Метапредметный урок литературного чтения и русского языка «Письмо ветерану» (3 класс)
Письмо ветерану
PPTX / 683.14 Кб
/data/files/f1592226319.pptx (Письмо ветерану)
Д. Шостакович "Ленинградская симфония"
MP3 / 7.54 Мб
/data/files/n1592226439.mp3 (Д. Шостакович "Ленинградская симфония")Метапредметный урок литературного чтения и русского языка.
Тема: «Письмо ветерану».
Класс: 3 «В».
УМК: «Перспективная Начальная Школа».
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Цель урока: учить детей анализировать литературное произведение; формировать представление о честности, отзывчивости, смелости; закрепить умение писать письма.
Задачи урока:
Познакомить обзорно с музыкальным произведением Д.Шостаковича «Симфония №7 «Ленинградская» до мажор»;
Учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль на основе произведения Л. Пантелеева «Честное слово»; продолжить работу по совершенствованию навыка выразительного чтения и умения работать с текстом, словарями; анализировать поступки героев и оценивать свои; отличать хорошие поступки от плохих; учиться видеть черты настоящего Героя;
Работать над развитием речи, мышления; развивать умение читать в лицах; с помощью интонации передавать состояние героев;
Работа по развитию речи: закрепить умение писать письма;
Формировать представление о честности, отзывчивости, смелости; формировать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам;
Формировать умение работать с компьютером.
Планируемые результаты:
Личностные: проявление познавательного интереса к изучаемому материалу и активность на уроке; ориентация в нравственном смысле и содержании поступков, воспитание этических чувств: стыда, совести, честности, отзывчивости, смелости; закрепить умение писать письма;
Регулятивные: формировать умение работать по плану, планировать свою деятельность; формировать умения: самооценка, самоконтроль и взаимооценка;
Коммуникативные: формирование умения строить логические высказывания; формирование умения высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции; формировать умение обосновывать свою точку зрения, уметь принимать высказывания других, приходить к общему выводу;
Познавательные: находить разные виды информации, пользоваться разными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; формировать умение работать со словарем, компьютером.
Оборудование урока:
Для учителя: учебник литературного чтения ч.2 - 3 класс УМК «ПНШ», музыкальное произведение Д. Шостаковича «Ленинградская симфония», проектор, экран, презентация, компьютер, компьютерные колонки.
Для учащихся: учебник литературного чтения ч.2 - 3 класс УМК «ПНШ», компьютер, толковые словари С. И. Ожегова и Д. Н. Ушакова.
Ход урока.
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | Универсальные учебные действия (УУД) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Организационный момент. (2 мин) Цель: актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности. 2. Мотивационный момент. (3 мин.) Цели: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; установить тематические рамки. | Прозвенел уже звонок, вот и начался урок. Ребята, проверьте, все ли готовы к уроку? Тогда начинаем! На доске запутались слова. Посмотрите на них. Можете ли вы их распутать? Давайте вместе назовем их! А теперь проверим себя. Для этого взгляните на электронную доску (слайд 2). Ребята, скажите пожалуйста, кому могут принадлежать эти качества? Какое произведение может помочь нам определить черты настоящего героя-ребенка? Приближается праздник, День победы. Как вы думаете о каких героях мы сегодня будем говорить на уроке? Верно! Во время войны не было сотовых телефонов, компьютеров и интернета. Как же людям удавалось держать связь друг с другом? А вы умеете писать письма? Исходя из ваших ответов, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели мы поставим на данном уроке? Молодцы! | Ответы на вопросы учителя. - Да! - Да! - Честность, Отзывчивость, Честь, Отвага, Храбрость. - Настоящему герою. - Рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово». - О героях Великой Отечественной Войны! - Они писали письма. - Да. - Письмо ветерану. - Найти черты мальчика-героя произведения «Честное слово» и написать письмо ветерану-фронтовику. | Уметь решать логические задачи, логически мыслить | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме, строить понятные для партнера высказывания. |
3. Постановка и решение учебной задачи. (10 мин) Цель: -создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; -выявить место затруднения; -фиксировать во внешней речи причину затруднения. | В начале урока вы отгадали ребус и назвали качества настоящего героя. А вы знаете что они означают? У нас на уроке есть толковые словари Ожегова и Ушакова. Давайте найдем определение этих качеств в наших словарях. Определения из словаря Ожегова нам прочитает Дарья (слайд 3). Определения из словаря Ушакова нам прочитает Артем (слайд 4). (Остальные учащиеся смогут посмотреть определения на слайдах). Совпали ли ваши высказывания с толкованием слов в словарях? Ребята, посмотрите на следующий слайд презентации (слайд 5). Ребята, скажите, существуют ли плохие поступки? А какие плохие качества вы знаете? Вам когда-нибудь приходилось пользоваться этими качествами? Жалели ли вы о том, что поступили плохо? Извлекали урок из полученного опыта? Молодцы! Назовите произведение, которое мы сегодня будем изучать. А какие качества главных героев описывает Л.Пантелеев в произведении «Честное слово»? Ответить на этот вопрос мы сможем, прочитав по ролям данное произведение. Откройте страницу 127 учебника. За автора будет читать Марьяна, за мальчика – Даниэль, за майора – Николай, за рассказчика – Артем. Остальным ребятам будет следующее задание: в 3 части подчеркнуть карандашом слова, характеризующие мальчика. Ребята, какие слова вы подчеркнули? Молодцы! А теперь задание на слайде презентации (слайд 6). Какие черты характера подходят мальчику? Вы все ответили верно. А данные качества подходят героям-фронтовикам? | - Да. Честность – это умение не обманывать. Отзывчивость – помогать другим людям в беде и сопереживать горю. Честь – воинское качество. Отвага – быть готовым на подвиг. Храбрость – качество настоящего героя. - Дарья: ЧЕСТЬ - Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. ОТВАГА - Смелость, бесстрашие, храбрость. ХРАБРОСТЬ - Мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость. - Артем: ЧЕСТНОСТЬ - Честность убеждений. Честность характера. 2. Честное отношение к чему-нибудь, честное поведение.ЧЕСТНЫЙ - Правдивый, прямой и добросовестный, свободный от всякого лукавства. ОТЗЫВЧИВОСТЬ – отзывчивый человек. ОТЗЫВЧИВЫЙ - Сочувственно относящийся к другим, готовый помочь. Отзывчивая душа. Очень мягкий и отзывчивый человек. - Не все слова совпали с нашим представлением о них. - Да. - Ложь, трусость, глупость. - Да. - Да. - Да. И больше мы так не делаем. Стараемся контролировать свои слова и поступки, чтобы не обидеть других людей. - Л. Пантелеев «Честное слово». Чтение по ролям произведения. - Честное слово, крепкое слово, сильная воля. - Благородный, верный, мужественный, ответственный, преданный, упорный. - Да. | Уметь работать со словарями, читать по ролям. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение. |
4. Физминутка (2 мин) | Сейчас под музыку Д.Шостаковича «Ленинградская симфония» мы выполним двигательную гимнастику. Повторяйте движения за мной. Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом Левой - раз, левой - раз, посмотрите все на нас. Мы захлопали в ладоши, дружно, веселее, Застучали наши ножки громче и быстрее. По коленочкам ударим, тише, тише, тише, Ручки наши поднимаем, выше, выше, выше. Завертелись наши ручки, опустились. Мы на месте покружились и остановились. Мы руками хлоп, хлоп, мы ногами топ, топ. Мы глазами миг, миг, мы плечами чик, чик. Раз – сюда, два – сюда, повернись вокруг себя. Сели – встали, сели – встали, словно Ванькой-встанькой стали. А теперь пустились вскачь, словно мой веселый мяч. Красный, синий, голубой, не угнаться за тобой. Снова выстроились в ряд, словно вышли на парад. Левой – раз, левой – два, заниматься нам пора. | Выполняют упражнение, повторяя за учителем. | | |
5. Решение учебных задач (10 мин.) Цель: -создать условия для выполнения учащимися основного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; -выявить место индивидуального затруднения; -выявить место затруднения; -фиксировать во внешней речи причину затруднения | Дмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. Война 1941 года пробудила желание закончить произведение и привести его к победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено. У нас в городе тоже есть герои-фронтовики и среди них тоже есть музыкант. Эвелина, Ксения и Марьяна подготовили небольшой рассказ из истории нашего города. Давайте послушаем их. Интересные для себя моменты можете записать в тетрадь по литературному чтению. (Слайд 8) (Слайд 9) (Слайд 10) | Эвелина: 22 июня 1941 года на всех предприятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах прошли митинги, на которых ялуторовцы, как и все граждане СССР, клялись отстоять Родину от фашистской чумы. Сотни заявлений с просьбой отправить немедленно на фронт были поданы в этот день в военкомат. Повсюду проходили партийные и комсомольские собрания, где обсуждались вопросы перестройки промышленности и сельского хозяйства на военный лад. Лучшего баяниста и запевалу, чем Александр Зайцев из Ялуторовска, трудно было найти во всем 98-м Отдельном противотанковом артиллерийском дивизионе, что разместился у Кобринских ворот Брестской крепости. Вокруг водителя гусеничного тягача собирались бойцы, когда он брал в руки баян. Гарнизон Брестской крепости стал ее защитником (слайд 7). Только через четверть века снова побывал в Бресте Александр Ионович Зайцев, один из немногих оставшихся в живых защитников Бреста. Летом 1966 года техник Ялуторовского МКК Зайцев был приглашен на празднование 25-летия обороны Бреста. Из Бреста Александр Ионович привез памятную медаль «Крепость-герой» и книгу С.С.Смирнова «Героическая оборона» с дарственной надписью автора. На поля сражений в первые же годы ушел каждый третий ялуторовец, каждый второй коммунист. В самом городе и районе широко развернулась военно-оборонная работа. В грозные годы войны ялуторовцев можно было встретить в лесах Брянщины и Смоленщины, в окруженном Ленинграде и Старой Руссе, в хмуром Полесье и в жарком Крыму, где они дрались с врагом. Марьяна: В легендарном отряде Героя Советского Союза полковника Линькова сражалась Лариса Михайловна Иванова. Она награждена Орденом Отечественной войны II степени и медалью «Партизан Отечественной войны». В этом же отряде связным был ее 13-летний сын Игорь, который тоже награжден партизанской медалью. В партизанских отрядах приближали победу бывший заместитель директора молочно-консервного комбината Н.А.Кубасов, ялуторовский колхозник И.А.Костенко из деревни Мыс, его односельчанин Я.Н.Котомин и десятки других ялуторовцев. В Ялуторовской МТС начинал трудовой путь кавалер четырех орденов Григорий Павлович Хомяков. А свой боевой путь он начал у Халхин-Гола, где получил первую свою награду — медаль «За боевые заслуги». Уже в полном разгаре была война, когда ушли на фронт выпускники Ялуторовской средней школы 1942 года. Одним из первых ушел Павел Мальцев. В родной город вернулся с двумя орденами Отечественной войны I и II степеней, двумя орденами Красной Звезды и восемью медалями. С двумя орденами Славы вернулся Николай Бородин. Вместе с мужчинами на фронт уходили и женщины. В 1942 году Ялуторовский райком Красного Креста организовал курсы мед. сестер. Прямо на выпускном, многие из них попросили отправить их в действующую армию. Храбро сражались ялуторовцы. И среди них храбрейшие из храбрых стали Героями Советского Союза. Первым это звание — в мае 1942 года — получил выпускник Асланинской школы крестьянской молодежи Салават Хакимович Каримов. 31 марта 1943 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым ялуторовцу Николаю Ивановичу Сирину присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза Николаю Максимовичу Захарчуку за умелое командование и личную отвагу. Героем Советского Союза стал и Петр Марчук. После ранения он выписался из госпиталя осенью 1943 года и пошел в полковую разведку. За героические поступки в марте 1945 года получил звание Героя Советского Союза. 15 мая 1945 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза за мужество и героизм на войне еще одному ялуторовцу - Тамерлану Каримовичу Ишмухамедову. Летом 1945 года домой, к мирному созидательному труду возвращались советские воины. 1800 наших отважных земляков принесли с полей сражений боевые награды. Кавалером ордена Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней, ордена Александра Невского и одиннадцати медалей стал Александр Иванович Шишкин. С орденами Красного Знамени, Красной Звезды и Александра Невского вернулся Михаил Викторович Харалгин. Орденами отмечены боевые дела разведчиков: Василия Леонтьевича Кожевникова, Якова Ивановича Толстых, Федора Филипповича Устюгова, политработника Игнатия Егоровича Пасконного, рядового Ахмета Хусайнова и многих других. Ксения: В Ялуторовском музее хранится письмо, написанное более тридцати лет назад: Из Ялуторовска тогда ответили: И действительно, напрягая все силы, коллектив старался не только сохранить прежний уровень производства, но и превысить его. А ведь 300 консервщиков, опытных мастеров своего дела, воевали. Но оставшиеся работали по-стахановски. Лесозаводцы получили письмо от краснофлотской части, где служил их бывший работник Иван Глушков. Воины рассказывали о своих фронтовых буднях и желали коллективу предприятия больших трудовых достижений. В ответ лесозаводцы взяли на себя дополнительные обязательства: они решили закончить годовой производственный план с экономней в полмиллиона рублей и обратились ко всем предприятиям города и района с призывом включиться и борьбу за высокопроизводительный труд в помощь фронту. И действительно показывали образцы самоотверженного труда. | Уметь запоминать информацию и пользоваться ею. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение. |
6. Проверка знаний (10 мин.) Цель: Организовать проверку знаний | Действительно, жители нашего города большие молодцы! Многие не вернулись с войны, награждены посмертно. В нашем городе стоит много памятников героям Великой Отечественной Войны! А сейчас приступим к практическому занятию. Давайте вспомним правила написания писем. В целом верно. Сейчас рассаживаемся за компьютерами по одному. Достаем памятки по написанию писем и пробуем в файле MS WORD напечатать письмо на фронт одному из наших героев-ялуторовчан, в котором рассказываем как мы живем сейчас. Все закончили? Выключаем компьютеры и садимся на свои места. Лучшие работы будут выставлены в классе в рамках выставки ко Дню Победы. | - В начале письма нужно поздороваться, спросить как дела у получателя письма, а потом рассказать о своих новостях. В конце письма не забыть попрощаться. В письме придерживаться вежливого обращения и писать письмо следует литературным языком, не допуская нецензурных слов. Учащиеся достают памятки, рассаживаются за компьютерами по одному и выполняют самостоятельную работу. - Да. Выключают компьютеры и садятся за парты. | Уметь писать письмо, знать правила написания писем. Уметь работать за компьютером. | Регулятивные: уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу, на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; |
7. Рефлексия учебной деятельности. (3 мин) Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | На слайде 11 у нас есть вопросы для самооценки. Давайте ответим на них устно. Ребята, какие качества неприемлемы для современного человека? Вы все большие молодцы! Я вами горжусь! Домашнее задание написано на слайде 12. Запишите его в дневники. Всем спасибо! Урок окончен. | - На уроке было все понятно и все получилось. В ходе урока возникали трудности, но мы с ними справились. С задачами урока мы тоже справились. Урок был очень познавательный и интересный! - Трусость, лживость, гордыня, самолюбование. | | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий. Личностные: уметь осуществлять самооценку. |
Список использованной литературы:
http://safe-rgs.ru/2422-yalutorovsk-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny.html
https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-lpanteleev-chestnoe-slovo-klass-628896.html
Пролубщикова Наталья Владимировна