12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тихонова Наталья Сергеевна40

Методическая разработка урока по музыке

(1 класс)

Учитель:  Тихонова Наталья Сергеевна, 

МОУ СОШ №7 г. Балашова Саратовской области

Тема: «Музыкальные инструменты»

Цели:

  • формирования слухового восприятия;
  • умение определять тембры инструментов;
  • формирование эмоционально отклика на прослушиваемую музыку;
  • воспитание духовных и нравственных принципов через любовь к музыке.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, изображение музыкальных инструментов, изучаемых на уроке.

Ход урока

Организационный момент (готовность к уроку)

Вступительная беседа

На доске написана тема урока « Музыкальные инструменты».

Сообщение темы урока

- Сегодня мы с вами вспомним и поговорим о разных инструментах.

Детям очень интересно будет послушать рассказ о том, как когда-то давно дикарь от возгласов, выражавших разные настроения, постепенно переходил к песне; как потом эту песню захотелость сопровождать какими-то звуками, как он под неё плясал, притопывал в такт, хлопая в ладоши, а чтобы ещё полнее выходило, придумывал какие-то колотушки, а затем и барабан (ударные инструменты); как где-нибудь в лесу дикарь, срезав тростник, дунув в него, заметил, что он свистит, а просверлив в своей свистульки дырочки, он заметил, что она свистит на разные лады; ему захотелось делать всё новые и новые дудочки; он другой, третий – поколение за поколением начали изгтавливать музыкальные трубы: флейты, валторны и другие духовые инструменты, из которых составляют целые духовые оркестры.

Можно рассказать детям, как, быть можеьт, дикарь когда-то, постоянно охотясь в лесу, натягивал тетеву лука и как со свистом вылетала стрела.

Заметив звук ослабевающего конского волоса, пробовал он щипнуть его (щипковые инструмнты), и как от этого получился звук; тогда он стал натягивать на дощечку волос, как теперь струны, и заметил, что они по-разному звучат – в зависимости от того, какой длины и толщины; постепенно люди стали лучше делать эти струнные инструменты, сначала щипковые (гитара, балалайка и др.), и как постепенно додумались до того, что красивее выходит и брлее похоже на звук человеческого голоса, если по таким натянутым струнам чем-нибудь провести, откуда и произошёл смычок, и теперь мы наслаждаемся,слушая игру на скрипке и виолончели.

Ну а дальше человек изобрёл более сложный инструмент, который имел клавиши.

Послушайте звучание клавишного инструмента.

Слушание

Приготовились к слушанию, что это за инструмент подает свой голос?

Звучит Л.К. Дакен «Кукушка»

- Учащиеся: фортепиано

- Учитель : Как называется произведение. Кто его автор?

- Учащиеся: Л.К. Дакен «Кукушка»

-Учитель: Почему инструмент так называется?

- Учащиеся: В итальянском языке есть два слова форте и пиано громко и тихо. Инструмент появился в 18 веке. Относится к разряду молоточковых инструментов т.к звук

в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны.

Учитель: У вас было домашнее задание приготовить стихотворения об инструментах.

4. Проверка домашнего задания

Стихотворение о фортепиано

 Фортепиано (обратить внимание, что иногда фортепиано называют «пианино»)

 Загрустило пианино
Школьное, старинное,
Что давно не видно Инны
С Катей и Кариною.
 
Не слыхать вокруг Ахмета,
Леры, с Вероникою –
Все разъехались на лето,
Вышли на каникулы.
 
Не шумят Синицын Вася
И Витёк Анисимов.
Безо всех так тихо в классе!
Просто пианиссимо…

Автор Галина Дядина

Учитель: Как называется следующее произведение, какой инструмент его исполняет, кто автор произведения.

Слушание

А сейчас мы послушаем голос инструмента, который вы вряд ли знаете. Попробуйте только угадать к группе каких инструментов он относится (струнные, духовые или клавишные).

Звучит И.Г. Конради «Менуэт»

Это старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель лютни и вообще любых струнных инструментов — лютье от фр. luthier. Слово «лютня» предположительно, происходит от араб. «древесина». Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Греции, Рима, Болгарии, Китая. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии.

Стихотворение о лютне

Имел я лютню в юных днях.

На золотых ее струнах

Бряцал я радость, упованье,

Бряцал любовь, очарованье,

Бряцал веселье и печаль.

Моей мне часто лютни жаль:

Теперь, в минуты вдохновенья,

В часы душевного томленья

Еще бы побряцал на ней

Я песнь моих счастливых дней,

Еще бы радость раздавалась,

Когда б цела она осталась!

Но время грузною рукой

Струну порвало за струной,

И каждая души утрата:

Обман надежд, кончина брата,

И смерть отца, и смерть детей —

На лютне врезались моей.

Одну струну, струну печали,

Судьбы порывы не порвали.

На ней бряцать мне суждено,

И я пою всегда одно:

Минувших дней воспоминанье

И лучшей жизни упованье.

1840г.

И.П. Мятлев

-Учитель: Молодцы. Назовите, пожалуйста, следующее произведение, какой инструмент его исполняет?

Слушание

Звучит Ж.Ф. Рамо «Тамбурин»

-Учащиеся: Звучание этого иснтрумента напоминает звуки фортериано.

Учитель: Клавесин появился в 15 веке. Это прародитель фортепиано. Вместо молоточка к струне крепилось перышко. Перышко при нажатии клавиши цеплялось за струну, издавался звук. Это струнный инструмент.

Учитель: Поострите и скажите мне, чем клавесин отличается от фортепиано.

5.Сравнение фортепиано и клавесина

Стихотворение о клавесине

Чудесен голос клавесина,
Как башмачок из хрусталя,
Что потерялся ночью синей
На торжестве у короля.
 
В нем прелесть сказочного бала,
Старинных танцев дивный звук.
Как жаль, что это все пропало
По волшебству чьему-то вдруг.
 
Уже давно пером гусиным
Никто не пишет новых пьес
Для бальных танцев с клавесином,
К несчастью принцев и принцесс.

Автор Галина Дядина

Слушание

Звучит « Романс» Автор неизвестен.

-Учитель: Назовите, пожалуйста, следующее произведение, какой инструмент его исполняет, кто автор произведения.

-Учащиеся: « Романс» инструмент гитара.

-Учитель: Где и когда появилась гитара?

-Учащиеся: История происхождения современной гитары, которую мы видим сейчас, восходит к глубокой древности. Ее прародителями считаются инструменты, распространенные в странах Востока несколько тысячелетий назад. Одними из представителей которых являются египетская кифара, лютня. Слово «гитара» произошло от слияния двух слов: древних слов «сангита», что в переводе означает «музыка» и древнеперсидского «тар» - «струна». До XVI века гитара была четырех и трехструнной. Играли на ней пальцами и плектором-костяной пластинкой (некое подобие медиатору).
И лишь в XVII веке в Испании появляется первая пятиструнная гитара, которая приняла название "испанская гитара". Появление шестиструнной гитары зафиксировано во второй половине XVIII века, возможно тоже в Испании. В таком виде гитара предстает перед нами сейчас.

Стихи о гитаре


ГИТАРА
Порой гитара пахнет лаком
И струн упругих новизной,
Но всех приятнее однако
Мне аромат совсем иной –

Тот, что живет в гитаре старой,
Пропахшей хвоей и листвой,
Когда витает над гитарой
Дымок походный, костровой,

Когда она в себя впитала
Туман извилистой реки
И потому звучнее стала,
Годам прошедшим вопреки.

Автор Галина Дядина

6. Творческое задание «Отгадай инструмент»

А сейчас поиграем – разгадаем загадки о инструментах:

Шестиструнку -чужестранку
Романтичную испанку,
Этот звонкий инструмент
Любит бард, солдат, студент
И заслуженный артист,
И загруженный турист.

Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент -
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.

 

Ох, на нём не сосчитать

Черно-белых клавиш!

А научишься играть -

Ты себя прославишь.

Отнесись к нему серьезно -

Скоро станешь виртуозом. (Пианино, рояль, фортепиано)

Появилась я давно

Корпус как у черепашки панцирь

Много струн на грифе

А перевожусь, как древесина.

Прародитель фортепиано

Имеет две клавиатуры

Внутри перышко живет и звук издает.

7.Пение

Разучивание песни «Пешком шагали мышки»

8. Итог урока.

Повторение и закрепление пройденного материала.

9. Домашнее задание.

Найти загадки о музыкальных инструментах.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.