12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ЛАПКО ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА5299
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк

                                                                   Лапко Ирина Валентиновна,

                    учитель математики,

                                                                  Муниципальное общеобразовательное

                                                                  учреждение «Школа № 80 города Донецка»



                      Методы и формы организации самостоятельной работы

                                обучающихся: проблемы, подходы, решения

Аннотация. В статье рассматриваются различные виды самостоятельных работ и возможности их проведения в школе на уроках математики..

Ключевые слова:  математика, самостоятельная работа, пара, группа, учебник, интернет, компьютер, цели.

    Обучение в школе сегодня направлено на достижение главной цели - формирование и воспитание многогранной, творческой личности, с сформировавшимися приоритетами, устойчивыми правилами поведения, с системой ценностей и верными представлениями о мире в целом. Педагог организует и направляет познавательную деятельность, а ее эффективность зависит от собственных усилий каждого обучающегося. Задача образования не может сводиться только к передаче учащимся определенной суммы знаний. Необходимо сформировать у них умение применять приобретенные знания на практике, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

    Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Это переориентирует самостоятельную работу с цели простого усвоения знаний, приобретения умений, имеющегося опыта творческой и научно-информационной деятельности - на развитие внутренней и внешней самоорганизации учащегося, активно преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию самообучения, саморазвития.

    Самостоятельная работа играет большую роль и для развития УУД школьников. Можно выделить следующие:

- умение работать с книгой: учебником, математическим текстом, справочниками, таблицами, работать по плану, алгоритму;

- умение систематизировать учебный материал;

- навыки самоконтроля и самоанализа.

    Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т. д.

   В зависимости от целей проведения самостоятельные работы можно разделить на такие:

- обучающие;

- тренировочные;

- закрепляющие;

- повторительные;

- развивающие;

- творческие;

- контрольные.

    В зависимости от дидактической цели, которая выделяет пять групп деятельности, самостоятельные работы можно разделить на следующие:

- приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

- закрепление и уточнение знаний;

- выработка учения применять знания в решении учебных и практических задач;

- формирование умений практического характера;

- формирование умений применять знания в усложненной ситуации.

    К основным видам самостоятельных работ относят:

- работу с книгой;

- выполнение упражнений, решение задач;

- выполнение практических работ;

- проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты;

- подготовку докладов, рефератов;

- наблюдения, измерения;

- моделирование.

    На уроках математики в школе широко используются различные виды и формы самостоятельных работ.

   Любая из форм самостоятельной работы обучающихся имеет определенную дидактическую, развивающую и воспитательную цели. На каждом этапе урока можно организовать определенный вид самостоятельной работы в зависимости от темы урока, от индивидуальных особенностей класса, от целей и задач, которые ставятся на этом этапе урока. Самостоятельная работа – одна из форм контроля знаний и умений обучающихся, она может проводиться с целью текущего контроля и коррекции знаний в течение 15 – 20 минут и в течение всего урока, как контроль знаний по изученной теме (контрольная работа). Оправданно проведение самостоятельных работ при построении графиков функций, при построении сечений, при выполнении различных измерений и расчетов, при таких видах работ эффективна и работа в парах, и работа в группах. Для выполнения творческих работ, подготовки сообщений о развитии математики, о биографии великих математиков используются возможности сети Интернет.

   Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа учителя.

    И учитель, и ученик должен понимать, что нельзя научиться математике, глядя, как это делают другие. Великий математик Р. Декарт говорил: «Мы никогда не будем знать математику, даже зная все чужие доказательства, если наш ум не способен самостоятельно решать какие бы – то ни было проблемы»





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.