рассчитана на полугодие - 17 ч, по 1 ч в неделю, для учащихся 9-11 классов, общеобразовательной школы. Программа включает знания, не дублирующие предмет биология как базовой программы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Учащиеся приобретут следующие знания: о генетике и селекции – науке о наследственности и изменчивости всех живых организмов; умения: научатся решать задачи, будут развивать свои творческие способности, научатся работать в группе, будут отстаивать свою точку зрения. Познание генетики и селекции необходимо для оценки собственного здоровья, возможных появлений различных генетических заболеваний. Изучение закономерностей наследственности и изменчивости живого организма является теоретической базой развития науки генетики, селекции, цитологии, генной инженерии. Программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах. Тестирование и анкетирование учащихся на разных этапах занятий поданному курсу поможет отследить динамику интереса правильность выбора тем занятий. Формой отчета по завершении курса может стать защита проекта.
Содержание курса предполагает теоретическую и практическую работу
Генетика – 5ч. Введение в курс.
Теория: беседа с видео и презентацией по теме «Законы Менделя»:«Моногибридное скрещивание», «Неполное доминирование признаков», «Дигибридное скрещивание» Практика: Решение задач на законы Менделя: Моногибридное скрещивание Неполное доминирование признаков, Дигибридное скрещивание.
Геном человека – 6ч.
Теория: беседа с видео и презентацией по теме: «Причины мутаций», «Наследование генов, сцепленных с полом», «Неаллельное взаимодействие генов», «Комплементарность», «Эпистаз», «Полимерия». Практика: решение задач по изученным темам.
Генетика и здоровье человека – 6ч.
Теория и практика по теме: беседа, видео, презентация и решение задач по темам: на Кодоминирование, Аутосомно-доминатное наследование, Аутосомно-рецессивное наследование, Составление и анализ родословных. Закон Харди - Вайнберга в популяциях.
Ожидаемые результаты курса:
Учащиеся научатся объяснять и решать задачи по изученному курсу.
Смогут успешно подготовиться к итоговому государственному экзамену
Продолжить обучение в выбранном учебном заведении дальше.
Календарно-тематическое планирование курса
Наименование раздела |
Цели раздела |
Знать/понимать |
Уметь |
Тема уроков |
№ ур |
Цель урока |
1. Генетика |
Сущность законов Г. Менделя |
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки |
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения |
Введение в курс |
1 |
Методы познания живой природы |
|
Методы генетики. |
закономерностей изменчивости |
отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека |
Решение задач "Моногибридное скрещивание".Видео и презентация темы |
2 |
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. |
|
Генотип как целостная система |
сущность процессов размножение |
взаимосвязи организмов и окружающей среды |
Неполное доминирование признаков. Видео и презентация темы |
3 |
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. |
|
Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы |
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки |
нарушений развития организмов, наследственных заболеваний |
Дигибридное скрещивание. Видео и презентация темы |
4 |
Генетическая терминология и символика. Тестирование учащихся |
|
Хромосомная теория наследственности |
биологическую терминологию и символику |
влияние мутагенов на организм человека |
Решение задач на 3 законы Менделя |
5 |
Закономерности наследования, установленные Г. Менделем |
2. Геном человека |
РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ГЕНОТИПЕ. ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА. |
сущность законов Г. Менделя |
объяснять нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций |
Решение генетических задач.Видео и презентация темы |
6 |
ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ |
|
Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана |
закономерностей изменчивости |
решать элементарные биологические задачи |
Наследование генов, сцепленных с полом. Видео и презентация темы |
7 |
Современные представления о гене и геноме |
|
ТЕОРИЯ ГЕНА |
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки |
решать элементарные биологические задачи |
Неаллельное взаимодействие генов. Видео и презентация темы. |
8 |
Наследственная и ненаследственная изменчивость |
|
Закономерности изменчивости |
биологическую терминологию и символику |
объяснять нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций |
Комплементарность Видео и презентация темы |
9 |
Влияние мутагенов на организм человека |
|
Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. |
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки |
решать элементарные биологические задачи |
Эпистаз.Видео и презентация темы. |
10 |
Значение генетики для медицины и селекции |
|
Взаимодействие генов |
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки |
решать элементарные биологические задачи |
Полимерия. Видео и презентация темы. |
11 |
Биотехнология, ее достижения Тестирование учащихся |
3. Генетика и здоровье человека |
Последствия влияния мутагенов на организм |
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки |
составлять элементарные схемы скрещивания и |
Решение задач на Кодоминирование |
12 |
Наследственная и ненаследственная изменчивость |
|
Виды мутаций, их причины |
закономерностей изменчивости |
объяснять нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций |
Аутосомно-доминатное наследование.Видео и презентация темы |
13 |
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика |
|
Последствия влияния мутагенов на организм |
закономерностей изменчивости |
находить информацию о биологических объектах в различных источниках |
Аутосомно-рецессивное наследование. Видео и презентация темы |
14 |
Наследственная и ненаследственная изменчивость |
|
Методы изучения наследственности человека |
биологическую терминологию и символику |
составлять элементарные схемы скрещивания |
Составление и анализ родословных |
15 |
Значение генетики для медицины и селекции. Анкетирование уч-ся |
|
Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами |
сущность биологических процессов |
находить информацию о биологических объектах в различных источниках |
Закон Харди - Вайнберга в популяциях. Видео и презентация темы |
16 |
Наследственная и ненаследственная изменчивость |
|
|
|
|
Итог. Зачёт |
17 |
Собеседование с учащимися по изученному курсу |
Учебно-методическое обеспечение по учебному курсу
№ |
Название |
Автор |
Издательство |
Год |
1 |
Генетика: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 классов |
Киселева З.М., Мягкова А.Н. |
М.: Просвещение |
1983 |
2 |
Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением |
Шумский В.К, и др. |
М.: Просвещение |
2001 |
3 |
Элективные курсы по биологии (9 -11 классы). |
Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. |
Чебоксары |
2006 |
4 |
www/fipi/ru сайт ФИПИ |
|||
5 |
http://festival.1september.ru |
«Открытый урок» |
||
6 |
Инфоурок Презентации, видеоуроки и тесты по биологии |