Статья «Методы обучения обучающихся вспомогательной школы социально-бытовой ориентировке»
Самообразование 2012 год Богданова С.В.
Методы обучения обучающихся вспомогательной школы
социально-бытовой ориентировке (СБО)
Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроке различных методов обучения. Под методом обучения принято понимать путь (иногда говорят — способ) передачи учителем и усвоение обучающимися знаний, умений и навыков.
Содержание обучения (программа), организационная форма обучения (урок) и методы обучения находятся в тесном взаимодействии, но эти понятия требуют разграничения.
Программа определяет содержание обучения, т. е. объем и последовательность тех знаний, которые обучающиеся должны усвоить.
Урок — организационная форма обучения.
Метод обучения указывает на способ передачи учителем и усвоения учениками знаний по данному предмету в условиях той или иной организационной формы обучения. Метод обучения нельзя также смешивать и со средствами обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Методы (рассказ учителя, беседа, наблюдение и т. д.), применяемые на уроках, зависят от темы и содержания конкретного занятия. Методы обучения подбираются в соответствии с психологическими, возрастными и индивидуальными особенностями детей (спецификой дефекта и степенью его компенсации).
Существует определенная систематизация методов обучения. Они различаются:
- по источнику знаний (словесные, наглядные, практические);
- по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский);
- по дидактическим целям (методы изложения новых знаний, повторения, закрепления знаний, методы контроля).
- Учителю социально-бытовой ориентировки (СБО) следует обратить особое внимание на следующие методы:
Устный рассказ учителя. Устное изложение материала — самый удобный и совершенный метод обучения. Правда, умственно отсталые дети испытывают затруднения в восприятии устной речи, так как внимание у них неустойчиво, через небольшой промежуток времени они отвлекаются и теряют смысловую нить рассказа учителя. Тем не менее, во вспомогательной школе этот метод занимает ведущее место в обучении, что вполне оправдано практикой. Устное изложение материала учителем может иметь несколько форм:
-без использования наглядных пособий;
-с использованием наглядных пособий;
-с использованием различных технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, видеофильмов).
Беседа предполагает вопросно-ответную форму обучения. Учитывая ряд особенностей умственно отсталых обучающихся, требующих частой проверки правильности восприятия материала, создания условий для активной мыслительной работы и т. д., педагог в процессе обучения чаще всего применяет метод беседы. Путем умело поставленных вопросов учитель побуждает обучающихся к самостоятельным выводам. Кроме того, метод беседы способствует развитию у детей с интеллектуальной недостаточностью умения выражать свои мысли в устной речи, что также следует признать важным и необходимым.
Успешному применению метода беседы способствуют:
хорошо продуманная система и форма вопросов, которые учитель предлагает ученикам в ходе беседы. Вопросы, не требующие никакого размышления обучающихся или подразумевающие ответы да, нет, не следует применять в беседе. С целью проверки понимания обучающимися изучаемого материала и развития их устной речи следует варьировать формы вопросов;
предъявление требований к ответам обучающихся. Ответы и по существу, и по форме должны быть правильными, полными. В ответах следует исправлять в речи обучающихся аграмматизмы, неправильное ударение, просить повторить фразу грамотно.
Метод объяснительного чтения. Научить ученика с интеллектуальной недостаточностью работать с книгой, текстом чрезвычайно важно. Книга, учебник, печатный текст различных инструкций помогают закрепить знания. Работая с печатным текстом, обучающиеся постепенно овладевают навыками самостоятельного чтения и понимания прочитанного. Объяснительное чтение способствует уяснению смысла как отдельных слов и выражений, так и всего текста в целом. На уроках объяснительного чтения обучающиеся приобретают общеобразовательные знания и, в связи с этим, накапливают запас слов, развивают словесно-логическую речь и мышление.
Экскурсии. Трудно переоценить значение экскурсий в обучении социально-бытовой ориентировке детей с интеллектуальной недостаточностью Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке. Правда, проведение экскурсий с обучающимися вспомогательной школы представляет значительные трудности. Учителю во время экскурсии достаточно сложно вести объяснение, поддерживать контакт с обучающимися, так как они часто отвлекаются, их внимание трудно сосредоточить. Поэтому учителю необходимо:
тщательно готовиться к экскурсии, определив ее цель, содержание, методы объяснения; подготовить обучающихся: рассказать о цели, содержании, организации экскурсии, о формах работы на экскурсии, поставить вопросы, ответы на которые обучающиеся должны найти во время экскурсии; при проведении экскурсии не упускать из виду ни одного из учеников, стремясь к тому, чтобы все обучающиеся поняли смысл изучаемого материала, приобрели новые знания;обязательно после проведения экскурсии провести беседу с целью закрепления материала экскурсии.
Лабораторный метод. Укоренилось неправильное представление, что лабораторный метод обучения во вспомогательной школе почти невозможно применить. Сторонники такого мнения полагают, что этот метод требует специальных условий. На самом деле, организовать лабораторную работу в обычном кабинете СБО совсем нетрудно. Такими работами могут быть, например, наблюдение за обезжириванием поверхности тарелки под воздействием жидкости для мытья посуды, за результатами замачивания белья перед стиркой, выведение домашними средствами пятна с одежды, измерение температуры воды, приготовление маринада для консервирования и т. д.
Упражнения в виде записей и графических работ. В ходе занятия обучающиеся делают записи и зарисовки, которые помогают им лучше осознать и запомнить изучаемый программный материал. Для правильного ведения записей дети с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в руководстве учителя. Следует учить их записывать основные положения для памяти, на будущее. Для этого учитель предлагает обучающимся выделить основную мысль из текста, написанного на доске, в книге, в газете, и записать ее в тетрадь.
При изучении предмета СБО возникают трудности из-за отсутствия единой справочной литературы и учебных пособий, в которых содержался бы необходимый познавательный материал, а также рисунки, схемы, проверочные задания, контрольные вопросы. Для лучшего понимания и запоминания обучающимися новых сведений учителя часто предлагают школьникам вспомнить уже изученный учебный материал. Кроме того, обучающиеся нуждаются в систематическом повторении усвоенных ранее практических приемов и технологических операций.
Чтобы восполнить дефицит справочной литературы и облегчить умственно отсталым обучающимся процесс усвоения социально-бытовых сведений, им предлагается вести рабочую тетрадь. После окончания школы ученик забирает тетрадь домой и может вносить в нее дополнительную информацию, использовать как справочник. Для выпускника эти рабочие тетради являются маленькой энциклопедией ведения домашнего хозяйства.
Тетрадь — это папка-скоросшиватель или обычная папка с завязками. В нее вкладывают листы формата А4 и файлы. Обложку папки обучающиеся могут изготовить в картонажно-переплетной мастерской.
Тетрадь обучающиеся наполняют записями в виде сведений, таблиц, рисунков, а также бланками, занимательными заданиями, кроссвордами, тестами, которые составляются учителем в нескольких вариантах разной степени сложности. Здесь же могут быть различные бланки с примерами их заполнения. Чистые (незаполненные) бланки вкладываются в файл. Обучающиеся выполняют задание на файле.
В предлагаемом разделе «Одежда и обувь» даны методические рекомендации учителю к изучению тем в ходе конкретных заданий. Запись в тетрадь может производиться на любом этапе урока: после объяснения нового материала, беседы, проведения лабораторных работ (например, разбор строения утюга) или в конце урока при закреплении изученного материала. Материал, содержащийся в папках, должен соответствовать содержанию программы по СБО.
Таким образом, предлагаемая форма ведения тетради позволит учителю выполнить общие цели и задачи курса СБО с решением при этом ряда дополнительных задач:
1.фиксация в тетради познавательных сведений;
2.расширение словарного запаса;
3.обучение ориентированию в задании и составлении плана работы;
4.коррекция недостатков развития, в частности совершенствование ориентировки в пространстве;
5.формирование понимания необходимости записывать полезные советы для лучшей ориентировки в быту и социуме;
6.формирование умения ориентироваться в записях и пополнять их по мере необходимости;
7.обобщение и систематизация получаемых знаний и умений.
Одна из серьезных проблем, возникающая перед учителем, — отбор нужного материала из огромного разнообразия источников для занесения его в рабочую тетрадь. Опираясь на государственную программу, учитель должен обеспечить обучающегося доступной, точной, четкой и жизненно важной информацией, соответствующей тем социально-бытовым условиям, в которых развивается ребенок.
Работа, выполненная в тетрадях, проверяется учителем после каждого занятия. Письменные домашние задания, как правило, не даются. В отдельных случаях после тем «Питание», «Жилище», «Торговля», «Одежда и обувь» ученикам можно предложить выполнить домашнюю практическую работу, аналогичную той, которую они изучали на уроке. В этом случае используются записи в тетради. Может быть предложено домашнее задание с целью подобрать материал в виде картинок, инструкций, аннотаций и т. д. для дальнейшего оформления рабочей тетради в классе.
Упражнения в применении полученных знаний. Всем хорошо известно, что знания, умения и навыки должны быть неотделимы друг от друга. Дети с интеллектуальной недостаточностью могут знать таблицу умножения, но не уметь применять ее на практике, или знать правила грамматики, но не соблюдать их на письме, могут знать, что 1 л равен 1000 мл, но не сумеют отмерить тот же объем воды стаканом емкостью 250 мл. Необходимо на специально организованных занятиях в процессе многократных повторений формировать умение применять полученные знания на практике.
Наиболее часто используемые упражнения на уроках социально-бытовой ориентировки:
показ называемых педагогом предметов;
называние предметов при их предъявлении;
тренировочные упражнения по усвоению отдельных трудовых действий, двигательных приемов;
упражнения в планировании предстоящей деятельности, составлении отчета о выполненной работе;
расположение элементов технологического плана выполнения определенного бытового трудового процесса в правильной последовательности;
упражнения, направленные на выработку умений пользования услугами магазина, почты, библиотеки, транспорта, телефона и др.;
упражнения в использовании формул речевого этикета;
исправление ошибок в записях правил, сведений и другие упражнения.
Учебные задания:
«Покажи, как ты умеешь ...»;
«Расскажи (покажи, научи) родителям, воспитателям, чему ты научился»;
«Помоги Кате сложить ...»;
«Научи Катю, как надо ...» и др.
Метод программированных заданий.
Учителя чаще всего применяют словесные и реже — наглядные и практические методы. Иногда устный опрос является единственным видом проверки знаний учащихся. Это приводит к снижению их активности и значительной потере времени на уроке.
Опыт работы с обучающимися специальной вспомогательной школы приводит к выводу о возможности успешного применения элементов программированного обучения на уроках социально-бытовой ориентировки.
Использование на уроке СБО элементов программирования помогает учителю обеспечивать активную самостоятельную деятельность учеников, постоянно следить за усвоением знаний, своевременно оказывать необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Введение в процесс проверки знаний элементов программирования позволяет экономить время урока, так как за несколько минут можно выявить подготовку всего класса по изучаемой теме, разделу.
При программированном обучении реализуются принципы коррекционной направленности, систематичности, последовательности, доступности обучения. Заполнение перфокарт, выполнение цифровых или буквенных заданий способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти учащихся со сниженным интеллектом.
Однако необходимо сочетать элементы программированного обучения с традиционными методами, так как недостатком первых является пассивность речи учащихся при их использовании. Применяя наряду с другими способами программированные задания, можно ждать позитивных результатов.
Применение программированных заданий наиболее эффективно в специальной вспомогательной школе на этапах закрепления и проверки знаний. Методика проведения уроков СБО позволяет использовать программированные задания также перед изучением новой темы для выявления имеющегося опыта учеников и пробелов в знаниях.
На начальных этапах обучения целесообразно пользоваться одним видом программирования. Это позволяет экономить время на инструкции по технике выполнения работ.
Таблицы и алгоритмы вызывают у обучающихся со сниженным интеллектом некоторые трудности лишь на начальных этапах использования.
Перфокарта, дающая возможность правильного выбора ответа из серии предложенных, сокращает время проверки. Кроме этого, она позволяет осуществить самопроверку и взаимопроверку. Перфоконверт развивает письменную речь и способствует выработке навыков самоконтроля. На выполнение программированного задания рекомендуется отводить 3—5 минут учебного времени. Наиболее оптимальным является задание, в котором не более 4—5 разделов.
Буквенные и цифровые задания развивают память, внимание и интерес к изучаемому предмету. Они могут быть использованы на разных этапах урока.
Игровые методы и приемы. В обучении детей младшего школьного возраста широко используются игровые методы и приемы. Они помогают педагогу осуществлять обучение и развитие детей в более доступной и привлекательной форме. Кроме того, игра способствует более активному участию ребенка в процессе познания.
При формировании социально-бытовых знаний. Навыков и умений можно использовать различные виды игр и игровых приемов. Большими возможностями обладают дидактические игры. Поставленные в них в занимательной форме познавательные задачи обусловливают ценность дидактической игры как метода обучения. Дидактические игры могут использоваться на любом этапе изучения темы. В дидактических играх по социально-бытовой ориентировке могут использоваться натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки.
Наиболее часто используемые дидактические игры на уроках социально-бытовой ориентировки в начальных классах:
«Посмотри и запомни»;
«Чего не стало?»;
«Что изменилось?»;
«Четвертый лишний»;
«Наведи порядок»;
«Найди ошибку»;
«Не ошибись!»;
«Найди такой же предмет» и др.
Реализация обучающих задач дидактической игры происходит через игровые действия или игровые элементы, которые могут и должны быть разнообразными:
манипуляции с предметами игрушки, муляжи, модели, табличками слов, фразами и так далее;
поиск и показ предметов;
поднимание сигнальных карточек;
хлопание в ладоши, топание ногами и прочее;
ответы на вопросы.
На уроках социально-бытовой ориентировки могут использоваться и другие виды игр:
режиссерские, когда ребенок управляет игрушками, моделями, действует через них;
сюжетно-ролевые, где роли исполняются самими детьми, сюжетно-ролевые игры, моделирование реальных ситуаций (могут организовываться по каждой теме программы);
проблемные ситуации, требующие применения знаний и умений в измененных условиях (создаются в процессе сюжетно-ролевых игр, моделирования реальных ситуаций и т. д.);
имитирующие игры, когда имитируется какой-то трудовой процесс (стирка одежды, чистка обуви, пришивания пуговиц и так далее).
Методы проверки знаний. Правильный контроль знаний ученика с интеллектуальной недостаточностью представляется довольно сложной задачей. Ученик с интеллектуальной недостаточностью не всегда владеет речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания.
Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая эти особенности детей с проблемами интеллектуального развития, необходимо организовать различные виды проверочных работ, а также применять различные способы проверки знаний школьников. При этом педагог должен стремиться к тому, чтобы анализировать различные стороны деятельности ученика, обязательно учитывать умения обучающихся применять полученные знания на практике, в обыденной жизни.