Методы и приемы мотивации учебной деятельности на примере урока "Опыление, способы опыления. Оплодотворение. Плоды и семена, их строение и значение".
Методы и приемы мотивации учебной деятельности на примере урока
«Опыление, способы опыления. Оплодотворение. Плоды и семена, их строение и значение»
№ п/п
Этап урока
Метод, прием
1
Психологическая настройка
Прием унификации ( от лат. Unus- «один»+facio – «делаю», «объединение» - приведение к единообразной системе или форме.
Учитель обращает внимание учеников на набор плодов и задает вопрос: «Какими органами растений являются: яблоко, помидор, орех и др.?»
Ответ – плодом.
2
Актуализация опорных знаний
Прием естественного подхода.
Учащимся предлагается схема строения цветка с цифровым обозначением его частей и дается задание: «Назовите части цветка, соблюдая порядок их естественного расположения».
3
Изучение нового материала
Прием альтернативного выбора. Альтернатива (фр. Alternative, от лат. Alternatus – другой) – необходимость выбора одной из двух или более возможностей, исключающих друг друга.
Учитель предлагает ученикам признаки растений для заполнения таблицы «Признаки энтомофильных и анемофильных растений». Задание: записать признак в соответствующий столбец таблицы.
4
Обобщение знаний
Прием «Откуда название, или «Кто бы мог подумать?»
Изучая схему «Естественное и искусственное опыление, перекрестное и самоопыление», ученикам предлагается найти ответ на вопрос: «Почему один способ опыления называется естественным, а другой – искусственным?»
Пояснение: перекрестное опыление, или ксеногамия ( от греч. «пришелец, чужой» и «брак»). Естественный – производное от Kunst – «искусство, «мастерство, умение». Буквально – «сделанный руками человека» (и, значит, неестественный).
5
Логическое закрепление знаний
Прием предвосхищения. (Anticipation –англ. «антиципация» – способность предвидеть будущие события, результаты каких-либо действий.
Ученикам предлагается логическая цепочка:
Цветок опыление, оплодотворение - плод
И предлагается вопрос «Синонимом слова «оплодотворение» является слово «зачатие». Как вы думаете, почему?»
6
Изучение нового материала
Метод создания проблемной ситуации.
Учитель читает текст с упаковки риса: «Пищевая ценность на 100г продукта :белки – 6,5г, жиры – 0,5г, углеводы – 75г. Энергетическая ценность (калорийность) – 140кДж/330ккал.
Вопрос ученикам: «Как получают рис? Откуда в нем эти органические вещества?»
7
Домашнее задание
Метод проектов.
Ученикам предлагается поставить ряд опытов по выяснению условий прорастания семян:
1. Семена+ Вода+Тепло+Кислород
2.Семена+Тепло+Кислород
3. Семена+Вода+ Тепло
4. Семена+ Вода+ Холод
8
Проверка знаний
Метод намеренно введенной ошибки.
Двум ученикам предлагается распределить натуральные объекты и муляжи, среди которых – клубень картофеля, корнеплоды столовой и сахарной свеклы, шишки сосны и ели, яблоко, банан, помидор - плодов - в одну корзину, а в другую – то, что плодами назвать нельзя.