Конспект урока литературы в 7 классе на тему «Л.Н. Толстой. Автобиографическая трилогия "Детство"»

11
6
Материал опубликован 7 May 2020 в группе

 Тема: Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия.  "Детство" (Главы «Maman», «Детство»)

 

 

 Цель: Знакомство с автобиографической трилогией. Анализ главы «Maman», «Детство»

 

Задачи:

  • расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя;
  •  познакомить с историей появления автобиографической трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность»;
  • рассмотреть изображение детства как особой, ответственной  поры в жизни человека;
  • проследить за моральным развитием Николеньки, показать нравственный смысл поступков героя;
  • помочь ученикам задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми;
  • уметь  анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства      использует автор для выражения  чувств, эмоций, переживаний своего героя.

 

 Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Методы и приёмы:  рассказ, эвристическая беседа;

                                   проблемно-поисковый, исследовательский.

Оборудование: 

  • проектор;
  • компьютер;
  • слайдовая презентация;
  • рисунки детей на тему «Детство»
  • карточки для работы.
  • фрагменты фильма «Детство. Отрочество. Юность » (1973 год, постановка П.Фоменко).

 

Ход урока:

Организационный момент.

 

Стадия вызова:

      1) Актуализация опыта: Здравствуйте, ребята!   (Звучит музыка из фильма «Детство. Отрочество. Юность » (1973 год, постановка П.Фоменко).Давайте вспомним, какие этапы проходит человек в своём развитии?  Дома в тетрадях  вы  должны были нарисовать силуэт человека.  Впишем туда этапы развития человека,  напишем с большой буквы, добавим кавычки: «Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость»…(на доске учитель в заранее нарисованный силуэт помещает карточки с этапами развития человека).  Именно из таких частей  должен был состоять роман  «Четыре эпохи развития»  никому не известного двадцатитрёхлетнего юноши. Повесть «Молодость»   так и не была написана, но три остальные части, составившие трилогию (слово «Молодость» с доски убрать, к словам «Детство», «Отрочество», «Юность» добавить фигурные скобки, подписать на доске - трилогия),  появились в печати,  и многие увидели в молодом человеке «прекрасную надежду русской литературы».  Спустя годы, современники писали: «Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России …» (А. Блок).  «Лицо его – лицо человечества» (Д.Мережковский). «Не зная …, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком» (М.Горький) Слайд 1.

 

 Как вы думаете, ребята, о ком эти слова были сказаны? (Дети высказывают предположения). Да, конечно, о  Льве Николаевиче Толстом, писателе мировой величины.   Что-нибудь о нём помните?

    Рассказ ученика. ( Слайд 2). Л.Н.Толстому было 23 года, когда он решил написать историю своей жизни, проследить процесс духовного развития человека.  Он находился тогда на распутье: прерванная учёба в Казанском университете, неудачные попытки реформ в Ясной Поляне, родовом имении, доставшемся ему после смерти родителей, материальные трудности, отсутствие ясной цели в жизни, раздумья о будущей судьбе…  В это время Толстой находился на Кавказе, куда перебрался по совету брата Николая, чтобы заново обрести себя. Первая часть трилогии,  повесть «Детство», появилась в журнале «Современник» в сентябре 1852 года (автору было всего лишь 24 года) под заглавием «История моего детства» и за подписью: Л.Н. Заглавие, данное редакцией без ведома Толстого, ему не понравилось. Он посчитал его противоречащим «мысли сочинения». Л.Н.Толстой говорил: «Кому интересна история моего детства?» Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть носит автобиографический характер лишь отчасти (дописать к слову «трилогия» слово «автобиографическая», дать перевод слова) Слайд 3. Л.Н.Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.

2) Создание проблемной ситуации.

- Ребята, а вам интересно узнать, почему в 23 года Л.Толстой решил писать о детстве, а не о молодости? Каким было детство великого гения? (Дети высказывают своё мнение).   

 Запишем тему урока: Л.Н.Толстой (1828  – 1910). Автобиографическая трилогия. Повесть «Детство».  Более подробно остановимся на  главе « Maman» и «Детство». Слайд 4.

3) Осознание и формулирование проблемы:

 - Ребята, кто мечтает поскорее вырасти?

-  А кто хочет быть вечным ребёнком?

 Все мечтают поскорее вырасти. А для чего тогда  детство и нам,  и Льву Николаевичу Толстому?

Давайте попробуем сформулировать   вопросы, на которые хотим получить ответы в ходе  нашего урока. Это и станет целью нашего урока.

Почему Л.Н. Толстой решил писать о детстве?

 Каким было детство великого писателя?

Роль матери в формировании личности писателя?

Какова роль детства в жизни человека?

Как показывает Л. Н. Толстой формирование характера главного героя?

 У Л.Н.Толстого есть свой секрет, раскрыв который, научимся понимать писателя. Каков «секрет»  Л.Н.Толстого? (Слайд 5)

 

Стадия содержания.

Построение знаний.

1)Выбор методов исследования: Ребята, где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (Дети высказывают предположения, называя, конечно, повесть «Детство»).

2) Сбор информации:

     1. Эвристическая беседа.

- Какие ассоциации вызывает у вас это слово «детство»? (Ребята называют слова – ассоциации). 1, 3 группа –люди;2,4 группа – предметы, учреждения; 5, 6 группа- чувства, эмоции. (Слайд 6)

 Вы нарисовали иллюстрации-ассоциации к слову «детство». ( Оформлена выставка). Учитель обращает внимание на то, кто и что ассоциируется у детей со словом «детство».

- Какова роль детства в жизни каждого человека? Для чего нам детство?

 Л.Толстой в повести «Детство» писал:  «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. ( Слайд 7).Воспоминания о детстве «возвышают душу», т.е. заставляют быть лучше, походить на прекрасных людей, встретившихся на жизненном пути, помнить и любить самых близких людей – мать и отца. (Обучающиеся высказывают своё мнение).

Слайд 8.

Детство – очень ценное и важное время в жизни человека:  Во – первых, это самое счастливое и беззаботное время. Во – вторых, тебя окружает искренняя любовь и забота самых близких и родных людей. В – третьих, в детстве формируется  характер человека

- Как происходит становление характера ребенка? Кто  влияет на этот процесс? (Дети  высказывают своё мнение). Слайд 9.

 2. Рассказ учителя. Действительно, основную роль в формировании характера человека играет семья, родители, атмосфера, в которой он растёт.

 По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к  древнейшим аристократическим    фамилиям России.  В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830 году, Николай Ильич, их отец, – в 1837 году. Воспитательницей детей после смерти родителей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого.(10)
С 1841 года дети  жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой.   
Дом, где рос маленький Лёвушка,  не сохранился. Но попытаемся  представить, как выглядела детская (слайд 11).  Туристы со всего мира посещают его Яснополянский дом. Он  более позднего времени строительства (слайд 12), так выглядит одна из комнат (слайд 13).

Рассказ ученицы. На духовное формирование будущего писателя наиболее сильное влияние в детстве оказала мать, точнее воображаемый её образ. Толстой не помнил своей матери, ведь она умерла, когда ему не было и двух лет. 

В часто повторявшихся рассказах родных и знакомых мальчик  никогда не слышал о матери плохого слова – напротив, все говорили о её доброте, чуткости, выражали свою любовь к ней за её справедливое отношение ко всем в доме. «Мария Николаевна, матушка Толстого, столкнувшись с несправедливостью, бывало, вся покраснеет, заплачет, но никогда не скажет грубого слова».

Из оставшихся после смерти матери писем и записных тетрадей Толстой имел основание заключить, что  она была умна, хорошо образованна, начитанна, знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, хорошо играла на фортепьяно, обладала некоторым художественным талантом. Сама писала (слайд 15, 16).

Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери. В повести Л. Толстого мама главного  героя умирает, когда ему исполнилось 10 лет. Вероятно, потеряв мать в раннем возрасте, хотя бы в художественном произведении попытался продлить её дни, воскресить  её образ.

 Давайте послушаем, какой предстаёт маман в повести.

Какой он её видит? (Чтение наизусть отрывков из повести подготовленными учениками)

Ребята, мы прослушали отрывки из повести, дома вы должны были прочитать главы «Маман» и «Детство».   Вам понравились отрывки из произведения?  

У Толстого - писателя  есть свой секрет и своя тайна, которую мы с вами начнём разгадывать.  Обратите внимание: какая форма речи используется? (Монолог).

 

 Работа с текстом главы «Детство» и «Маман» (распечатки)

 

1 группа: отношение мамы Николеньки к слугам (глава «Маман»)- с большим уважением,  заботой.

 2 группа: найти предложения и словосочетания, где звучат слова «любовь», «любить», выделить их в тексте, посчитать количество, определить их роль (В «Детстве» Толстого всё погружено в море любви, разлитой вокруг Николеньки: все его любят и он любит все. Сердце этого десятилетнего мальчика полно любви к окружающим людям, и он щедро делится ею с близкими)

3 группа: охарактеризовать речь, манеру общения матери и сына (отметить  слова и словосочетания, как мальчик обращается к маме и мама обращается к сыну) : «моя душечка», «мой ангел».

4 группа: чувства, мысли, действия   мамы, отношение к сыну; («пальчики её быстро шевелятся и щекотят меня». «Целует меня в лоб и кладёт на колени»)

      5 группа: чувства, мысли, действия  мальчика, отношение к маме; «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам».

Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в себе все черты матери писателя.

6 группа: о чём думает Николенька, что его волнует, заботит, из-за кого он  переживает? ( (О Карле Иваныче, о родителях)

 

-Какой представляется матушка Николеньке?

- Найдите строки повести, описывающие внешность maman. («Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время,  мне представляются только её карие глаза  выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый  белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня».)  (с. 151)

- Отчего лицо матери становилось удивительно прекрасным?

- Что говорит Толстой о красоте лица? Найдите и прочитайте эти строки.  (« Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно».) (с. 152)

- Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то почему?

-Каковы взаимоотношения Николеньки с матерью?

- Вспомните, что ещё говорит герой, вспоминая улыбку матери? Найдите эти слова и прочитайте. («Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе».)  (с. 152)

- О чём говорят эти слова?

- Как мама называет Николеньку?  («Мой ангел», «моя душечка».)

- Чем же он ей отвечает? Как это характеризует его?

 

Вывод: Образ матушки.

О матери Николенька Иртеньев вспоминает с нежностью, любовью и благодарностью, как о чем-то самом светлом в своей жизни. С детства врезались в память мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветливого, нежный, ласковый взгляд, «чудесные, нежные» руки матери. Николенька угадывал присутствие матери даже во сне: «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам».

 Обращения матери к сыну всегда очень ласковые: «моя душечка», «мой ангел».

  С любовью относясь к детям, мать старалась воспитывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам.  (Фрагмент фильма)

 Нежность натуры матери проявляется и в ее отношениях к своей няне, а затем экономке Наталье Савишне. Желая отблагодарить женщину за ее любовь и преданность, мать выдала ей вольную.

Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в себе все черты матери писателя. (Слайд Лев Толстой )

 

Образ Николеньки Иртеньева.

Образ во многом автобиографический. С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. В первой автобиографической повести Толстого «Детство» её герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Сердце этого десятилетнего мальчика полно любви к окружающим людям, и он щедро делится ею с близкими. Как трогательна его забота об учителе Карле Ивановиче: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать ».

Любит Николенька и природу: часами готов он наблюдать за суетливой жизнью муравейника, любоваться полетом бабочек, вдыхать аромат цветов.

Однако мальчики — не ангелы, и Николенька, как и все его сверстники, балуется и озорничает. Но, совершив какой-нибудь проступок, «грех», Николенька искренне и глубоко раскаивается, переживает.

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство» Николенька Иртеньев— сложный и противоречивый персонаж. Автор описывает его некрасивым, взъерошенным мальчиком десяти лет, который постоянно страдает «сознанием своей глупости». Однако очень быстро становится понятно, что на самом деле он весьма умен и отличается тонкой душевной организацией.

Любое, даже незначительное событие оставляет глубокий след в сердце Николеньки.

Николенька очень впечатлительный. Выдумав, что ему привиделся дурной сон, «будто мама умерла и ее несут хоронить», он расстраивается и всем своим существом погружается в переживание своих мрачных мыслей.

Вместе с тем мальчик склонен к сочувствию и сопереживанию. Раздумывая над судьбой своего наставника, он искренне жалеет его: «Бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает, он сирота». (Фрагмент фильма)

 

-  Ребята, а вы всегда критически оцениваете свои поступки. Были ли поступки, за которые вы себя осуждаете? (Учащиеся вспоминают случаи из своей жизни). Таким образом, большую, если не основную роль, в формировании личности играет самовоспитание (вернуться  к слайду 9). Об этом забывать не стоит. (У Л.Н.Толстого из 90 томов собраний сочинений 13 томов составляют дневники. Читая их,  мы видим, как Л.Н.Толстой постоянно, в течение всей своей жизни,  работал над собой.  Последняя запись сделана за 4 дня до смерти).

 

Стадия рефлексии. О чём мы говорили сегодня? (О роли детства в жизни человека. Представили, каким было детство самого Л.Н.Толстого, ведь повесть носит автобиографический характер.  Поняли, какую роль в жизни Л.Н.Толстого играла мать. Как показывает Толстой формирование личности?  Кто влияет на формирование личности ребёнка?  Познакомились с главным героем и его учителем.).

 Работа в группах. (Слайд 20) А сейчас, работая в группах,  попытаемся написать синквейны, подвести итоги нашей работы (учитель напоминает правила написания синквейна, приводит пример). Слайд 21.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 

 
Пример синквейна:
       
 Лев Толстой,  
Великий и непревзойдённый, 
Пишет, удивляет, восхищает.
Вряд ли до конца когда его поймём – 
             Гения!

 
1,5 вариант   работают со словом «детство»; 2, 4 - со словом «Мама», 3, 6 – Николенька Иртеньев. Полученные синквейны зачитать вслух. Отметить наиболее удачные.
 
Ребята, на столах у вас лежат смайлики (весёлые и грустные). Выберите одну из карточек: если урок понравился – с весёлым лицом, не понравился – с грустным лицом. Положите мне на стол. 

 
Домашняя работа: 1.Дочитать отрывок из повести «Детство», данный в хрестоматии, до конца.
2. Напишите письмо своему воображаемому другу и расскажите ему о Николеньке Иртеньеве.

 

 

 

Комментарии

Спасибо за интересный и содержательный материал!

8 May 2020

Спасибо за отзыв, Светлана Ивановна! Рада, что понравилось.

9 May 2020

Елена Григорьевна, спасибо за конспект, а сами слайды есть в доступе?

24 January 2021

Евгения, презентацию опубликовала позже

30 January 2022

Елена Григорьевна, спасибо огромное!! Учебный материал излагался последовательно, логично и в соответствии с поставленным задачам, направленными на достижение цели. Методы постановки учебной задачи (побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме); новые знания дети получают в результате исследования, проводимого под руководством учителя; для лучшего запоминания используется приём перевода на ассоциации; организуется рефлексия, а в завершение творческая работа по составлению синквейнов. Молодец!!

18 January 2022

Огромное спасибо, Светлана Григорьевна, за такой прекрасный комментарий. Благодарю!

20 January 2022