Выступление «Методы и формы организации самостоятельной работы обучающихся на уроках физической культуры»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Кингисеппский колледж технологии и сервиса»
(ГБПОУ ЛО «ККТ и С»)
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ:
«МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ, РЕШЕНИЯ»
Подготовил
преподаватель физического воспитания
Мустафаев Р.Л.
Кингисепп
2021 г.
На уроках физической культуры преподаватель должен обеспечить овладение студентами организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи, содействовать формированию у студентов стремления к физическому самосовершенствованию.
Решение этой проблемы во многом зависит от умения студентов использовать средства физической культуры для укрепления своего здоровья, поддержания высокой работоспособности, навыков самостоятельных занятий. Поэтому большое значение приобретает обучение студентов умению заниматься физическими упражнениями самостоятельно. Этим обусловлено выделение в программе по физической культуре для 1 курсов раздела «Навыки и умения самостоятельных занятий», способствующего активизации работы по внедрению физической культуры и спорта в быт студентов, повышению двигательной активности учащихся. Бесспорным является то, что люди, обладающие развитой с детства самостоятельностью, в жизненных различных ситуациях более решительны, не ждут подсказки со стороны, умеют отстаивать своё мнение, собственную позицию. Одно дело, когда студент выполняет заданное ему упражнение под контролем учителя и совсем другое дело - самостоятельные задания.
Схематично обозначим объём умений и навыков, необходимых учащимся для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Прежде всего, учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которые будут использованы во время самостоятельных занятий. Это и общеразвивающие упражнения, они входят в содержание самостоятельных занятий по развитию основных двигательных качеств и т.п.; прочие навыки ходьбы и бега; навыки и умения в упражнениях, связанных с висами и упорами; навыки и умения ходьбы на лыжах, беге на коньках, плавания, выполнения технических приёмов спортивных различных игр и др. Необходимо также овладение навыками страховки товарищей, самостраховки, контроля и самоконтроля, умениями организации условий занятий, выбора необходимых упражнений, их планирование.
Понятие о самостоятельной деятельности. Одна из основных задач физического воспитания в колледже -формирование у студентов потребности в личном физическом совершенствовании. Достижение этой цели возможно лишь при решении ряда промежуточных задач: воспитание у студентов устойчивого интереса к физической культуре, формирования у них навыков и умений самостоятельных занятий, содействия внедрению занятий физической культурой в режим дня. Большое значение для успеха, деятельности имеет планирование достижения цели по этапам. Необходимость предусмотреть определенную очередность, последовательность применения средств. Когда ясна цель, выбраны средства, спланировано их применение, начинается процесс реализации поставленной цели, который в данном случае представляет собой непосредственное выполнение упражнений. Важными составляющими являются оценка результатов и коррекция последующей деятельности.
В дидактике существуют различные подходы при подготовке учащихся к самостоятельным занятиям, например, постепенная отработка отдельных действий самостоятельных занятий и затем объединение их в единое целое. Но часто это не приносит планируемого результата в связи с тем, что не всякая деятельность является суммой отдельных действий.
В другом случае осуществляется целостный подход, но отдельные компоненты выбираются настолько легкими, простыми, что выполнение их не составляет труда. Уже со школы учащиеся должны получать, определенные знания для самостоятельных занятий, начиная с введения в режим дня утренней гигиенической гимнастики, физкультпауз и физкультминуток во время приготовления уроков и кончая самотренировками, выполнением домашних задании по физической культуре. От курса к курсу к учащимся должны предъявляться все возрастающие требования в отношении умения самостоятельно выполнять, подбирать, контролировать, оценивать свои действия.
Навыки и умения самостоятельных занятий, представленные в программе ОПОП, соответствуют возрастным возможностям учащихся к самостоятельной работе. Другим важным условием является доступность конкретных заданий для каждого студента. Особое значение в самостоятельной работе приобретает принцип сознательности при её выполнении. Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям должна начинаться с чёткого немногословного инструктирования студентов о цели и задачах конкретных самостоятельных занятий, постепенного вооружения знаниями о системе самотренировок, привития необходимых технических и организационных навыков. С первых же занятий нужно требовать от учащихся соблюдения дозировки времени и нагрузки, обязательным компонентом обучения является систематическая проверка даваемых студентам заданий. Другим важным моментом является выработка у студентов простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку.
Главенствующее значение при обучении учащихся навыкам и умениям самостоятельных занятий приобретает объяснение, разъяснение, доведение до сознания студентов, что нужно долго и упорно трудиться, чтобы получить ощутимые, видимые результаты. Следует также учитывать, что любая задача, поставленная перед школьником, должна приобретать для него личностный смысл, он должен быть заинтересован в результатах своего труда. Также очень многое зависит от способности преподавателя подбирать соответствующие индивидуальным возможностям студентов упражнения, намечать небольшие промежуточные цели на пути к главной. Тогда достижение промежуточной цели будет поддерживать интерес студента к занятиям.
Несколько слов о самостоятельном выполнении упражнений. Чтобы самостоятельно выполнять, например, утреннюю гимнастику или развивать физические качества, студент должен уметь контролировать свои движения. Это представляет определенную трудность: при отсутствии внешнего контроля, оценки он должен руководствоваться своими ощущениями, главным образом мышечным чувством. Если ребят специально не учить этому, они испытывают большие затруднения при различении пространственных, временных и динамических параметров движения. Как же их научить этому? Прежде всего, обращая внимание учащихся на оценку таких положений, т.е. когда студент выполнил упражнения, учитель не должен спешить сам оценивать правильность выполнения, следует попросить сделать это студента, причём такая работа должна носить систематический характер. Учить думать при выполнении упражнений, самостоятельно подбирать упражнения можно, давая студентам соответствующие возрасту задания. Например, студенты делают наклоны - следует спросить ребят, какие разновидности наклонов они знают, т.е. учить студентов подбирать сходные, типичные упражнения, развивать творчество.
Самостоятельные занятия могут включать в себя различные содержание: выполнение упражнения, направленных на развитие физических качеств, отработка элементов техники двигательных навыков, повторение, совершенствование навыков и умений, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Чтобы самостоятельные занятия были целенаправленными, следует придерживаться требований учебной программы, поскольку в учебной программе представлены те виды самостоятельных занятий, которые уже отработаны в разных школах страны, являются итогам длительной работы, проверены опытом и соответствуют возрастным возможностям учащихся.
Успех в обучении студентов умению самостоятельно заниматься зависит от организации самостоятельных занятий в определенной системе, от соблюдения постепенного, поэтапного усложнения конкретных заданий.
Последовательная работа над усилением инструктивной направленности урока. Важной предпосылкой эффективностью обучения учащихся считаю последовательную работу под усилением инструктивной направленности уроков физической культуры. Для этого используются задания учащихся по оцениванию и комментированию техники выполнения упражнений другими студентами, по основам знаний правилам страховки и самостраховки, взаимообучения, взаимопомощи и взаимоконтроля. Таким образом, на каждом уроке после сообщения и уяснения учебного заданий и соответствующей организационно-подготовительной работы учащиеся получают возможность, во-первых, после необходимого инструктажа помогать друг другу при выполнение упражнений в парах , тройках, посменно в шеренгах . Во-вторых, выполнять роль помощников учителя (проведение разминки с группой, организация работы в отделении - 4-6 человек - по развитию физических качеств т.д.). В-третьих, помогать одногруппникам, когда сами юные инструкторы поняли и уже освоили разучиваемые упражнения. В подготовке помощников учителя, командиров отделений, инструкторов используют практические знания, способствующие формированию у учащихся умений самостоятельно решать отдельные задачи урока. На примере предлагаемых ниже задач и соответствующих им заданий для учащихся с разным уровнем сформированности навыков самостоятельности можно проследить процесс обучения умениям проводить разминку с группой одноклассников.
Задача: Способствовать освоению занимающимися роли ведущего в упражнении.
задание
1. Выполняя упражнения, вести подсчет вместе с проводящим.
2. Классифицировать ошибки, допущенные инструктором при проведении
упражнения (указать, где они допущены: в объяснении, показе, подаче
команд, в подсчете).
3. Самостоятельно подобрать упражнения и выполнить его с группой.
а) выделять исходное положение;
б) правильно подавать команду к началу и окончанию упражнения;
в) решительно вести подсчет.
Задача:
Учить правилам подбора упражнений для общей части разминки.
задание
1. По указанию учителя выполнить упражнения из числа ранее изученных на подготовку определенной группы мышц.
2. Учитель указывает часть тела, которую нужно подготовить к предстоящей работе. Задание учащимся: подобрать и выполнить упражнения для подготовки соответствующих групп мышц.
3. По предварительно полученному заданию подготовить и провести с группой учащихся комплекс общеразвивающих упражнений. Оценивать выполнение по соответствию упражнений целями разминки и правилам их расположения в комплексе.
Дифференциация и индивидуализация заданий в развитии навыков самостоятельности. Приступая к рассмотрению данного вопроса, обратимся к известной истине: нельзя планировать и осуществлять обучение без учета уже усвоенных учащимися заданий, сформировавшихся умений и навыков, накопленного ранее опыта двигательной деятельности. Соблюдая этот принцип, в предлагаемых студентам заданиях в качестве цели предусматриваю не только те знания и движения, которые студент может без особого труда освоить или выполнить на основе имеющегося у него двигательного опыта и уровня развития, но и то, что в данный момент пока не под силу, но станет возможным в результате активной двигательной и познавательной поисковой деятельности. Необходимость индивидуального подхода в учёте реальных знаний, умений и навыков учащихся и определение возможностей их перспективного развития в данной деятельности вызвана тем, что задания поискового характера всегда сопряжены с постановкой проблемы. Проблема связана с осознанием недостаточности знаний, умений и навыков для удовлетворения возникшей потребности. Осознание проблемы зависит от уровня знаний учащегося, направленности его интереса и подготовленности. А данные показатели обычно индивидуальные, и учителю, использующему такие задания как средство активизации студентов, необходимо это учитывать. Распределение заданий нуждается в чёткой дифференциации. То, что проблемно для одного, может не быть проблемным для другого.
Дифференцированный подход в организации самостоятельной деятельности учащихся по развитию физических качеств осуществляю за счёт ознакомления студентов с различными приемами дозировки физической нагрузки: на 1 курсе по продолжительности выполнения упражнения или по количеству упражнений в серии исходя из показателей максимального теста; на 2-4 курсах - по изменению темпа движений и изменению интервала для отдыха. Показателем контроля за нагрузкой при этом берётся общее самочувствие, желание или нежелание продолжать работу.
Примерные схемы занятий:
1. Под руководством педагога в предложенном мною упражнений определить, максимальный тест силовой подготовки; самостоятельно выполнить упражнение на развитие силы в режиме - 2 серии по половине максимального теста каждая.
2. Определить максимальный тест в одном из предложенных упражнений скоростно-силовой подготовки; подобрать упражнение для определения у себя или у товарища максимальный тест скоростно-силовой подготовки.
Применяемая последовательность заданий позволяет учащихся от индивидуальной самостоятельной работы постепенно переходить к заданиям, формирующим инструкторские навыки.
Формирование умений осуществлять планирование, самоорганизацию и самоконтроль в ходе самостоятельного выполнения физических упражнений. Самостоятельное планирование и организация деятельности учащихся на уроке осуществляются с учетом цели и назначения предложенных учителем заданий. В одном случае предлагаю комплекты заданий, которые выполняют путем варьируемых повторений пробных попыток, анализ ошибок и отбора правильных действий. Качественному выполнению таких заданий-схем способствуют знания цели. В другом случае предлагаю задания, требующие опоры на стандартные элементы, двигательные акты и образцы. Выполнению их способствуют знание назначения результата и получаемое учеником удовлетворение при его достижении.
Примерные задания, выполнению которых способствует знание результата. На этапе начального обучения подобные задания могут планироваться более подробно.
1. Из упора присев перекат назад в положение группировки, перекатом вперед в исходное положение. Все время удерживать колени возле груди, голову назад не отводить. Самооценка - уметь повторить упражнение не менее трех раз подряд. Самоконтроль - трехкратное безошибочное повторение переката является проверочным упражнением.
2. Из положения на спине сесть, подтянув ноги, взявшись за голени, прижать пятки к ягодицам и, подав плечи вперед встать. Самооценка - научиться безошибочно, выполнять упражнение пять раз подряд. Самоконтроль -секрет правильного выполнения в том, что все действия следует одно за другим без остановки.
Путь к выполнению этого упражнения, а вместе с этим и суть планирования, самоорганизации и самоконтроля деятельности для учащихся заключается в закреплении элементов правильного действия и постепенном их объединении в целостном упражнении. Весьма важно, чтобы учащиеся определяли недостатки и положительные стороны своей деятельности, представляли мысленно возможные результаты тех или иных изменений в своих действиях, самостоятельно оценивали выполнение заданий.
Средства активизирующие формирование навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями. Одна из наиболее значимых психологических проблем современной педагогики - проблема организации и руководства учебной деятельностью учащихся. Ряд исследований показал, что продуктивность овладения знаниями, умениями и навыками выше, когда обучающие усилия учителя совпадают с собственными усилиями студентов. Поэтому в стремлении повысить эффективность труда особое внимание обращать на подбор методов и средств, стимулирующих активность учащихся на уроке. На примере организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе занятий физическими упражнениями выделяются основные условия, прежде всего, это чёткая формулировка задания для самостоятельной творческой деятельности учащихся с учётом задач урока.
Все задания классифицируются по основным группам:
1. Теоретическое задание - усвоение знаний, предусмотренных учебной программой.
2. Задания по формированию двигательных умений и навыков.
3. Задания по общей и специальной физической подготовке, укреплению органов и систем, развитию физических качеств.
4. Задания по формированию личностных качеств, развитию системы саморегуляции личности.
Задания для самостоятельного выполнения, как и подбор любого другого средства, необходимо тщательно продумывать, чтобы они максимально способствовали решению основных задач урока. Положим, учащиеся совершенствуются в технике прыжка в длину, значит, одной из задач такого урока может быть организация самостоятельной работы учащихся по совершенствованию в технике прыжка в длину. Но эту задачу можно сформулировать конкретней; доступней пониманию учащихся. Например, развитие скоростно-силовых качеств прыгуна в длину. При этом последовательность заданий от класса к классу становится следующей:
Конкретная постановка задачи, указывающая на характер и цель предстоящей деятельности на уроке, помогает учащимся более точно классифицировать выполняемые на уроке упражнения по их специфической направленности, способствует анализу результатов деятельности при подведении итогов. Содержание заданий усиливает образовательную функцию урока, пополняет запас знаний о специальных и подводящих упражнениях, а это в свою очередь укрепляет базу самостоятельности.
Чтобы повысить эффективность самостоятельной работы учащихся на уроке, необходимо выполнение и других условий. Это и формирование умений осуществлять планирование, самоорганизацию, самоконтроль и, индивидуальный контроль в учёте реальных знаний, умений и навыков с целью определения возможностей их перспективного развития, и обеспечение педагогически целесообразного управления самостоятельной деятельностью учащихся.
Основная литература для самостоятельной работы
Барчуков, И.С. Физическая культура: Учебное пособие для вузов / И.С. Барчуков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
Виленский, М.Я., Физическая культура студента / М.Я Виленский, А.И. Зайцев, В.И. Ильинич. — М.: Гайдарики, 2011.
Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев // Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
Любимова, Г.И. Оздоровительная аэробика. Учебно- методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» (элективный курс) для студентов ОДО 1 — III курсов / Г.И. Любимова. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2016.
Манжелей, И.В. Материалы для проведения мониторинга качества физического воспитания студентов / И.В. Манжелей, Е.А. Симонова. — Тюмень: издательство «Вектор Бук», 2016. Манжелей, И.В. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физическая культура» (учебно-методическое пособие) / И.В. Манжелей, А.Г. Молодкин. — Тюмень: Издательство «Вектор-Бук», 2016.
Матвеев, А.П. Экзамен по физической культуре: Вопросы и ответы / А.П. Мавеев. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.
Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин. — М.: Академия, 2012.
Холодов, Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — М.: Академия, 2001.