Статья «Приемы формирования навыков устной и письменной речи обучающихся при обучении химии»
Статья «Приемы формирования навыков устной и письменной речи обучающихся при обучении химии»
Негодяева Светлана Гендриковна,
учитель химии МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
В течение 2-х лет работаю по выбранному направлению, т. е. формирую навыки смыслового чтения и умения осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. Сразу хочу сказать: несмотря на то, что стандарты второго поколения в основной школе опережающие, в нашей школе только учащиеся 8 класса учатся по ФГОС с 1-го класса.
Я работаю над формированием у своих учащихся умения преобразовывать информацию из сплошного текста в несплошной: конспект, тезисы, таблицу, сложный план, используя различные речевые приёмы.
Прием «Отсроченная догадка» - предположения участников о новых терминах, которые могут вывести на проблемную ситуацию.
Тема «Водород» - Что обозначает название «Рождающий воду»? (дети высказывают предположение, что он рождает воду в природе).
Тема «Азот» - в переводе «безжизненный». Почему безжизненный, если атомы азота входят в состав аминокислот, из которых состоят белки? Ссылка на опыты А. Лавуазье по составу воздуха.
Предположение по названиям «экзотермические и эндотермические реакции» с демонстрацией опытов – горение веществ, растворение аммиачной селитры.
В учебника О. С. Габриеляна «Химия – 9 класс» есть такая цепочка
Каменный век → Медный век → Бронзовый век → Железный век
Обсуждаем несколько вопросов:
Почему следом за каменным веком не наступил железный век?
Что такое бронза?
В каком веке живем мы с вами? Приведите не менее 3-х аргументов, опираясь на текст параграфа.
Ребята работают с текстом, находят аргументы. Некоторые отвечают сразу, но надо аргументировать химическим языком.
Составляем тезисы §, используя прием «Ключевое слово». Для этого разбираем несколько абзацев, находим ключевые слова, словосочетания и формулируем фразы, которые ребята записывают в тетрадь.
Прием «От частного к общему», тема «Свойства веществ», 8 класс.
Учащиеся проводят лабораторный опыт и указывают признаки сравнения, заполняя таблицу – это в слабом классе, а в более сильном – предлагаю домашний эксперимент и также заполнение таблицы.
Физические свойства веществ
№п/п |
Признаки сравнения |
Уксус |
Растительное масло |
1. |
Агрегатное состояние |
|
|
2. |
Растворимость в воде |
|
|
3. |
Цвет, запах, вкус |
|
|
4. |
Tпл. |
|
|
5. |
T кип. |
|
|
6. |
Электропроводность |
|
|
Вывод: (должен быть обязательно, иначе таблица не имеет смысла)
Уксус и растительное масло имеют следующие признаки сходства: по агрегатному состоянию – Жиры, со специфическим запахом и вкусом.
Признаки отличия: разная растворимость в воде, Tпл. И Tкип., уксус электропроводен, а растительное масло – нет.
Прием «Пустые клетки».
Например, на обобщающем уроке, а также письменная проверочная или контрольная работа по теме «Углеводороды», 10 класс.
Задание: заполнить пустые клетки таблицы
Класс |
Общая формула |
Представитель класса |
Название вещества |
Характерные химические свойства (составить уравнение) |
1.Алканы |
|
C4H10 |
|
|
2. |
CnH2n-2 |
|
пропин |
|
3. |
|
C3H6 |
|
|
4. |
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
Прием «Задай умный вопрос».
1)Работа с текстом.
2) С учащимися обсуждаются критерии ответов:
- ответ полный и развернутый – 5 бал.
- допущены 1-2 ошибки - 4 балла
- ответ с опорой на конспект (записи в тетради) – 3 балла
- нет ответа или неполный (ошибочный ответ) – 2 балла
Ученик выходит к доске и учащиеся класса задают ему 5 вопросов. Предварительно напоминаю о «толстых» и «тонких» вопросах, а также о том, что они сами должны знать на него ответ.
Прием «Предугадывание» - работа с текстами из разных источников. Текст по теме «Жиры».
На основе первого абзаца, а также используя просмотровое чтение предложите название данного текста.
(Записать все названия на доске). Выбирают или составляют верное.
Предварительно обсуждаем, как можно оформить конспект:
- схемой,
- рисунками,
- опорным конспектом,
- тезисами.
Прием «Верю – не верю».
- Раньше проводила графический (химический) диктант. Можно вывести на слайд, тогда надо больше утверждений.
Утверждения:
Жиры – это высшие карбоновые кислоты.
В составе жидких жиров содержится линолевая кислота.
Реакция между карбоновыми кислотами и спиртами с образованием сложных эфиров – это реакция этерификации.
Жиры – источник энергии, которая выделяется при их гидролизе.
Гидролиз жиров – это присоединение водорода и т. д.
Для работы берём соответствующие тесты из интернета, из пособий по химии.
Учащиеся проводят самопроверку и оценивают свою работу по критериям.
Применяю критериальное оценивание (иногда просто предлагаю критерии, иногда обсуждаем их вместе).
Таким образом, использование различных приёмов способствует развитию устной и письменной речи обучающихся, осознанному использованию речевых средств для выражения своих мыслей научным языком.
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Светлана Гендриковна