12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Овчинникова Марина Викторовна55

Овчинникова М.В.

Россия, Алтайский край, Шелаболихинский район, филиал МБОУ «Кучукская СОШ» «Ильинская СОШ» с. Ильинка

Методы и формы организации самостоятельной работы обучающихся проблемы, подходы, решения.

Самостоятельная работа учащихся на уроке и внеурочное время обогащает учителя нужными знаниями об ученике, позволяет активизировать умственную деятельность учащихся.

Самостоятельная работа учащихся на уроке позволяет решать проблемы дифференцированного подхода:

Определить пробелы в знаниях;

Оценить творческий потенциал ученика;

Увидеть недостатки своей работы и создать методы и приемы диагностики.


Самостоятельная работа формирует у учащихся:

Учебно-организационные умения:

принимать и намечать цели и задачи деятельности;

рационально планировать деятельность;

создавать благоприятные условия для деятельности;

осуществлять библиографический поиск;

работать с книгой, справочниками, ресурсами Интернет;

осуществлять наблюдения.

Учебно-интеллектуальные умения:

мотивировать свою деятельность;

внимательно воспринимать информацию;

рационально запоминать, осмысливать;

самопредъявлять ход деятельности и результатов


МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

в начале урока:

-при опросе по изученному материалу;

-при проверке домашнего задания;

-при обобщении учебного материала.

при закреплении:

-решение проблемной задачи;

-составление примеров на новые свойства, правила;

-вычерчивание графиков, диаграмм;

-составление алгоритмов.

при объяснении нового материала:

-работа по образцам;

-работа по алгоритму;

-работа с текстом учебника;

-тренировочные упражнения;

-разноуровневые карточки;

-составление схем;

-нахождение различных способов решений.


Самостоятельная деятельность различается:

по дидактическим целям:

обучающие;

тренировочные;

закрепляющие;

повторительные;

развивающие

по уровню самостоятельности учащихся:

по образцу (репродуктивные);

Реконструктивные;

вариативные;

Исследовательские

по степени индивидуальности учащихся:

общеклассные;

групповые;

индивидуальные

Формы и виды самостоятельных работ:

Работа с учебником

Разноуровневые индивидуальные карточки

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

Создание презентаций

Решение нестандартных задач

Обучающие самостоятельные работы

Работа с рисунками и иллюстрациями

Одним из важных факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, является присутствие систематического и целенаправленного контроля знаний.

Эффективность использования самостоятельных работ заключается в возможности:

Четко контролировать степень усвоения учебного материала каждым учащимся

Получать реальную картину работы на каждом этапе урока

Корректировать работу, дополнительно работать, со слабоуспевающими

Дополнительно работать с хорошо подготовленными учениками, искать новые подходы к обучению

Во всем многообразии ее видов самостоятельная работа учащихся не только способствует сознательному и прочному усвоению ими знаний, формированию умений и навыков, но и служит для них средством воспитания самостоятельности как черты личности, а в дальнейшем позволяет самостоятельно решать различные жизненные задачи.



Самостоятельная деятельность обучающихся: проблемы и решения

Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.



Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, Б. П. Есипова, М. А. Данилова, М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера и других. К.Д. Ушинскому также глубоко импонировала идея самодеятельности учащихся в обучении. Ее он противопоставлял скуке, как источнику множества детских проступков и даже пороков. Если на уроке ему не дается материал для собственной мыслительной деятельности, наступает самое страшное, что может быть в обучении — скука.

Как известно в последние годы отмечается факт, стремительного роста общего объема знаний, которым располагает человечество. Сам процесс приобретения знаний, активный, творческий не сводится к простому изучению, усвоению информации, исходящей от учителя, а чтобы у учащихся с самых начальных этапов обучения формировалась способность к самостоятельному приобретению знаний. Самостоятельность, прежде всего, сводится к разрешению противоречий между знакомым и незнакомым. Наиболее эффективно разрешение этого противоречия в форме самостоятельной деятельности учащихся. Как установили психологи, самостоятельное разрешение проблемы имеет ряд преимуществ:

1. Оно учит мыслить логично, научно, творчески.

2. Делает учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формирует не просто знания, а знания - убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.

3. Содействует формированию прочных знаний, так как, материал, самостоятельно добытый учащимися, прочно сохраняется, а если и забывается, то его очень легко восстановить, повторив ход рассуждения и аргументации.

4. Формирует элементарные навыки поисковой, исследовательской деятельности.

Для учителя важно, чтобы программа, заданная на уроке была выполнена в классе всеми учащимися. Каждый ребенок индивидуален, поэтому учитель должен помнить о том, что требуется создать такие условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Учащиеся с низкой успеваемостью тоже способны работать самостоятельно. В отличие от сильных учеников они нуждаются в большей помощи со стороны учителя. Главная трудность для этих ребят - правильно определить этапы действий, последовательно и логически стройно раскрыть содержание, важнейшие задачи. Бывает и так, что некоторые дети отказываются от самостоятельного, познавательного поиска, ждут помощи учителя.

Следует отметить, что в современной школе редко можно видеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приемов познавательной деятельности. Кроме того, школьников достаточно мало обучают способам и приемам самостоятельной работы.

На данный момент основной формой работы является классно – урочная система, в которой ведущая роль отводится учителю. Наиболее часто используемые методы обучения, применяемые в классно – урочной форме работы направлены на тренировку памяти ученика, заучивания стандартных алгоритмов решения задач, где учитель сначала объясняет ученикам новый материал, затем разбирает примеры, работая с классом, дает задание на закрепление. Роль ученика в этом случае в большей мере пассивна. Он получает знания, отобранные и строго дозированные учителем исходя из содержания государственного стандарта в соответствие с учебной программой. Ученику остается лишь усвоить необходимый материал и отработать полученные умения на практике. Заданий, раскрывающих творческий потенциал ученика, требующих от него проявления большей самостоятельности, инициативы, как правило, дается мало, зачастую для них просто не остается времени на уроке.

Однако, те знания и навыки, которые он получил в школе, могут оказаться недостаточными для поступления в ВУЗ, дальнейшей подготовки к профессиональной деятельности, ведь зачастую уровень подготовки, требуемый при поступлении в среднее специальное или высшее учебное заведение не совпадает с тем уровнем, который учащийся получил в школе. Нередко ученику приходится добирать недостающие знания, умения и навыки, записавшись на курсы либо иным способом. Умение грамотно работать с информацией, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального решения, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей их действительности, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить — все эти умения зачастую могут быть недостаточно развиты к концу обучения в школе.

Таким образом, проблема исследования заключается в том, что классно – урочная форма работы и стандартные методы обучения не могут в достаточной степени обеспечить развитие необходимых навыков самостоятельной работы, творческих навыков у детей, которые необходимы им для дальнейшего развития. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела, потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, доклад и т.д.) В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из различных научных областей, обращаться к разного рода источникам информации, работать с ними.

Целью педагога становится выявление педагогических условий развития навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках через использование активных форм и методов обучения, которые позволят:

1. Сохранить интерес учащихся к предмету.

2. Развить навыки самостоятельности.

3. Добиться усвоения учебного материала всеми учащимися.

4. Развивать чувство ответственности за качество знаний

При выборе форм организации обучения важно помнить те недостатки, которые есть в каждой форме, и его достоинства. Так при фронтальной форме работы можно добиться хороших результатов в развитии умения учащихся аргументированно рассуждать, использовать индивидуальный подход, опрашивая на разных ступенях обобщения, прививать умение слушать, спрашивать, находить ошибки. Существенным недостатком фронтальной формы является сложность в организации активной и полезной работы всего класса. Групповая форма эффективна, т. к. осуществляется активное взаимодействие учащихся, как между собой, так и с учителем, однако имеет свои трудности при разделении класса на группы.



Индивидуальная форма организации обучения дает возможность учителю адаптировать степень сложности, трудности заданий, оказывать помощь с учетом знаний, умений и личностных качеств учащихся. Однако целенаправленная работа в такой форме требует от учителя тщательной подготовки, большой затраты сил и времени для изготовления достаточного количества карточек —заданий. В деятельности, правда, мы не так часто, используем и другую групповую технологию —нетрадиционные уроки. Например, урок —конференция, урок —путешествие, интегрированный урок. Для эффективного проведения групповых занятий необходимо очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять их качество знаний, давать им методические советы и т. д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку консультантов компенсируются большим педагогическим выигрышем [3, с. 6—11]. Обобщая выше изложенное, можно сказать, что самостоятельная работа стимулирует процесс обучения, она является средством борьбы с формализмом в знаниях учащихся, способствует развитию логического мышления учащихся и улучшению качества подготовки [1, с. 123—125; 10, с. 12—15].



Литература



1.Горностаев, З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности/ .Горностаев, З.Я. // Открытая школа. -1998.-№2.- С. 6-11.



2.Материалы международной заочной научной конференции – Пермь: Меркурий, 2012.



3.Орлов, Н.Б. Активность и самостоятельность учащихся / Орлов, Н.Б.- М., 1998.



4.Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / Пидкасистый, П.И. – М., 1980



5. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе .- 2000. - №2,3.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.