Статья «Приемы формирования навыков устной и письменной речи обучающихся при обучении химии»

13
3
Материал опубликован 19 April 2019 в группе

 Статья «Приемы формирования навыков устной и письменной речи обучающихся при обучении химии»

Негодяева Светлана Гендриковна,

учитель химии МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

 

В течение 2-х лет работаю по выбранному направлению, т. е. формирую навыки смыслового чтения и умения осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. Сразу хочу сказать: несмотря на то, что стандарты второго поколения в основной школе опережающие, в нашей школе только учащиеся 8 класса учатся по ФГОС с 1-го класса.

Я работаю над формированием у своих учащихся умения преобразовывать информацию из сплошного текста в несплошной: конспект, тезисы, таблицу, сложный план, используя различные речевые приёмы.

Прием «Отсроченная догадка» - предположения участников о новых терминах, которые могут вывести на проблемную ситуацию.

Тема «Водород» - Что обозначает название «Рождающий воду»? (дети высказывают предположение, что он рождает воду в природе).

Тема «Азот» - в переводе «безжизненный». Почему безжизненный, если атомы азота входят в состав аминокислот, из которых состоят белки? Ссылка на опыты А. Лавуазье по составу воздуха.

Предположение по названиям «экзотермические и эндотермические реакции» с демонстрацией опытов – горение веществ, растворение аммиачной селитры.

В учебника О. С. Габриеляна «Химия – 9 класс» есть такая цепочка

Каменный век → Медный век → Бронзовый век → Железный век

Обсуждаем несколько вопросов:

Почему следом за каменным веком не наступил железный век?

Что такое бронза?

В каком веке живем мы с вами? Приведите не менее 3-х аргументов, опираясь на текст параграфа.

Ребята работают с текстом, находят аргументы. Некоторые отвечают сразу, но надо аргументировать химическим языком.

Составляем тезисы §, используя прием «Ключевое слово». Для этого разбираем несколько абзацев, находим ключевые слова, словосочетания и формулируем фразы, которые ребята записывают в тетрадь.

Прием «От частного к общему», тема «Свойства веществ», 8 класс.

Учащиеся проводят лабораторный опыт и указывают признаки сравнения, заполняя таблицу – это в слабом классе, а в более сильном – предлагаю домашний эксперимент и также заполнение таблицы.

Физические свойства веществ

№п/п

Признаки сравнения

Уксус

Растительное масло

1.

Агрегатное состояние

 

 

2.

Растворимость в воде

 

 

3.

Цвет, запах, вкус

 

 

4.

Tпл.

 

 

5.

T кип.

 

 

6.

Электропроводность

 

 

Вывод: (должен быть обязательно, иначе таблица не имеет смысла)

Уксус и растительное масло имеют следующие признаки сходства: по агрегатному состоянию – Жиры, со специфическим запахом и вкусом.

Признаки отличия: разная растворимость в воде, Tпл. И Tкип., уксус электропроводен, а растительное масло – нет.

Прием «Пустые клетки».

Например, на обобщающем уроке, а также письменная проверочная или контрольная работа по теме «Углеводороды», 10 класс.

Задание: заполнить пустые клетки таблицы

Класс

Общая формула

Представитель класса

Название вещества

Характерные химические свойства (составить уравнение)

1.Алканы

 

C4H10

 

 

2.

CnH2n-2

 

пропин

 

3.

 

C3H6

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

Прием «Задай умный вопрос».

1)Работа с текстом.

2) С учащимися обсуждаются критерии ответов:

- ответ полный и развернутый – 5 бал.

- допущены 1-2 ошибки - 4 балла

- ответ с опорой на конспект (записи в тетради) – 3 балла

- нет ответа или неполный (ошибочный ответ) – 2 балла

Ученик выходит к доске и учащиеся класса задают ему 5 вопросов. Предварительно напоминаю о «толстых» и «тонких» вопросах, а также о том, что они сами должны знать на него ответ.

Прием «Предугадывание» - работа с текстами из разных источников. Текст по теме «Жиры».

На основе первого абзаца, а также используя просмотровое чтение предложите название данного текста.

(Записать все названия на доске). Выбирают или составляют верное.

Предварительно обсуждаем, как можно оформить конспект:

- схемой,

- рисунками,

- опорным конспектом,

- тезисами.

Прием «Верю – не верю».

- Раньше проводила графический (химический) диктант. Можно вывести на слайд, тогда надо больше утверждений.

Утверждения:

Жиры – это высшие карбоновые кислоты.

В составе жидких жиров содержится линолевая кислота.

Реакция между карбоновыми кислотами и спиртами с образованием сложных эфиров – это реакция этерификации.

Жиры – источник энергии, которая выделяется при их гидролизе.

Гидролиз жиров – это присоединение водорода и т. д.

Для работы берём соответствующие тесты из интернета, из пособий по химии.

Учащиеся проводят самопроверку и оценивают свою работу по критериям.

Применяю критериальное оценивание (иногда просто предлагаю критерии, иногда обсуждаем их вместе).

Таким образом, использование различных приёмов способствует развитию устной и письменной речи обучающихся, осознанному использованию речевых средств для выражения своих мыслей научным языком.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересные приёмы!

19 April 2019

Светлана Гендриковна, спасибо за статью! У Вас интересный опыт работы по развитию речи обучающихся.

19 April 2019

Спасибо за внимание к статье!

21 May 2019

Похожие публикации