12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Надежда1631 Очень люблю свою школу Россия, Удмуртская респ., село Ильинское Малопургинского района Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Практикум по биологии «Решения генетических задач» (9-11 классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с. Ильинское Малопургинского района Удмуртской Республики
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального (основного, среднего) общего образования
«Рассмотрена» на заседании МО «Эврика» Руководитель МО: 29 августа 2016 Протокол № 1 от «29» августа 2016 г. | Принята на заседании Педагогического Совета Протокол №1
От «30» августа 2016 г. | Утверждаю: Директор школы _________ Приказ № ___ от «___» __________20___ г. |
Рабочая программа
По предмету (курсу и т.д.) «Практикум по решению генетических задач»
Класс (уровень) 9-11, общеобразовательный
Учитель (группа учителей) Рыкова Н.А.
Категория учителя: первая квалификационная категория
Количество часов по программе: 17 часов
2016 год
Пояснительная записка
Предлагаемый курс составлен на основе Программ элективных курсов предпрофильного обучения для учащихся 9-11 классов, авторы-составители Морзунова И.Б, Сивоглазов В.И. –М: Дрофа, 2007 г носит межпредметный характер.
Актуальность курса «Практикум по решению генетических задач» состоит в том, что он носит углубленный характер, рассчитан для учащихся 9-11 классов, планирующих выбрать экзамен для поступления в ВУЗы медицинского, биологического и сельскохозяйственного профилей, а также для учащихся старших классов, интересующихся вопросами генетики.
Изучение закономерностей наследственности и изменчивости является теоретической базой селекции, генной инженерии, микробиологии. Углублённый курс опирается на знания и умения, полученные учащимися на уроках биологии. Программа учебного курса общей биологии недостаточна для интересующихся учащихся в генетике, предложенный курс поможет приобрести новые знания уже повышенного уровня.
Цель: создание условий для углублённого изучения вопросов генетики
Задачи: 1) Формирование интеллектуальных и практических умений учащихся в области генетики
2) Изучение и составление родословной учащихся, укрепления их здоровья
3) Практическое применение полученных знаний при решении генетических задач
Программа рассчитана на полугодие - 17 ч, по 1 ч в неделю, для учащихся 9-11 классов, общеобразовательной школы. Программа включает знания, не дублирующие предмет биология как базовой программы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Учащиеся приобретут следующие знания: о генетике и селекции – науке о наследственности и изменчивости всех живых организмов; умения: научатся решать задачи, будут развивать свои творческие способности, научатся работать в группе, будут отстаивать свою точку зрения. Познание генетики и селекции необходимо для оценки собственного здоровья, возможных появлений различных генетических заболеваний. Изучение закономерностей наследственности и изменчивости живого организма является теоретической базой развития науки генетики, селекции, цитологии, генной инженерии. Программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах. Тестирование и анкетирование учащихся на разных этапах занятий поданному курсу поможет отследить динамику интереса правильность выбора тем занятий. Формой отчета по завершении курса может стать защита проекта.
Содержание курса предполагает теоретическую и практическую работу
Генетика – 5ч. Введение в курс.
Теория: беседа с видео и презентацией по теме «Законы Менделя»:«Моногибридное скрещивание», «Неполное доминирование признаков», «Дигибридное скрещивание» Практика: Решение задач на законы Менделя: Моногибридное скрещивание Неполное доминирование признаков, Дигибридное скрещивание.
Геном человека – 6ч.
Теория: беседа с видео и презентацией по теме: «Причины мутаций», «Наследование генов, сцепленных с полом», «Неаллельное взаимодействие генов», «Комплементарность», «Эпистаз», «Полимерия». Практика: решение задач по изученным темам.
Генетика и здоровье человека – 6ч.
Теория и практика по теме: беседа, видео, презентация и решение задач по темам: на Кодоминирование, Аутосомно-доминатное наследование, Аутосомно-рецессивное наследование, Составление и анализ родословных. Закон Харди - Вайнберга в популяциях.
Ожидаемые результаты курса:
Учащиеся научатся объяснять и решать задачи по изученному курсу.
Смогут успешно подготовиться к итоговому государственному экзамену
Продолжить обучение в выбранном учебном заведении дальше.
Календарно-тематическое планирование курса
Наименование раздела | Цели раздела | Знать/понимать | Уметь | Тема уроков | № ур | Цель урока |
1. Генетика | Сущность законов Г. Менделя | вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки | объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения | Введение в курс | 1 | Методы познания живой природы |
| Методы генетики. | закономерностей изменчивости | отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека | Решение задач "Моногибридное скрещивание".Видео и презентация темы | 2 | Наследственность и изменчивость - свойства организмов. |
| Генотип как целостная система | сущность процессов размножение | взаимосвязи организмов и окружающей среды | Неполное доминирование признаков. Видео и презентация темы | 3 | Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. |
| Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы | вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки | нарушений развития организмов, наследственных заболеваний | Дигибридное скрещивание. Видео и презентация темы | 4 | Генетическая терминология и символика. Тестирование учащихся |
| Хромосомная теория наследственности | биологическую терминологию и символику | влияние мутагенов на организм человека | Решение задач на 3 законы Менделя | 5 | Закономерности наследования, установленные Г. Менделем |
2. Геном человека | РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ГЕНОТИПЕ. ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА. | сущность законов Г. Менделя | объяснять нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций | Решение генетических задач.Видео и презентация темы | 6 | ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ |
| Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана | закономерностей изменчивости | решать элементарные биологические задачи | Наследование генов, сцепленных с полом. Видео и презентация темы | 7 | Современные представления о гене и геноме |
| ТЕОРИЯ ГЕНА | вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки | решать элементарные биологические задачи | Неаллельное взаимодействие генов. Видео и презентация темы. | 8 | Наследственная и ненаследственная изменчивость |
| Закономерности изменчивости | биологическую терминологию и символику | объяснять нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций | Комплементарность Видео и презентация темы | 9 | Влияние мутагенов на организм человека |
| Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. | вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки | решать элементарные биологические задачи | Эпистаз.Видео и презентация темы. | 10 | Значение генетики для медицины и селекции |
| Взаимодействие генов | вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки | решать элементарные биологические задачи | Полимерия. Видео и презентация темы. | 11 | Биотехнология, ее достижения Тестирование учащихся |
3. Генетика и здоровье человека | Последствия влияния мутагенов на организм | вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки | составлять элементарные схемы скрещивания и | Решение задач на Кодоминирование | 12 | Наследственная и ненаследственная изменчивость |
| Виды мутаций, их причины | закономерностей изменчивости | объяснять нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций | Аутосомно-доминатное наследование.Видео и презентация темы | 13 | Наследственные болезни человека, их причины и профилактика |
| Последствия влияния мутагенов на организм | закономерностей изменчивости | находить информацию о биологических объектах в различных источниках | Аутосомно-рецессивное наследование. Видео и презентация темы | 14 | Наследственная и ненаследственная изменчивость |
| Методы изучения наследственности человека | биологическую терминологию и символику | составлять элементарные схемы скрещивания | Составление и анализ родословных | 15 | Значение генетики для медицины и селекции. Анкетирование уч-ся |
| Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами | сущность биологических процессов | находить информацию о биологических объектах в различных источниках | Закон Харди - Вайнберга в популяциях. Видео и презентация темы | 16 | Наследственная и ненаследственная изменчивость |
|
|
|
| Итог. Зачёт | 17 | Собеседование с учащимися по изученному курсу |
Учебно-методическое обеспечение по учебному курсу
№ | Название | Автор | Издательство | Год |
1 | Генетика: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 классов | Киселева З.М., Мягкова А.Н. | М.: Просвещение | 1983 |
2 | Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением | Шумский В.К, и др. | М.: Просвещение | 2001 |
3 | Элективные курсы по биологии (9 -11 классы). | Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. | Чебоксары | 2006 |
4 | www/fipi/ru сайт ФИПИ | |||
5 | «Открытый урок» | |||
6 | Инфоурок Презентации, видеоуроки и тесты по биологии |