Методы исследования природы

0
0
Материал опубликован 20 May

Класс 5 Предмет: биология

Учебник :Н.И.Сонин., А.А. Плешаков., Биология. Введение в биологию. Учебник соответствует ФГОС ООО. УМК «Сфера жизни»,концентрический курс. -М.: Дрофа,2023г

Тема урока: МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

Описание особенностей развития ученика с ОВЗ

Ученица 5класса (возраст 11лет),характеризуется недоразвитием познавательной деятельности, нарушением памяти, неустойчивым вниманием. Сниженой познавательной активностью, проявляющейся в ограничении запаса знаний об окружающем мире. Темп выполнения заданий низкий, поэтому нуждается в помощи взрослого.Пониженая концентрация внимания. Низкий уровень мышления. Ученица испытывает трудности в понимании инструкций. Имеет низкую самооценку. Характерна повышенная утомляемость.

Педагогическая цель:1. Познакомить учащихся с методами изучения природы

2. Расширить знания о методах изучения природы

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для формирования понятий о методах изучения природы; сформировать умения и навыки практического характера: проводить лабораторные работы, производить выбор необходимых приборов для измерений.

Развивающая: создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике;развивать умения самостоятельно изучать природу,

Воспитательная: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитанию мотивов учения, интереса и любознательности; прививать положительный интерес к природе и ее изучению; способствовать формированию межличностных отношений через работу в группах

Ход урока

I.Организационный.

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности (Учащиеся настраиваются на работу на уроке).

II. Актуализация опорных знаний урока.

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Опрос проведен в форме тестирования (Проводит тестирование по теме «Науки о жизни».)

Для учащихся с ОВЗ: письменный ответ на вопрос в учебнике стр18 №1 (параграф3)

(учитель контролирует правильность ответов, оценивает)

III. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

Прочитайте первый абзац на с. 17. Ответьте на вопросы.

(учащиеся читают вслух текст)

Для учащихся с ОВЗ: читает вслух небольшой по объему абзац текста параграфа (учитель помогает , проговаривая сложные слова)

Как зовут ученого, который занимался изучением природы? (Жан Анри Фабр.)

С помощью какого метода проходило изучение?
(С помощью наблюдения.)

За каким объектом наблюдал ученый? (Насекомые: осы, пчелы, бабочки, жуки.)

Исходя из прочитанного текста, давайте попробуем

назвать тему сегодняшнего урока. (Методы изучения природы.)

(Ученики записывают тему в тетрадь)

Для учащихся с ОВЗ(учитель контролирует правильность записи)

На прошлом уроке мы познакомились с биологическими науками. Сегодня мы изучим методы научных исследований, то есть способы и приемы, с помощью которых изучался живой мир.

Выдвигает проблему:

– Для чего необходимы методы и приемы изучения природы и живых объектов?

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Объясняет новый материал( используяЭОР и учебник).Отвечая на вопросы составить «Кластер»

Для учащихся с ОВЗ: записать в тетрадь название методов изучения природы (учитель контролирует работу )

– Как вы понимаете понятие «метод»? (выполняют задание в рабочей тетради№ 16 стр.10)

Учитель: Что такое метод?

Ответы детей: Метод – способ изучения природы.

Основной метод, при помощи которого изучают живые организмы в естественных условиях, – это наблюдение. Читаем текст параграфа, выписываем название приборов, используемых для наблюдения (Учащиеся фиксируют понятия и термины, составляют «Кластер»)

Для учащихся с ОВЗ. По рисунку учебника стр 20,выписать названия приборов, используемых для наблюдения( учитель инструктирует )

Наблюдение – это метод изучения природы, при помощи которого изучают природу, описывая объект, не вмешиваясь в естественный ход событий, не внося изменений.

Как вы думаете, если человек вносит изменения
в естественные условия, метод остается тем же или мы будем использовать другой метод?
(Другой – опыт.)

– Правильно, в этом случае человек проводит опыт или эксперимент. Читаем текст параграфа, выписываем название приборов, используемых для эксперимента(опыта) Задание в рабочей тетради стр.10 №15.

(Учащиеся фиксируют понятия и термины, составляют «Кластер»)

Для учащихся с ОВЗ. По рисунку учебника стр 20,выписать названия приборов, используемых для опыта( учитель инструктирует ).

– В каких случаях мы проводим измерения? Читаем текст параграфа, выписываем название приборов, используемых для измерения. Выполнить задание на стр.11 в раб.тетр. №19.(Учащиеся фиксируют понятия и термины, составляют «Кластер») Для учащихся с ОВЗ. По рисунку учебника стр 20, выписать названия приборов, используемых для измереня( учитель инструктирует ). Далее разъясняет, где могут применяться знания и умения делать измерения (Использует слайды презентации)

Физминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

V. Проведение лабораторной работы. Конкретизирует знания о методах изучения природы. Перед выполнением работы проводит повторный инструктаж по ТБ.

Поясняет ход лабораторной работы, организует самостоятельную работу учащихся и работу в группах. (Учитель контролирует выполнение работы )Приложение 2

Для учащихся с ОВЗ: Учитель знакомит с задачами парной учебной деятельности, разбирая с учеником суть заданий, которые нужно будет выполнить в паре по ходу лабораторной работы.

VI. Анализ результатов лабораторной работы. Обобщает знания учащихся, помогает в формулировании выводов. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями

Для учащихся с ОВЗ(Проверяет работу ОВЗ, разбирает допущенные ошибки, помогает их исправить. Оценивает работу)

VII. Подведение итогов.

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Домашнее задание: Дает комментарий к домашнему заданию: учебник,
с. 17–22; дополнительно: изучить материал и выполнить задания в рабочей тетради.
Для ОВЗ стр 22 №9



Приложение 1

Лабораторная работа №2

Тема : «Методы изучения природы»

Цель:Научиться проводить простейшие измерения, наблюдения, эксперименты.

Оборудование: стакан с водой, мерный цилиндр,линейка,штатив с пробирками(в пробирках находятся сахар, сода,мел, растительное масло),стеклянная палочка.

Ход работы:

1.Проведение измерения.

а)Из стакана перелейте воду в мерный цилиндр. По шкале определите объем воды, запишите данные в тетрадь.

б)Измерьте длину пальцев на руке. Запишите результаты: максимальная длина, минимальная длина.Сравните в паре.

2.Проведение наблюдения: Сужение зрачка на свету. Работа в паре, один –испытуемый, другой-наблюдатель. Закройте глаза руками, затем- откройте, наблюдатель смотрит на зрачки. Результаты запишите в тетрадь.

В темноте зрачки__________________________, а на ярком свету_________________

3.Проведение эксперимента. Растворение веществ в воде. В пробирки с сахаром, содой, мелом, растительным маслом налейте водуи перемешайте. Результаты запишите в тетрадь.

Вещества: растворимые__________________________

нерастворимые_________________________

Вывод. Сделайте вывод по цели работы.

























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.