Статья «Методы и формы организации самостоятельной работы обучающихся: проблемы, подходы, решения»
Методы и формы организации самостоятельной работы обучающихся: проблемы, подходы, решения
Самостоятельная работа развивает у учащихся умение находить необходимые знания в различных источниках информации, способность глубоко мыслить и принимать решения. Методы и формы её организации разнообразны, поэтому наиболее сложной задачей для учителя является выбор и конструирование заданий.
Самостоятельная работа должны быть направлена на формирование компетенций и иметь проблемный характер, что требует от учителя постоянного поиска новых форм и методов. Кроме того, эффективное и активное самообучение детей возможно только при наличии серьёзной и повседневной мотивации.
В этой статье я хотела бы поделиться своим опытом организации самостоятельной работу обучающихся, а также рассказать о новых подходах к этому вопросу, проблемах и путях их решения.
Современные дети отличаются от нас в их возрасте. Сейчас огромную роль в их жизни играют разнообразные гаджеты. Чтобы плодотворно осуществлять самостоятельную работу, необходимо иметь достаточно развитый уровень самоконтроля. Этому тоже следует учиться. Что надо делать учащемуся, чтобы рационально распоряжаться своим свободным временем и уметь выполнять задания самостоятельно?
- Не брать в руки гаджет, пока не сделает дело. Или же можно взять его во время перерыва, если задание достаточно большое.
- Иметь чёткий план выполнения работы, а также распределить время.
- Следовать этому плану.
Многие ученики не могут собраться и сделать нужное задание, потому что не имеют перед собой чёткого плана. Чтобы достичь цели, нужно знать, что конкретно и когда ты будешь делать. Это очень важно.
Ещё одна проблема в обучении школьников работать самостоятельно – это отсутствие мотивации к действию. Чтобы что-то совершить, ребёнок должен знать, для чего, это должно быть ему интересно. Педагогу следует рассказать своему подопечному о том, для чего выполнять что-то, и какие плоды может принести результат этой работы. В противном случае ничего не выйдет.
Как я формирую навыки самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка?
- Приучаю детей самостоятельно пользоваться словарём в конце учебника. Сначала я рассказываю, как устроен словарь (слова расположены в алфавитном порядке), затем показываю ребятам на уроке, как искать слово в словаре, после этого они могут сами выполнять это действие дома.
- Списывание слов, предложений, а потом и текстов с учебника на английском языке. Такой вид деятельности помогает учащимся приучаться к внимательному переписыванию слов и не допускать ошибок.
- Работа с аудио приложением. Сначала я включаю запись к учебнику и рабочей тетради на уроке, показываю ребятам, как искать нужный трек, а потом она могут делать это и дома.
- Работа с электронным учебным пособием к УМК. Современным детям очень нравится работать с телефонами, планшетами и компьютерами. Можно использовать эту возможность для развития навыков самостоятельной работы. Сначала следует показать, как работать с таким приложением. Это можно сделать в компьютерном классе школы, Потом дети сами могут справиться с этим дома.
- Учителю нужно дать инструкцию по выполнению действия, потом необходимо составить чёткий план его выполнения. Важно разбить сложное на простые этапы. В случае необходимости можно оказать учащимся помощь. Обязательно дать учащимся отзыв об их работе. Когда дети переживают «ситуацию успеха», они воодушевляются в дальнейшей работе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что очень важно формировать навыки самостоятельной работы учащихся. Мы обсудили лишь некоторые методы, формы организации, проблемы, подходы и решения. Их гораздо больше. Я продолжу работу над формированием этих навыков у детей.