Статья на тему «Метод «мозгового штурма» как интерактивная образовательная технология в реализации учебного проекта»

3
0
Материал опубликован 31 August 2019

Метод «мозгового штурма» как интерактивная образовательная технология в реализации учебного проекта

 

Приступая к разработке учебного проекта, перед учителем встаёт задача выбора оптимальной образовательной технологии для получения максимально результативного продукта. На помощь приходит метод «мозгового штурма». «Мозговой штурм» (англ. – brainstorming) — интерактивная образовательная технология, которая предполагает стимулирование творческой активности обучающихся, направленной она решение задачи посредством поиска и развития разнообразных идей в условиях свободного обмена ими по мере возникновения у обучающихся [1].

Технология заключается в подборе учителем проблемы, не имеющей однозначного решения. Учащимся предлагается в установленный срок высказать как можно большее количество вариантов решения с их последующим анализом, обсуждением и выбором наиболее оптимального в условиях поставленной задачи.

В реализации «мозгового штурма» и достижении поставленных целей учителю важно создать и поддерживать атмосферу доброжелательности и уважения, исключать любые проявления критики и оценки, поддерживать активность обучающихся, интенсивную работу (без длительных пауз, заминок) во время генерирования идей и последующего их анализа и обсуждения [3].

Свободный обмен идеями между участниками предполагает выполнение основных правил «мозгового штурма»:

отсутствие критики: безоценочное отношение к предложенным идеям способствует раскрепощению обучающихся, что позволяет им предложить максимальное количество идей за ограниченный промежуток времени;

поощрение нестандартных идей: последующий анализ и развитие таких идей часто позволяет найти оригинальное решение без привлечения дополнительных ресурсов;

равноправие участников: каждый участник должен знать, что его идея будет услышана и рассмотрена;

фиксация всех высказанных идей: все идеи, высказанные вслух, следует записывать на доску, флип-чарт, диктофон и т.д. дословно за автором высказывания;

время для инкубации: участникам штурма необходимо предоставить время на обдумывание, анализ, систематизацию и критику всех высказанных идей [2].

Технологию «мозгового штурма» удачно можно использовать для решения разнообразных учебных задач: для развития творческих и коммуникативных способностей обучающихся, критического и аналитического мышления, вовлечения обучающихся в активную работу на занятии, организации их совместной учебно-познавательной, исследовательской и проектной деятельности [3].

Метод «мозгового штурма», как интерактивная учебная технология, обладает своей особенностью - это высокий уровень взаимно направленной активности учащихся, их взаимодействия, эмоциональное, духовное единение ребят. Интерактивные методы не заменяют классические классно-урочные занятия, но способствуют лучшему усвоению учебного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения. В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит своё отражение суть интерактивного обучения [3].

При использовании метода «мозгового штурма» учитель вначале сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему,  которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Учащиеся должны знать, что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки. Они должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить.

Рассмотрим следующую ситуацию: после прочтения произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка «Постойко», на уроках литературного чтения, младшим школьникам был предложен учебный проект «Памятка для будущего хозяина собаки». Для достижения цели проекта, ребята были поделены на две группы. В начале они, используя метод эмпатии представили себя на месте собаки Постойко, затем одной группе был предложен вопрос для обсуждения с помощью метода «мозгового штурма»: Как необходимо себя вести, чтобы не попасть в приют для бездомных собак?, а второй группе был предложен метод реверсивного «мозгового штурма» и они приступили к поиску ответов на вопрос: Каковы причины того, что я попал в приют для бездомных собак? Реверсивный метод был использован для всестороннего полного рассмотрения проблемы. Учащиеся двух групп активно выдвигали свои идеи, выбранные секретари их фиксировали, затем вторая группа стала экспертной комиссией, критически оценивая идеи первой группы, и наоборот. В результате проведенного «мозгового штурма» общими усилиями ребятам удалось достичь цели и создать «Памятку для будущего хозяина собаки», не оставляя метода эмпатии от имени собаки.

Некоторые выдержки из памятки:

Разговаривай со мной, хоть я и не смогу полностью понять все твои слова, зато я понимаю твой голос, обращенный ко мне;

Я буду жить с тобой чуть больше десяти лет, каждая разлука с тобой будет причинять мне страдания, подумай об этом прежде, чем возьмешь меня;

Старайся дать мне время подумать, чего ты требуешь от меня;

Не сердись на меня долго и не запирай в наказание, ведь у тебя есть ещё друзья, а у меня только ты;

Помни, я никогда не забуду как со мной обращаются;

Помни, ты в ответе за того, кого приручил!

Таким образом, рассмотрев применение метода «мозгового штурма» в учебном проекте, можно сделать вывод о том, что основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса создания новых идей без их критического анализа и обсуждения, максимально быстрое получение продукта учебного проекта. «Мозговой штурм» может стать неотъемлемой частью процесса принятия решений в учебном коллективе, процесса поиска творческих идей, развития межличностных отношений, самоактуализации учащихся. Это позволяет детям не только поучаствовать в интеллектуальной конкуренции, но и сблизиться с коллективом в учебной группе.

Список использованной литературы:

Осборн А. Управляемое воображение. – 1953.

Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, – Спб, 2005.

Рязанцева Ю. А. Применение метода «мозговой штурм» в образовании // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6629/

Халлерн Д. Психология критического мышления – СПб.: Питер, 2000.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.