12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чикина Светлана Александровна288

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ, РЕШЕНИЯ

Самостоятельность – это одно из лидирующих качеств в личности человека, которое выражается в стремлении ставить, добиваться и реализовывать определенные для себя целей.

Для успешного достижения целей непрерывного образования в направлении компетентностно-деятельностного подхода приоритетной предпосылкой к изменению базового образовательного процесса должна стать именно его направленность на повышение продуктивности образования. Переход от знаниевого к деятельностному типу содержания образования делает главным фактором учебной деятельности компонент приобретения различных способов деятельности для решения поставленных образовательных задач.

Все чаще внимание перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовательной среде. Каждый из уровней подготовки подразумевает самостоятельную работу как обязательное условие, которое должно быть выполнено для достижения ожидаемых результатов обучения.

Правильно обоснованная организация самостоятельной работы при изучении каждой дисциплины, междисциплинарного курса – это один из основных педагогических путей развития творческих качеств личности обучающегося на каждом уровне обучения.

На первый план выступает самостоятельная деятельность будущего специалиста для того, чтобы с наименьшими затратами дополнительного труда и времени он мог осваивать новую информацию, пополнять знания и расширять свой кругозор.

Самостоятельная учебная работа обучающихся рассматривается в целом как деятельность и представляет собой многостороннее, полифункциональное влияние. Она имеет не только учебное, но и личностное и социальное значение.

Основные требования к организации самостоятельной работы (СР) обучающихся:

1. На любом уровне самостоятельности СР имеет конкретную цель. Каждый обучающийся знает порядок и приемы выполнения работы.

2. СР соответствует психофизиологическим и познавательным возможностям обучающегося, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода от одного уровня самостоятельности к другому.

3. Обеспечивается сочетание разнообразных видов СР и управление самим процессом работы.

4. СР развивает творческое мышление, познавательные способности, инициативу в принятии решений. Поэтому выбираются задания, предполагающие не шаблонное их выполнение. Содержание, форма выполнения СР должны вызывать познавательный интерес и постоянную мотивацию у обучающихся выполнить работу полностью.

5. СР обучающихся организуется так, чтобы они вырабатывали привычку к труду. Добровольность и активность обучающихся в предлагаемой работе.

6. Индивидуализация СР (увеличение удельного веса интенсивной работы с более подготовленными студентами; деление занятия на обязательную и творческую части; организация консультаций; исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работе, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов с обязательным сравнением с ожидаемыми).

7. Необходимость использования межпредметных и междисциплинарных связей.

8. Психологические условия успешности СР (взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе; уровень сложности заданий).

9. Использование в процессе СР современных средств информатизации образования.

Исходя из названных выше требований, предъявляемых к СР, следует, что она представляет собой систематическую, управляемую преподавателем самостоятельную деятельность студента, которая становится педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию. В целом же, является дидактическим средством образовательного процесса, искусственной педагогической конструкцией организации и управления деятельностью обучающихся.

Основные виды мотивации СР студентов:

1. Внутренняя мотивация – склонности студента, его способности к обучению.

2. Внешняя мотивацию – зависимость профессиональной карьеры от результатов учебы.

3. Учебная мотивация – понимание студентом полезности выполняемой работы (психологический настрой на важность выполняемой работы как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста).

Таким образом, самостоятельная работа предназначена не только для овладения содержанием конкретных дисциплин и междисциплинарных курсов в рамках своей специальности, но и для формирования умений обработки больших информационных потоков, интеллектуальной инициативы и критического мышления, способности принимать на себя ответственность и делать выбор, самостоятельно решать проблемы и находить выход из кризиса. Кроме этого, именно в этом направлении приобретается исследовательский и творческий опыт.

Роль СР в настоящее время возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков целенаправленной творческой деятельности, с широким использованием средств информатизации образования в педагогическом процессе, а также в связи с реализацией дистанционного обучения в образовательных учреждениях.



Источники информации

Ананьина, Н. В. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС // Образование. Карьера. Общество,
2013. № 4 –1 (40)

Вавилова, Л.Н. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения: методическое пособие / Авт. – сост: Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева - Кемерово: ГОУ «КРИРПО»,
2012. – 180 с.

Колодезникова, С. И. К проблеме организации самостоятельной работы студента в современном образовательном процессе // Научный диалог – 2013. № 2 (14) с.70-75.

Томина, Н. А. Технология организации самостоятельной работы студентов колледжа / Н. А. Томина, Т. А. Султанова. – Молодой ученый. – 2018. – № 2 (188). – с. 148-150.

Шахова, Е. А. Формирование общих и профессиональных компетенций через организацию самостоятельной работы обучающихся // Образование. Карьера. Общество. 2014. № 2 (41).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.