Методическая разработка урока музыки в 1 классе «Музыкальные инструменты»
Методическая разработка урока по музыке
(1 класс)
Учитель: Тихонова Наталья Сергеевна,
МОУ СОШ №7 г. Балашова Саратовской области
Тема: «Музыкальные инструменты»
Цели:
- формирования слухового восприятия;
- умение определять тембры инструментов;
- формирование эмоционально отклика на прослушиваемую музыку;
- воспитание духовных и нравственных принципов через любовь к музыке.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, изображение музыкальных инструментов, изучаемых на уроке.
Ход урока
Организационный момент (готовность к уроку)
Вступительная беседа
На доске написана тема урока « Музыкальные инструменты».
Сообщение темы урока
- Сегодня мы с вами вспомним и поговорим о разных инструментах.
Детям очень интересно будет послушать рассказ о том, как когда-то давно дикарь от возгласов, выражавших разные настроения, постепенно переходил к песне; как потом эту песню захотелость сопровождать какими-то звуками, как он под неё плясал, притопывал в такт, хлопая в ладоши, а чтобы ещё полнее выходило, придумывал какие-то колотушки, а затем и барабан (ударные инструменты); как где-нибудь в лесу дикарь, срезав тростник, дунув в него, заметил, что он свистит, а просверлив в своей свистульки дырочки, он заметил, что она свистит на разные лады; ему захотелось делать всё новые и новые дудочки; он другой, третий – поколение за поколением начали изгтавливать музыкальные трубы: флейты, валторны и другие духовые инструменты, из которых составляют целые духовые оркестры.
Можно рассказать детям, как, быть можеьт, дикарь когда-то, постоянно охотясь в лесу, натягивал тетеву лука и как со свистом вылетала стрела.
Заметив звук ослабевающего конского волоса, пробовал он щипнуть его (щипковые инструмнты), и как от этого получился звук; тогда он стал натягивать на дощечку волос, как теперь струны, и заметил, что они по-разному звучат – в зависимости от того, какой длины и толщины; постепенно люди стали лучше делать эти струнные инструменты, сначала щипковые (гитара, балалайка и др.), и как постепенно додумались до того, что красивее выходит и брлее похоже на звук человеческого голоса, если по таким натянутым струнам чем-нибудь провести, откуда и произошёл смычок, и теперь мы наслаждаемся,слушая игру на скрипке и виолончели.
Ну а дальше человек изобрёл более сложный инструмент, который имел клавиши.
Послушайте звучание клавишного инструмента.
Слушание
Приготовились к слушанию, что это за инструмент подает свой голос?
Звучит Л.К. Дакен «Кукушка»
- Учащиеся: фортепиано
- Учитель : Как называется произведение. Кто его автор?
- Учащиеся: Л.К. Дакен «Кукушка»
-Учитель: Почему инструмент так называется?
- Учащиеся: В итальянском языке есть два слова форте и пиано громко и тихо. Инструмент появился в 18 веке. Относится к разряду молоточковых инструментов т.к звук
в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны.
Учитель: У вас было домашнее задание приготовить стихотворения об инструментах.
4. Проверка домашнего задания
Стихотворение о фортепиано
Фортепиано (обратить внимание, что иногда фортепиано называют «пианино»)
Загрустило пианино
Школьное, старинное,
Что давно не видно Инны
С Катей и Кариною.
Не слыхать вокруг Ахмета,
Леры, с Вероникою –
Все разъехались на лето,
Вышли на каникулы.
Не шумят Синицын Вася
И Витёк Анисимов.
Безо всех так тихо в классе!
Просто пианиссимо…
Автор Галина Дядина
Учитель: Как называется следующее произведение, какой инструмент его исполняет, кто автор произведения.
Слушание
А сейчас мы послушаем голос инструмента, который вы вряд ли знаете. Попробуйте только угадать к группе каких инструментов он относится (струнные, духовые или клавишные).
Звучит И.Г. Конради «Менуэт»
Это старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель лютни и вообще любых струнных инструментов — лютье от фр. luthier. Слово «лютня» предположительно, происходит от араб. «древесина». Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Греции, Рима, Болгарии, Китая. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии.
Стихотворение о лютне
Имел я лютню в юных днях.
На золотых ее струнах
Бряцал я радость, упованье,
Бряцал любовь, очарованье,
Бряцал веселье и печаль.
Моей мне часто лютни жаль:
Теперь, в минуты вдохновенья,
В часы душевного томленья
Еще бы побряцал на ней
Я песнь моих счастливых дней,
Еще бы радость раздавалась,
Когда б цела она осталась!
Но время грузною рукой
Струну порвало за струной,
И каждая души утрата:
Обман надежд, кончина брата,
И смерть отца, и смерть детей —
На лютне врезались моей.
Одну струну, струну печали,
Судьбы порывы не порвали.
На ней бряцать мне суждено,
И я пою всегда одно:
Минувших дней воспоминанье
И лучшей жизни упованье.
1840г.
И.П. Мятлев
-Учитель: Молодцы. Назовите, пожалуйста, следующее произведение, какой инструмент его исполняет?
Слушание
Звучит Ж.Ф. Рамо «Тамбурин»
-Учащиеся: Звучание этого иснтрумента напоминает звуки фортериано.
Учитель: Клавесин появился в 15 веке. Это прародитель фортепиано. Вместо молоточка к струне крепилось перышко. Перышко при нажатии клавиши цеплялось за струну, издавался звук. Это струнный инструмент.
Учитель: Поострите и скажите мне, чем клавесин отличается от фортепиано.
5.Сравнение фортепиано и клавесина
Стихотворение о клавесине
Чудесен голос клавесина,
Как башмачок из хрусталя,
Что потерялся ночью синей
На торжестве у короля.
В нем прелесть сказочного бала,
Старинных танцев дивный звук.
Как жаль, что это все пропало
По волшебству чьему-то вдруг.
Уже давно пером гусиным
Никто не пишет новых пьес
Для бальных танцев с клавесином,
К несчастью принцев и принцесс.
Автор Галина Дядина
Слушание
Звучит « Романс» Автор неизвестен.
-Учитель: Назовите, пожалуйста, следующее произведение, какой инструмент его исполняет, кто автор произведения.
-Учащиеся: « Романс» инструмент гитара.
-Учитель: Где и когда появилась гитара?
-Учащиеся: История происхождения современной гитары, которую мы видим сейчас, восходит к глубокой древности. Ее прародителями считаются инструменты, распространенные в странах Востока несколько тысячелетий назад. Одними из представителей которых являются египетская кифара, лютня. Слово «гитара» произошло от слияния двух слов: древних слов «сангита», что в переводе означает «музыка» и древнеперсидского «тар» - «струна». До XVI века гитара была четырех и трехструнной. Играли на ней пальцами и плектором-костяной пластинкой (некое подобие медиатору).
И лишь в XVII веке в Испании появляется первая пятиструнная гитара, которая приняла название "испанская гитара". Появление шестиструнной гитары зафиксировано во второй половине XVIII века, возможно тоже в Испании. В таком виде гитара предстает перед нами сейчас.
Стихи о гитаре
ГИТАРА
Порой гитара пахнет лаком
И струн упругих новизной,
Но всех приятнее однако
Мне аромат совсем иной –
Тот, что живет в гитаре старой,
Пропахшей хвоей и листвой,
Когда витает над гитарой
Дымок походный, костровой,
Когда она в себя впитала
Туман извилистой реки
И потому звучнее стала,
Годам прошедшим вопреки.
Автор Галина Дядина
6. Творческое задание «Отгадай инструмент»
А сейчас поиграем – разгадаем загадки о инструментах:
Шестиструнку -чужестранку
Романтичную испанку,
Этот звонкий инструмент
Любит бард, солдат, студент
И заслуженный артист,
И загруженный турист.
Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент -
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.
Ох, на нём не сосчитать
Черно-белых клавиш!
А научишься играть -
Ты себя прославишь.
Отнесись к нему серьезно -
Скоро станешь виртуозом. (Пианино, рояль, фортепиано)
Появилась я давно
Корпус как у черепашки панцирь
Много струн на грифе
А перевожусь, как древесина.
Прародитель фортепиано
Имеет две клавиатуры
Внутри перышко живет и звук издает.
7.Пение
Разучивание песни «Пешком шагали мышки»
8. Итог урока.
Повторение и закрепление пройденного материала.
9. Домашнее задание.
Найти загадки о музыкальных инструментах.