Технологическая карта урока биологии в 11 классе «Организм и среда. Экологические факторы»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Учитель биологии и химии первой квалификационной категории
МКОУ «Средняя школа №4» г. Сухиничи Калужской области
Лазутина Надежда Михайловна
Предмет: биология
Класс:11
Тема урока: «Организм и среда. Экологические факторы».
№ урока по теме: урок №1 в главе 5 «Экосистема».
Тип урока: урок открытия и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Дидактическая задача урока: обеспечение осознания и усвоения понятий, законов и закономерностей.
Задачи урока:
1. Образовательные: углубить и расширять знания учащихся о предмете и задачах экологии, об экологических факторах, о закономерностях влияния экологических факторов на организмы.
2. Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
3. Воспитательные: привлечь внимание учеников к проблемам охраны природы; помочь ощутить красоту и гармонию в природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
формировать умение понимать смысл и объяснять значение биологических терминов, законов и закономерностей влияния экологических факторов на организмы.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения выделять главное и второстепенное в изучаемом материале, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты; выявлять причинно-следственные связи.
2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию из разных источников, необходимую для решения учебных задач.
3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и таблицу).
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе и паре.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
3. Продолжить обучение основам самоконтроля и взаимоконтроля.
Личностные УУД:
1.Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, видеофильм «Экологические проблемы Земли», компьютеры для каждого учащегося, диск «Общая биология. Часть 5», презентация к уроку «Экологические факторы», сигнальные карточки зеленого, желтого и красного цвета для каждого учащегося.
Используемые учебники и учебные пособия:
Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений, В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова, Дрофа, 2012.
Мультимедийное учебное пособие. Биология 5-9 кл. 5 часть. Общая биология. М.; Дрофа, 2008.
Видеофильм «Экологические проблемы Земли» https://www.youtube.com/watch?v=L0qI8P1rw5c
Словарь – справочник экологических терминов, определений, понятий, А.А.Башкиров, С.С.Писаренко, Е.В.Лукина, О.М.Радионова, Калуга, Издательство КГПУ им.К.Э. Циолковского, 2005.
Экология 10(11) класс, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, М.; Дрофа, 2001.
Проведен: 20 декабря 2016тода в рамках районного семинара директоров по теме «Некоторые особенности работы с одаренными детьми».
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный этап (1 мин.). Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания. |
Приветствие учащихся. Проверка готовности рабочего места, правильной осанки, внешнего вида обучающихся. Краткое вводное слово. |
Приветствие учащимися учителя. |
II.Мотивационно-целевой этап (5 мин.). |
1.Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: О какой науке пойдет речь на сегодняшнем уроке? а) Предлагает детям посмотреть видеофильм «Экологические проблемы Земли» https://www.youtube.com/watch?v=L0qI8P1rw5c (адресован учащимся, у которых лучше развито образное мышление (I сигнальная система)). б) Чтение учителем стихотворения со слайда 1(для ребят, у которых лучше развита II сигнальная система – мышление словами)./data/files/c1501423356.ppt (презентация "Экологические факторы".) 2.Ведет диалог о науке экологии и ее задачах. а) Какая наука называется экологией? (слайд 2) б) Каковы ее задачи? в) Зачем нужно изучать экологию? Почему 2017 год объявлен Годом экологии? |
Учащиеся смотрят видеофильм и выдвигают свои предположения. Учащиеся слушают стихотворение и уточняют название науки. Учащиеся отвечают на вопросы. В диалоге участвуют почти все учащиеся. Они определяют для себя какие знания и для чего им нужны по данной теме. Чтение учащейся стихотворения сестры - Бунаковой Алины - «Обращение к землянам»./data/files/g1501423419.doc (Бунакова Алина стихотворение) Продолжают участвовать в беседе. |
III.Изучение нового материала (25 мин.). |
1.Учитель зачитывает эпиграф урока и предлагает учащимся предположить какова тема сегодняшнего урока (слайд 3). Уточняет тему урока и предлагает обозначить предметные результаты урока (слайды 4,5). 2. Организует работу в группах по вопросу «Среда обитания». Оказывает консультативную помощь в случае необходимости. Организует фронтальную проверку по результатам работы в группах. 3.Организует работу в парах по вопросу «Экологические факторы, деление их на группы, краткая характеристика каждой группы». Оказывает консультативную помощь в случае необходимости. Организует фронтальную беседу по результатам работы в парах (слайды 7-10). Учитель старается вовлечь в беседу как можно больше ребят, отдавая предпочтение тем, кто не отвечал при обсуждении вопроса «Среда обитания». 4. Организует индивидуальную самостоятельную работу по вопросу «Закономерности влияния экологических факторов на организмы». Оказывает консультативную помощь в случае необходимости. Организует самопроверку и взаимопроверку понятий по слайдам 12 – 17. . |
Учащиеся предлагают свои варианты темы урока. Учащиеся предполагают, какие предметные результаты урока они должны и хотели бы получить. Записывают тему и задачи урока. Учащиеся по их желанию формируют три –четыре группы и работают в группах с учебником с. 305 (определение среды обитания) и дополнительным распечатанным материалом «Среды обитания». Каждая группа выбирает одну среду обитания. Во время работы в группах для обратной связи с учителем учащиеся используют сигнальные карточки (зеленая – «справляемся», желтая - «есть небольшие проблемы»; красная – «нужна помощь»)./data/files/r1501423521.docx (Среды обиттания) Учащиеся дают определение понятия «Среда обитания», записывают его в тетради (слайд 6). По представителю от каждой группы защищают наработанный материал. В случая необходимости члены группы добавляют пропущенное, а представители других групп задают вопросы. Работа с тетрадью: каждый учащийся во время защиты индивидуально составляет схему: Среда обитания Взаимопроверка схемы. Парная самостоятельная работа по учебнику с.305, работа с тетрадью - перевод текстовой информации в схему или таблицу - по желанию ребят (используются в случае необходимости сигнальные карточки). Отвечают на вопросы учителя, затем один учащийся подводит итог - рассказ об экологических факторах, делении их на группы, дает краткую характеристику каждой группы. а) индивидуальная самостоятельная работа над понятиями (слайд 11) (либо по учебнику с.306-308, либо по розданному напечатанному тексту (словарь терминов)/data/files/r1501423609.docx (Понятия), либо просмотр в наушниках флеш-анимаций с диска «Общая биология. Часть 5» разделы «Интенсивность факторов среды», «Закон Либиха» (источник информации каждым учащимся выбирается самостоятельно по желанию), новые для себя термины учащиеся выписывают в тетрадь; (во время работы школьники в случае необходимости используют сигнальные карточки). б) самопроверка и взаимопроверка отработанных понятий по слайдам 12 – 17. в) подведение итогов работы по данному вопросу ( один учащийся обобщает материал по вопросу «Закономерности влияния экологических факторов на организмы»). |
IV.Закрепление (9-10 мин.). |
1.Организует разноуровневое тестирование. |
Выполняют тестирование (тесты разно уровневые: вариант I (базовый уровень) и вариант II (повышенный); есть напечатанные и интерактивные тесты на компьютере - уровень и форму тестирования каждый учащийся выбирает по своему желанию) |
V.Рефлексия (1-2 мин.). |
Учитель: Я предлагаю вам каждому закончить любое из предложений на выбор: Сегодня я узнал… После сегодняшнего урока я задумался … |
Учащиеся продолжают предложения. |
VI.Домашнее задание (1 мин.). |
Учитель дает домашнее задание и комментирует его (слайд 18). 1.Параграф 5.1. 2.Творческое задание (по желанию): а) подготовить сообщение, презентацию, стихотворение по теме «Экологические факторы»; б) составить тесты или кроссворд по данной теме. |
Записывают домашнее задание. |
VII.Итоговый этап (2 мин). |
Учитель: 1.Мне очень хотелось бы, чтобы познав закономерности и законы природы, вы со знанием дела и чистой совестью могли сказать (декламирует учащимся стихотворение «Глобус» со слайдов 19 – 20). 2.Учитель предлагает учащимся с помощью сигнальных карточек выразить свое впечатление об уроке. |
Слушают стихотворение, задумываются над услышанным. С помощью сигнальных карточек разного цвета (поднимают карточки вверх) выражают свое впечатление об уроке: зеленая карточка - на уроке было интересно, урок «пробежал» быстро, узнал много нового; желтая карточка - на уроке было достаточно интересно, узнал что-то новое; красная карточка - было не интересно, думал о своем, нового ничего не узнал. |