12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Котельникова Наталья Петровна32
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.



Котельникова Наталья Петровна, учитель географии высшей категории, МБОУ «СОШ №55» г. Чебоксары, Чувашская Республика


Краткая аннотация: Статья посвящена игровым методам и приемам, применяемых на уроках географии. Приводятся примеры игровых технологий. Игра является дополнением к традиционной форме обучения, так как она способствует активизации процесса обучения, приводит к повышению интереса и мотивации к изучению предмета, способствует развитию мышления, памяти, активизации познавательной деятельности.

Ключевые слова: игровая технология на уроках географии: «Четвертый лишний», «Что такое». Кто такой?», «Геологика», «Туристическое агентство», «Графический диктант», «Перевертыш».

Введение.

В настоящее время актуальной проблемой в образовании является низкая мотивация учеников к обучению. Основная задача современного учителя - выбрать такие методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, которые соответствуют развитию личности ученика. География — это единственный в учебном плане школы предмет, который дает общее представление о Земле как планете. Любой педагог старается сделать свой урок ярким и интересным, увлечь обучающихся своим предметом. Основная цель использования игровой формы на уроках – это вовлечь учеников в учебный процесс. Задачами являются совмещение урока и развлечения. Развлечение – это и игра, и творчество, и эмоции, и мультимедиа, и коммуникабельность. Уникальность географии состоит в том, что данный предмет позволяет очень многое демонстрировать наглядно через фотографии, видеосюжеты, научно-познавательные фильмы, образовательные мультфильмы.

Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях.

В своей практике использую несколько образовательных технологий. Для того чтобы повысить интерес к предмету, познавательную активность, я на своих уроках особое внимание уделяю игровой технологии. Включаю игровой момент на уроке в основном для того, чтобы снять усталость, закрепить (повторить) изученный материал или повысить активность. Иногда провожу урок полностью в форме игры: урок-соревнование, урок – викторина, урок-путешествие. В этом случае класс делится на группы или команды. Ребята самостоятельно по вопросам игровой ситуации находят ответы, работают с разными источниками информации, обобщают результаты, формулируют выводы. У обучающихся срабатывает механическая, зрительная и другие виды памяти. В результате развиваются творческие возможности учеников, воспитываются чувства сопереживания друг другу, ответственности, ребята сплачиваются в команду, цель которой – победить.

Приведу несколько примеров игровых приемов, которые использую на своих уроках.

«Четвертый лишний» - предлагаю обучающимся список географических объектов, явлений, терминов и т.п., которые объединены каким-либо общим признаком. Задача – найти лишний и объяснить почему. Например, Амазонка, Нил, Сахара, Дунай или Пигмеи, индейцы, тутси, эфиопы. Такой игровой момент использую при проверке домашнего задания или на обобщающих уроках.

«Что такое» Кто такой?» - здесь использую мультимедийную презентацию. На слайде по одному выходят названия гор, равнин, озер, рек, путешественников и т.п. Задача – определить, что это за объект. Но можно и немного усложнить задание - назвать материк, на котором он находится. Например, Анды, Титикака, Ориноко, Анхель, Колумб. Такая форма игры позволяет доводить знания номенклатуры буквально до автоматизма.

«Геологика» - по определениям отгадать географический термин или понятие. Например, теплый, холодный, звездный, мелкий, частый, затяжной … (дождь). Материковый, вулканический, коралловый, необитаемый… (остров). Пышные, кудрявые, ватные, дождевые, перистые … (облака) и т.п.

«Определи силуэт» - рисунки или фото с силуэтами географических объектов демонстрирую через мультимедийный проектор. Задача – определить по очертанию географический объект.

«Туристическое агентство» - предлагается два туристических лозунга и четыре страны. Задача – определить для каких двух стран характерны эти лозунги и объяснить почему. Например,

Рекламный лозунг

А) Любители приключенческого туризма! В нашей стране утром вы сможете наблюдать за диковинными животными во время роскошного сафари, а днём-нежиться на песчаных пляжах, наслаждаясь мягким шумом Индийского океана!

Б) Добро пожаловать в новогоднюю зимнюю сказку с белоснежными просторами, таинственными спящими лесами, романтической полярной ночью и завораживающим Северным сиянием!

Страна

А) Бразилия Б) Чехия В) Кения Г) Норвегия

«Перевертыш» - в названии географических объектов буквы переставлены местами. Задача – расшифровать эти объекты и показать их на карте. Например, АКНОЗАМА – Амазонка, ИАЛАМИГ – Гималаи.

«Графический диктант» (по азимуту или по сторонам горизонта) - обучающиеся получают задание, на основе которого выполняют действия, направленные на закрепление расположения сторон горизонта или азимута. Такой игровой прием развивает внимание и сосредоточенность. Например: начертите схему движения туристов. 1 клеточка – 1 день (оставив сверху 10 клеток, в середине листа поставьте точку и от этой точки проводите линии). Туристы вышли из дома и шли:

На север – 2 дня, На запад – 2 дня, На север – 2 дня, На восток – 2 дня, На север – 1 день, На восток – 1 день, На юг – 2 дня, На восток – 3 дня, На север – 1 день, На восток – 1 день, На юг – 4 дня, На запад – 2 дня, На север – 2 дня, На запад – 1 день, На юг – 2 дня, На запад – 2 дня.

Помимо игровых приемов широко использую информационно-коммуникационные технологии, поскольку считаю, что они являются мощным средством наглядности при обучении географии. Использование презентаций или видеоматериала приводит к облегчению усвоения учебного материала, так как в доступной и наглядной форме позволяют продемонстрировать на уроке фото или видеосюжет, представляющий изучаемое явление или географический объект. ИКТ технологии использую и в качестве проверки усвоения знаний (например, тесты), при подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Результатом является положительная динамика успеваемости. Ребята лучше и легче справляются с заданиями по ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. За последние 3 -4 года я наблюдаю динамику повышения среднего балла по ОГЭ, ВПР, увеличение количества обучающихся, получивших по результатам ОГЭ оценку «отлично» и «хорошо».


Результаты ВПР (средний балл по оценкам)


Учебный год

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Класс

6 класс

-

3,7

3,6

3,9

7 класс

-

-

3,8

3,9

8 класс

-

-

-

3,7

11 класс

4,2

4,4

4,5

4,5


Результаты ОГЭ (средний балл)


Учебный год

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

9 класс

4,0

4,1

4,2

- (пандемия)

- (контрольная работа)


Результаты ЕГЭ


Учебный год

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

11 класс

57

-

-

69


Заключение. Как показывает практика, игровые моменты на уроке или проведение урока полностью в форме игры, приводят к повышению интереса к учебе, помогают лучше усвоить и закрепить материал. Ребята с удовольствием работают на уроке в таком формате. Большинство игровых приемов и методов я использую в качестве обобщения, закрепления или контроля знаний. Считаю, что освоение географических знаний, овладение географическими умениями, развитие познавательных интересов будут наиболее успешными, если учебная деятельность осуществляется в форме игры и построена на принципах личностно-ориентированного обучения. Хотя игровая технология, с моей точки зрения, имеет один небольшой недостаток. Он проявляется в достаточно сложной организации урока, очень много времени требуется на подготовку, разработку сценария урока -игры, урока-КВН или урока-путешествия.

В заключении я хотела бы отметить, что знания могут забыться, а навыки и умения их получать остаются, благодаря познавательной активности, выработанной в школе.

Список литературы:

Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках. /И.Д. Агеева. – М., ТЦ Сфера, 2005. -240с.

Болотникова Н.В. География: Уроки – игры в средней школе /Н.В. Болотникова. –Волгоград: Учитель, 2004 – 139с.

Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. /И.В. Митрофанов//- М.:ТЦ Сфера, 2003.-112с.

Перепечева Н.Н. Нестандартные уроки географии. /Н.Н. Перепечева. – Волгоград: Учитель,2004 – 96с.

Интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/04/21/igrovye-tekhnologii-na-urokakh-geografii

https://conseducenter.ru/index.php/chtenya/148-sverchkova

https://kopilkaurokov.ru/geografiya/prochee/ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii





Опубликовано


Комментарии (3)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.