Методы и формы организации самостоятельной работы обучающихся: проблемы, подходы, решения
Лапко Ирина Валентиновна,
учитель математики,
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Школа № 80 города Донецка»
Методы и формы организации самостоятельной работы
обучающихся: проблемы, подходы, решения
Аннотация. В статье рассматриваются различные виды самостоятельных работ и возможности их проведения в школе на уроках математики..
Ключевые слова: математика, самостоятельная работа, пара, группа, учебник, интернет, компьютер, цели.
Обучение в школе сегодня направлено на достижение главной цели - формирование и воспитание многогранной, творческой личности, с сформировавшимися приоритетами, устойчивыми правилами поведения, с системой ценностей и верными представлениями о мире в целом. Педагог организует и направляет познавательную деятельность, а ее эффективность зависит от собственных усилий каждого обучающегося. Задача образования не может сводиться только к передаче учащимся определенной суммы знаний. Необходимо сформировать у них умение применять приобретенные знания на практике, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.
Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Это переориентирует самостоятельную работу с цели простого усвоения знаний, приобретения умений, имеющегося опыта творческой и научно-информационной деятельности - на развитие внутренней и внешней самоорганизации учащегося, активно преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию самообучения, саморазвития.
Самостоятельная работа играет большую роль и для развития УУД школьников. Можно выделить следующие:
- умение работать с книгой: учебником, математическим текстом, справочниками, таблицами, работать по плану, алгоритму;
- умение систематизировать учебный материал;
- навыки самоконтроля и самоанализа.
Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т. д.
В зависимости от целей проведения самостоятельные работы можно разделить на такие:
- обучающие;
- тренировочные;
- закрепляющие;
- повторительные;
- развивающие;
- творческие;
- контрольные.
В зависимости от дидактической цели, которая выделяет пять групп деятельности, самостоятельные работы можно разделить на следующие:
- приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
- закрепление и уточнение знаний;
- выработка учения применять знания в решении учебных и практических задач;
- формирование умений практического характера;
- формирование умений применять знания в усложненной ситуации.
К основным видам самостоятельных работ относят:
- работу с книгой;
- выполнение упражнений, решение задач;
- выполнение практических работ;
- проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты;
- подготовку докладов, рефератов;
- наблюдения, измерения;
- моделирование.
На уроках математики в школе широко используются различные виды и формы самостоятельных работ.
Любая из форм самостоятельной работы обучающихся имеет определенную дидактическую, развивающую и воспитательную цели. На каждом этапе урока можно организовать определенный вид самостоятельной работы в зависимости от темы урока, от индивидуальных особенностей класса, от целей и задач, которые ставятся на этом этапе урока. Самостоятельная работа – одна из форм контроля знаний и умений обучающихся, она может проводиться с целью текущего контроля и коррекции знаний в течение 15 – 20 минут и в течение всего урока, как контроль знаний по изученной теме (контрольная работа). Оправданно проведение самостоятельных работ при построении графиков функций, при построении сечений, при выполнении различных измерений и расчетов, при таких видах работ эффективна и работа в парах, и работа в группах. Для выполнения творческих работ, подготовки сообщений о развитии математики, о биографии великих математиков используются возможности сети Интернет.
Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа учителя.
И учитель, и ученик должен понимать, что нельзя научиться математике, глядя, как это делают другие. Великий математик Р. Декарт говорил: «Мы никогда не будем знать математику, даже зная все чужие доказательства, если наш ум не способен самостоятельно решать какие бы – то ни было проблемы»