12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Костюченко Сергей Леонидович41

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Кингисеппский колледж технологии и сервиса»

(ГБПОУ ЛО «ККТ и С»)




ДОКЛАД

Методы и формы организации самостоятельной работы обучающихся: проблемы, подходы, решения










Мастер п/о

Костюченко С.Л.







Кингисепп

2021 г.



Повышение требований к подготовке квалифицированных рабочих в системе профессионально-технического образования вызывает необходимость применения таких средств и методических приёмов, которые позволили бы, во-первых, интенсифицировать учебный процесс (без чего учащиеся не смогут справиться с увеличившимся объёмом и усложнившимся содержанием учебного материала), во-вторых целенаправленно формировать умственные компоненты трудовой деятельности, воспитывать творческую активность, инициативу и другие качества, характерные для производства.

В процессе обучения необходимо также обеспечить всестороннее развитие учащихся, успешное формирование у них технического мышления, профессионального мастерства, воспитывать самостоятельность в работе, стремление к творческому восприятию нового в технике, технологии, экономике и организации производства.

Формирование этих черт обеспечит осознанное восприятие учащимися учебного материала, способность ориентироваться в изменяющихся условиях производства, оперативно находить решения в разнообразных производственных ситуациях.

Универсальных методов обучения не существует. Однако при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать привлечению учащихся к активной творческой самостоятельной деятельности при личностном подходе к ним.

Перед системой профтехобразования поставлена серьёзная задача: готовить квалифицированные кадры и развитие личности будущего рабочего, т. Е. расширять политический кругозор, уметь свободно ориентироваться в различных системах производства, проявлять профессиональную самостоятельность, уметь рационально планировать и организовать свой труд, осуществлять самоконтроль своим действиям и поступкам.

  Организация и обучение учащихся самостоятельным работам органически связаны в целом с постановкой производственного обучения, его содержанием, методами, организационными формами.

Самостоятельные работы должны:

содержать определенный комплекс новых знаний, умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить;

базироваться на принципах доступности и подбираться с учетом периодов обучения;

иметь определенную структуру, включая организацию планирования и самоконтроля;

иметь конкретную цель, активизирующую познавательную деятельность учащихся.

Можно отметить несколько ступеней творческой самостоятельности. Одна из наиболее простых форм творческой самостоятельности – это деятельность по ранее заданным схемам. Более высокий уровень самостоятельности проявляется тогда, когда учащийся начинает перестраивать данный ему для изучения материал, например, составляет план несколько отличный от изложения в стандартном пособии, в указаниях мастера, привлекает дополнительный материал, вносит новые приемы работы.

Еще более высокий уровень самостоятельности отмечается тогда, когда студент, решая поставленные перед собой задачи, без помощи мастера овладеет новыми знаниями, вырабатывает новые умения, самостоятельно овладевает упражнением.

Наиболее высокий уровень самостоятельности – это стремление к самостоятельной постановке проблем и их решение.

Три уровня формирования самостоятельных работ учащихся в период производственного обучения.

Периоды

производственного

обучения.

Уровень

самост

работ

Типы

самост.

работ

Характер познавательной деятельности учащихся

Вводный и подготовительный период

Первый

Репродуктивные (воспроизводящие, тренировочные)

Подражание образцу, эталону, приему работы. Активно работает память, проявляются элементы творчества как стремление лучше выполнить работу, не допустить ошибку. Начало проявления мыслительных процессов.

Период освоения профессии

Второй

Вариативные работы. Самостоятельный контроль за безошибочным выполнением задания.

Мышление работает в аспекте не только воспроизведения, но и преобразования. Возникает необходимость реконструировать свои знания, умения применительно к новым условиям. Возрастает объем творческой деятельности, вырабатываются новые способы деятельности, осуществляется самоконтроль за действиями.

Контрольно – заключительный период

Третий

 

Самостоятельная производственная деятельность.

Закрепление высокого уровня активности практическими работами в производительном труде. Творческая деятельность направлена на освоение новой техники, методов и способов производства. Познавательная деятельность уч-ся приобретает гибкость. Возможность вносить предложения  по повышению производительности труда.

Первый уровень самостоятельности. Главная задача прфтехобразования – готовить квалифицированных рабочих, которые смогут себя проявить в условиях рыночной экономики. Основой работы мастера производственного обучения при подготовке к проведению уроков должен стать комплексный подход к подбору методов обучения и дидактических материалов для организации активной, познавательной и практической деятельности учащихся.  После проведения вводных занятий учащиеся осваивают программу производственного обучения, овладевают комплексом умений и навыков, включаются практически в учебно-производственный процесс. Труд учащихся на этом периоде пока еще носит тренировочный, воспроизводящий характер, но по мере продвижения в усвоении отдельных операций он все более становится универсальным и усложняется. Обучение ведется преимущественно по готовым инструкциям, показанным приемам работы. В этот период  обучения закладываются основы бедующей профессии и внимание к обучению учащихся должно быть особым.

Второй уровень самостоятельности. Накопленный учащимися опыт выполнения операционных и несложных первоначальных комплексных работ в подготовительный период составляет важнейший фундамент для освоении профессии. В этот период совершенствуются организация труда, повышается уровень планирования и самоконтроля. Воспроизводящая деятельность преобразуется в творческую. Подробный и тщательный инструктаж учащихся в начальный период обучения заменяется их самостоятельной работой по технологической документации. В этот период следует шире организовать упражнения по составлению рациональных приёмов выполнения учебного задания.

Третий уровень самостоятельности. Производственное обучение включает и период технологической практики на предприятиях. Особой заботой мастера производственного обучения в это время является организация и выполнение программы предвыпускной практики. Профессиональная самостоятельность учащихся должна быть направлена на овладение новой техникой и технологией, новыми материалами, экономикой и организацией производства. Мастер производственного обучения постоянно должен направлять учащихся на путь рационализаторской работы, должен давать рекомендации, указывать техническую литературу и справочники. На производственной практике очень полезно доверять инструктаж самим учащимся. Они должны не только рассказать , но и показать процесс выполнения задания. Такая организация обучения активизирует мышление учащихся, повышает самостоятельность в выполнении учебного процесса.

                         План урока производственного обучения.

Тема урока: «Сварка стыковых и угловых (тавровых) соединений однослойными швами».

Цель урока: формирование и усвоение приемов сварки пластин встык, в угол.

Задачи:

Образовательная: научить студентов качественно выполнять сварку пластин в угол, встык однослойным швом.

Развивающая: развивать у студентов профессиональную самостоятельность.

Воспитательная: воспитание любви к выбранной профессии.

Когнитивные цели:

Уметь организовать рабочее место;

Знать правила техники безопасности при выполнении сварочных работ;

Уметь самостоятельно работать по инструкционной карте;

Знать технологический процесс сварки пластин встык, в угол однослойным швом;

Уметь выявлять дефекты и объяснять их.

Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.

Форма обучения: групповая.

Место проведения: учебные электросварочные мастерские

Метод проведения: наглядно – демонстрационный, словесный, практический.

Материально-техническое оснащение: металлические пластины из малоуглеродистой стали; электроды диаметром 3 мм, спецодежда, молотки, металлическая щетка, карта дефектов, инструкционная карта, контрольные образцы, плакаты.



Ход урока:

Организационная часть.

1. Приветствие студентов

2. Проверить студентов по списку

3. Проверить наличие спецодежды и внешний вид студентов, готовность студентов к уроку.

II. Вводный инструктаж.

Сообщить тему и цель урока.

Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

Вопрос - Предполагаемый ответ

1.Что называется сваркой?

Процесс получения неразъемных соединений.

2.Что такое сварочная ванна?

Расплавленный металл электрода и свариваемых деталей.

3.Для чего необходима защита сварочной ванны?

Защита необходима для кислорода, который окисляет сварочный шов.

4.Сущность сварки покрытыми электродами?

Флюс электрода защищает сварочный шов от проникновения кислорода.

5.Что называется сварочным соединением?

Соединение деталей, выполняемое сваркой.

6.Какие бывают типы сварочных соединений?

Стыковые, угловые, нахлесточные, тавровые, торцевые.

7.Что такое сварочный шов?

Участок сварного соединения, образовавшийся в результате кристаллизации расплавившегося металла.

8. Как подразделяются сварочные швы по положению в пространстве?

На нижние, вертикальные, горизонтальные, наклонные.

9.Какую роль выполняет зазор при сборке под сварку?

Зазор способствует глубокому проплавлению металла.

Объяснение нового материала.

Выполнение углового соединения под прямым углом.

Выполнение углового соединения под острым или тупым углом.

Сборка и сваривание трубных элементов

Сборка и сваривание трубного и плоского элемента.

Основные требования безопасности труда при ручной дуговой сварке.

 При выполнении сварочных работ существуют опасности для здоровья людей:

 1.  Поражение электрическим током.

 2.  Поражение глаз и открытых поверхностей кожи рук.

 3.  Отравление вредными газами и пылью.

 4.  Ожоги от разбрызгивания электродного расплавленного металла и шлака.

 5.  Ушибы, порезы в процессе подготовки изделия под сварку и во время сварки.

4. Разбор задания по инструкционной карте

Практический показ мастером п/о трудовых приемов согласно инструкционной карте, с соблюдением правил техники безопасности.

методы самоконтроля

5.Закрепление нового материала.

Вопрос предполагаемый ответ

1.Что называется сварочным соединением?

Неразъемное соединение, выполненное сваркой.

2.Что называется стыковым соединением?

Сварное соединение двух элементов примыкающих друг к другу различными

поверхностями.

3.Что называется угловым соединением?

Сварное соединение двух элементов, расположенных под углом друг к другу в месте примыкания их краев.

4.Что называется нахлесточным соединением?

Сварное соединение, в котором свариваемые элементы расположены параллельно и частично перекрывают друг друга.

5.Что называется торцевым соединением?

Сварное соединение, в котором торцевые поверхности элементов примыкают друг к другу.

6.Что называется тавровым соединением?

Сварное соединение, в котором торец одного элемента примыкает под углом к основной поверхности другого элемента.

Демонстрационный показ приемов сборки под сварку пластин мастером п/о.

1.Сборка под сварку пластин под прямым углом.

2.Сборка под сварку пластин под острым углом.

Упражнение студентов по выполнению задания по инструкционной карте.

III. Текущий инструктаж.

Самостоятельная работа студентов по закреплению и совершенствованию знаний и умений, формированию навыков выполнения процесса сварки.

Целевые обходы:

Контроль организации рабочих мест.

Контроль за соблюдением технологического процесса.

Контроль за экономным использованием материала.

Контроль за соблюдением правил техники безопасности.

Индивидуальная работа со студентами.

Прием и оценивание выполненных работ.


IV. Заключительный инструктаж.

Подведение итогов занятий с указанием успехов и недостатков.

Анализ выполненных работ и сообщение оценок.

Разбор типичных ошибок, допущенных студентами

Демонстрация лучших работ

Домашнее задание:

Уборка рабочих мест в мастерской.

Помните: приучить работать, не причиняя вреда  себе и другим, можно, лишь многократно и вдумчиво изучая правила безопасности, а главное – постоянно соблюдая их!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.