12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна56
Методы и приемы формирования и совершенствования каллиграфического навыка


Для овладения каллиграфическим навыком крайне важно развитие мелкой моторики – движений пальцев и кистей рук. Мелкая моторика развивается у детей постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Так, если хватательный рефлекс складывается у детей приблизительно к 15-ти месячному возрасту, то устойчивое держание карандаша в руке или ложки во время еды требует значительно более сложной координации. По этому поводу С.О. Филиппова замечает, что «хотя движения руки ребенка к трём годам уже значительно развиты, орудийными действиями с карандашом и кистью дети, как правило, ещё не владеют» [11, с. 39]. И если подобные навыки не отрабатываются, то дошкольники и в семь лет не имеют их. Такие школьники держат авторучку всеми пальцами, сильно сжимая её. Развитие подвижности пальцев и кистей рук добивается профессионально организованными занятиями конструированием, рисованием, лепкой. Это весьма поможет школьникам в последующем овладении каллиграфическим навыком.

Было также замечено, что все движениям пальцев, и в особенности вращательным, как правило (даже и у дошкольников 6 – 7 лет), сопутствуют повторяющиеся движения языка и губ. Был сделан вывод: данный факт свидетельствует о том, что организация движений на высшем уровне регуляции коры головного мозга у испытуемых, вероятно, ещё не в полной мере дифференцирована: речедвигательный аппарат неразрывно связан с движениями пальцев рук [8, с. 120].

Задержка развития движений пальцев рук наблюдается даже при интенсивных занятиях, потому что ко времени начала школьного обучения ещё не завершено окостенение пальцев рук. В предшкольном возрасте совершается и накапливание опыта движений кистей и пальцев рук, развитие «двигательного контроля» [1, с. 11]. В раннем возрасте отмечаются первые движения с карандашом, вызванные двигательной импульсацией. Эти движения большие, размашистые, ещё не наблюдаются попытки зрительной регуляции совершаемых движений.

В старшем дошкольном возрасте возможность формирования движений и двигательных навыков очень велика. К 6 годам движения кисти руки при написании букв или их составляющих уже более уверенные. Вместе с тем у многих дошкольников часто встречается остаточный тремор (дрожание) при переходе от написания прямой черты закруглению. Исследования учёных доказали, что фонематический слух дошкольника к 6 годам уже достаточно развит и подготовлен к слуховому анализу и синтезу. У большей части будущих первоклассников артикуляционная система также достаточно готова к воспроизведению звуков речи, что является очень существенным для начала обучения не только устной речи, но каллиграфическому навыку.

При поступлении в школу первоклассники уже в течение первых 3 – 3,5 месяцев обучения овладевают элементарным каллиграфическим навыком письма. За это время ученики должны:

а) научиться правильно сидеть за партой, держать тетрадь в определённом положении и пользоваться шариковой ручкой, соблюдать строку (в том числе красную) и поля;

б) научиться писать все буквы русского алфавита (строчные и прописные) по прописям, правильно соединять их в словах; трансформировать печатный текст в письменный;

в) уметь письменно фиксировать слова и предложения из 3–4 слов после их звукобуквенного анализа при помощи педагога и самостоятельно;

г) списывать с источника, а также писать слова под диктовку, при этом написание слов не должно расходиться с произношением; проверять написанное путём сравнения с источником, а также путём проговаривания;

д) записывать придуманные самостоятельно предложения, взятые из своего устно составленного повествования [5, с. 50].

Обучение каллиграфическому навыку письма – это, во-первых, формирование графического навыка. Графический навык, как и любой другой, складывается в ходе обучения, или вследствие выработки умений и выполнения на их основе упражнений.

Особенности каллиграфического навыка заключаются в том, что он представляет собой, во-первых, двигательный навык, т. е. действие, которое основывается, в первую очередь, на мускульных усилиях. Во-вторых, в ходе письма происходит перевод осмысленных единиц звучащей речи в графические знаки (так называемая перекодировка). Это придаёт письменной речи свойство сознательной деятельности. Эта осознанность письма как особой деятельности человека и составляет основное в каллиграфическом навыке письма.

Сознательный характер письменного навыка заключается в следующем:

в верном соотнесении звука и буквы;

в следовании некоторым правилам – графическим и орфографическим;

в применении каллиграфического навыка для воспроизведения собственных мыслей, чувств и намерений [2, с. 36].

Наиболее важным является третье, потому что это составляет единственную цель письменной речи, тогда как первое и второе – только косвенные задачи пишущего человека, только средства, а не цели.

Беглым, скорописным, орфографическим грамотным письмом с устоявшимся почерком, т.е. развитым каллиграфическим навыком, школьник овладевает только к концу 9 класса.

Сложность каллиграфического навыка проявляется в том, что процесс его становления является многоэтапным. На первом этапе формируется умение правильно сидеть, держать авторучку и тетрадь; на втором – умение писать элементы букв, лучше освоить алгоритм письменной речи; на третьем – умение писать буквы, строчные и прописные; и, наконец, на четвертом этапе – умение писать целые слова, написание которых не расходится с их произношением [4, с. 14].

Показателями сформированности каллиграфического навыка выступают:

графическая грамотность;

каллиграфическая чёткость и устойчивость начертания букв и их соединений;

связанность (безотрывность) письма;

скорость письма [11, с. 17].

Для того чтобы умения переросли в автоматизированные навыки, требуется достижение всех показателей сформированности каллиграфического навыка. Если же этого не происходит, то возникают определённые проблемы, связанные с ошибками письма и погрешностями почерка.

Графическая грамотность как один из показателей сформированности каллиграфического навыка письма характеризуется тем, допускает ли школьник ошибки при перекодировке звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении слова на бумаге.

Графические ошибки представляют собой пропуски, перестановки и различные замены букв, соответствующих фонемам, похожим по акустической (артикуляционной) характеристике, либо изменение формы, размера, пространственного положения и числа элементов в буквенном знаке [7, с. 19].

О каллиграфических ошибках можно говорить, когда:

не соблюдаются интервалы между буквами в словах, слова неравномерно располагаются на строке;

буквы пишутся излишне размашисто либо, наоборот, чрезмерно плотно друг к другу;

отмечается разнонаправленность наклона букв либо слишком большой наклон вправо или влево;

не соблюдается положение букв по отношению линий строки, т.е. не выдерживается линейность письма;

не соблюдается требуемая высота букв;

наблюдается ломаность или вычурность написания;

отмечается угловатость или «заборность» почерка; – не выдерживается связность букв при письме; – присутствует абсолютная неразборчивость, «каша» из букв [10, с. 35].

Перечисленные проблемы возникают в результате недостаточной сформированности правильного каллиграфического навыка.

Графические и каллиграфические ошибки различаются характером и степенью искажения буквенного знака. Когда буква так видоизменена, что её становится невозможно распознать, то такая ошибка является графической. Например, когда увеличивается либо сокращается число элементов знака, или одна графема целиком подменяется другой, похожей по каким-то признакам, или изменяется направление одного элемента буквы, либо буквенного знака в целом. Каллиграфические же ошибки заключаются в искажении написания буквенного символа в пределах его узнавания. Итак, графические ошибки выражаются в изменении либо полном отсутствии какого-либо смысла написанного слова. Каллиграфические проблемы письма всего лишь осложняют прочтение текста.

Связанность (безотрывность) письма как показатель сформированности каллиграфического навыка характеризуется числом буквенных знаков, написанных в слове за один приём, т. е., образно говоря, «единым росчерком пера» [9, с. 18]. Она выражается в умении ученика следовать нормам соединения букв и плавно передвигать руку слева направо в процессе написания слов (целостных буквенных комплексов).

Связанность письма выступает значимым показателем развития каллиграфического навыка. При соблюдении правил безотрывного письма почерк школьника становится чётким и твёрдым, а темп письма – гораздо более быстрым, т.е. достигается такой критерий, как скорость письма.

Показатели сформированности каллиграфического навыка обнаруживаются в неразрывном единстве. Так, каллиграфическая чёткость письма будет заметна только при определённой скорости написания букв и их сочетаний. В случае же, когда каллиграфия письма не соответствует установленным правилам, то скорость как критерий автоматизированности каллиграфического навыка теряет своё значение. Также скорость письма сама по себе, без качественных показателей каллиграфического навыка, например, графической грамотности, каллиграфической чёткости и устойчивости, не может выступать достаточно объективным и надёжным показателем сформированности навыка письма [10, с. 35].

В отношении скорости письма учеников начальной школы М.А. Безбородова замечала, что «нельзя форсировать темп, скорость письма, требовать от ребенка писать быстрее, чем он может. У семилетних детей время выполнения самого движения «убыстряется» лишь со второго полугодия, а значит, весь букварный период, весь первый этап обучения при чрезмерной скорости также сокращается пауза между движениями. Что при этом происходит? Ребенок не успевает закрепить правильный способ выполнения буквы, и в результате закрепляются «каракули», «буквы, на буквы не похожие» [3, с. 113].

Итак, в начале формирования каллиграфического навыка чрезмерное увеличение скорости письма не будет способствовать формированию навыка, а, наоборот, затормозит его.

Становление связанности (безотрывности) письма непосредственным образом связано с выработкой скорости и устойчивости почерка школьника.

Е.И. Хорошилова выделяет следующие проблемы при написании букв у школьников.

1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.

Нарушения параллельности, в свою очередь, приводят к искажению других элементов, например, петли у букв «у» и «д». Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради.

2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных (неодинаковая высота букв или их частей) и горизонтальных (неодинаковая ширина букв и их элементов), а также пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

3. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.

4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо «м» – «л», вместо «д» – «а» [11, с. 15].

Преодоление трудностей первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°.

Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций.

Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки.

И, наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.

Разумеется, могут быть и другие причины проблем в письме, общие для всех их типов, например, недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохое перо, неровная бумага или, точнее, неровная поверхность стола под бумагой) и т. д.

Не следует забывать и о таких проблемах письма, которые нельзя определить как каллиграфические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часто встречаются ошибки в соединениях букв.

Для решения всех проблем совершенствования каллиграфического навыка письма должна проводиться система работы по становлению навыка правильного соединения букв. Эта работа должна проводиться обязательно дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Педагогу необходимо прописывать школьникам те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.

Также следует исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.

Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.

Рекомендуется, как один из оптимальных вариантов, в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.

Развитие каллиграфического навыка – это сознательный процесс, в котором значимая роль отводится осознанию целей и задач действия, тому, что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах.

По мере выработки автоматизированности это действие утрачивает значение самого предмета усвоения и начинает выполнять лишь техническую (исполнительскую) функцию письма и письменной речи в целом.

Действия школьников организуется педагогом. Ученики должны иметь возможность организованно и планомерно находить ориентиры для письма, выявлять их значение и применять на практике. Это даёт учащимся возможность раньше и успешнее выполнять каллиграфическое действие.

На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном ритме: при переходе от одной операции к другой происходит задержка, необходимая для осознания последующего действия.

Управляемое обучение обеспечивает разумность и сознательность выполняемого действия, что ведет к формированию полноценного каллиграфического навыка.

При управлении обучением нужно дать школьникам полный набор ориентиров для правильного выполнения действия.

Для этого следует:

проанализировать образец, т.е. выделить все элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий;

проанализировать материал и орудия действия: предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку – обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией;

проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения: посадка на стуле, положение корпуса, положение ног, расстояние от глаз до тетради, положение рук на столе относительно корпуса, положение руки на столе, положение левой руки, положение тетради на столе, положение плеч, положение головы относительно корпуса, отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой на тетрадь, положение ручки в руке и направление её верхнего конца в плечо, расположение букв в тетради относительно туловища. Каждое из этих правил не только помогает формированию каллиграфического навыка, но и влияет на состояние здоровья учащегося;

проанализировать исполнительные операции, т.е. раскрыть способ выполнения действия, выделить признаки, которым он должен отвечать. При этом очень важно вычленить те моменты, которые в сформированном навыке выступают как единое целое: сам процесс написания буквы и его конечный результат;

составить план выполнения задания: сначала анализ задания, материала, орудий, способа выполнения, а затем – перечень исполнительных операций; – обеспечить самоконтроль школьников за выполнением задания с одновременным его анализом и коррекцией [5, с. 23].

Для учеников существует система чётких эталонов-алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учениками, т. е. превращены в реальные знания о действиях во время письма.

Таким образом, для совершенствования каллиграфического навыка выделены следующие методы:

исправление неправильного написания в классных и домашних работах, неправильное написание прописывается в тетрадях для корректировки;

выполнение анализа каллиграфического действия;

анализ способа выполнения каллиграфического действия;

составление плана выполнения задания.

Для организации целенаправленного совершенствования каллиграфического навыка учителю можно проводить контрольные списывания слов или предложений с печатного текста. Анaлизируя каллиграфические oшибки после проверки, учитель намeчает меры по исправлению качества письма как для фрoнтальной, так и для индивидуальной работы.













Список использованной литературы

1. Айнетдинова, И. Г. Особенности механизмов письменной речи у детей: теоретический аспект [Текст] / И. Г. Айнетдинова, Н. М. Трубникова // Специальное образование. – 2013. – № 12. – С. 9–17.

2. Аристова, Т. А. Способы обучения каллиграфии и формирование навыков звукового анализа [Текст] / Т. А. Аристова // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 11. – С. 35–37.

3. Безбородова, М. А. Формирование графического навыка письма в начальной школе [Текст] / М. А. Безбородова, Л. А. Безбородова // Наука и Школа. – 2016. – № 3. – С. 111–115.

4. Волкогон, В. С. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников [Текст] / В. С. Волкогон // Педагогический журнал Казахстана. – 2014. – № 8. – С. 13–16.

5. Габдуллина, А. Л. Педагогические условия формирования навыков грамотного письма младшего школьника [Текст] / А. Л. Габдуллина // Психология и педагогика. – 2015. – № 46. – С. 49–53.

6. Илюхина, В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме [Текст] / В. А. Илюхина // Начальная школа. – 2015. – № 8. – С. 16–24.

7. Методика преподавания русского языка [Текст] : учебное пособие для студентов / под ред. М. Т. Баранова. – Москва : Академия, 2014. – 320 с.

8. Палыхата, Э. Я. Проблема обучения письму и письменной речи [Текст] / Э. Я. Палыхата // Науч. Зап. Тернопольского нац.-пед. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 16–21.

9. Прохорова, Е. В. Трудности у младших школьников на уроках письма [Текст] / Е. В. Прохорова // Начальная школа. – 2014. – № 5. – С. 33– 37.

10. Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму: влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков / С. О. Филиппова. – Москва : Детство-Пресс, 2014. – 94 с.

11. Хорошилова, Е. И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников [Текст] / Е. И. Хорошилова // Начальная школа. – 2013. – № 7. – С. 13–17.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.