Статья «Метапредметные игры на уроках основ безопасности жизнедеятельности и во внеурочной деятельности»
Метапредметные игры на уроках основ безопасности жизнедеятельности и во внеурочной деятельности
Предмет основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) является одним из тех предметов, которые учат быстро принимать правильные решения и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. В наше неспокойное время предмет приобретает первостепенное значение для социализации детей; следовательно, учитель должен искать те средства и формы обучения, которые способствовали бы лучшему усвоению знаний в данной учебной дисциплине. Поэтому при изучении программы ОБЖ целесообразно примерно 60-70% учебного времени отводить активным формам обучения.
При переходе на ФГОС средней и старшей школы для достижения поставленных результатов педагог в совершенстве должен владеть инновационными педагогическими технологиями и подходами в учебно-воспитательном процессе. И на первый план выходят технологии сотрудничества, личностно-ориентированные, интерактивные и другие технологии, обеспечивающие деятельностный подход в образовании, так как в основе ФГОС лежит именно системно-деятельностный подход, как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.
Процесс обучения становится интересным, когда ученик становится полноправным членом обучающего процесса, когда он видит цель своего обучения, область применения полученных знаний, может реально оценить свои успехи. При метапредметном подходе к обучению можно смоделировать ситуацию успеха, когда обучающийся, имеющий затруднения по отдельно взятому предмету может проявить себя в целом. Педагог выстраивает обучение так, чтобы процесс познания становился интересным и значимым как для педагога, так и для учащихся. Такие занятия требуют не только знание своего предмета, но и других учебных дисциплин.
В образовательном процессе активно используются такие формы внеурочной деятельности, как метапредметные олимпиады, викторины, игры, проектная деятельность, рефлексия по итогам деятельности, занятия на выстраивание личной траектории учебной стратегии детей, дискуссии, коллективные игры и многие-многие другие.
Организационно-деятельностная игра может стать удобной и достаточно эффективной формой организации и развития коллективной мыследеятельности, становясь новым социокультурным явлением современной жизни.
Одной из наиболее продуктивных видов организационно-деятельностной игры является интерактивная игра, которая создает оптимальные условия для самореализации, развития учеников. Насколько эффективной будет игра, зависит от заинтересованности и эмоционального отношения учителя к игре, ходу ее развития и результату. Использование интерактивных игр во внеурочной деятельности педагогом способствуют решению проблем реализации метапредметного подхода на практике.
Метапредметная интерактивная игра позволяет реализовать основные идеи ФГОС, направленные не только на предметный, но и на метапредметный и личностный результат.