Мастер-класс занятия по социально-бытовой ориентировке «Сервировка чайного стола»

4
0
Материал опубликован 5 June 2018

 Социально-бытовая ориентировка в интегрированной работе

учителя и воспитателя

(краткая аннотация)

Эффективность работы по социально-бытовой ориентировке, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Успеху работы способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий: конкурсов, праздников, устных журналов и т.д.

Основная цель совместной работы учителя и воспитателя по социально-бытовой подготовке учащихся специальной (коррекционной) школы – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций. 

Задачи:       

        - создание оптимальных условий для социальной адаптации воспитанников;

-    обогащение кругозора детей, формирование четких представлений об окружающей действительности, позволяющих сознательно  воспринимать учебный материал;

-   формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающих их успешную адаптацию в школьных условиях;

-    развитие познавательной деятельности учащихся;

-    формирование общеинтеллектуальных умений;

-    охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка;

-    создание благоприятной социальной среды;

-   системный разносторонний контроль специалистов за развитием ребенка.

Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки.

Например, при прохождении раздела «Питание» учитель знакомит детей с продуктами питания, с правилами поведения за столом, учит сервировке стола, а воспитатель закрепляет практически полученные знания в режимных моментах.

Вашему вниманию предлагается мастер-класс занятия по СБО «Сервировка чайного стола»

«Сервировка чайного стола»

Цель: Закреплять умения по подготовке стола к приему пищи с учетом эстетических, практических требований. Обобщить материал по теме сервировка стола.

Задачи:

- Развивать умения применять свои знания на практике.

- Учить ориентироваться на поверхности стола, правильно сервировать стол для чаепития.

- Коррекция скоординированной работы всех анализаторов на основе узнавания и выполнения практических упражнений.

- Формировать необходимый словарный запас по данной теме.

- Коррекция и развитие внимания, мышления, связной монологической и диалогической речи

- Воспитывать общую культуру. Развивать интерес к культуре приема пищи.

- Воспитывать опрятность и эстетический вкус.

- Формировать правила хорошего тона за столом.

Материал к занятию:

Интерактивная доска, компьютер, проектор;

видео «Как обезьянки обедали»;

Стол;

Скатерть;

Салфетки;

Посуда для сервировки стола;

Конфеты, печенье, сахар.

Ход занятия:

1 часть. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, обратите внимание на предметы, которые находятся у меня на столе и постарайтесь угадать, о чём сегодня пойдёт речь.

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками, разгрызали бы зубами,

Пили воду бы в реке или в грязном ручейке.

Дети: Мы будем говорить о посуде, о том, как правильно нужно кушать.

Воспитатель: Верно, сегодня на занятии мы с вами коснёмся вопросов поведения, т.е. этикета за столом, а ещё закрепим навыки правильной сервировки стола к чаю.

Ведь эта тема интересна и необходима для нас в жизни.

И на уроках с учителем вы ее тоже изучали: вы говорили о правилах поведения за столом, на уроке технологии лепили чайную посуду, во внеурочное время мы с вами раскрашивали шаблоны чайной посуды, используя нетрадиционные приёмы рисования.

2 часть. Закрепление пройденного материала

Учитель: Действительно, сервировка стола создает приятную обстановку, повышает аппетит, вырабатывает привычку кушать опрятно, правильно пользоваться столовыми приборами.

А как вы думаете, существуют ли какие-либо правила по сервировке стола? Сейчас мы с вами постараемся вспомнить их, они нам сегодня пригодятся.

Сервировка стола – это один из элементов этикета. Этикет – это правила поведения и сервировки стола. Важно не только правильно накрыть стол, но и уметь вести себя должным образом.

Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.

Воспитатель: Вы, конечно, уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания.

Вспомните, пожалуйста, о чём я обычно напоминаю вам за столом.

Дети: Убери локти со стола. Возьми правильно вилку. Кушай аккуратно. Не чавкай. Суп кушать нужно так, чтобы другие тебя не слышали и т. п.

Воспитатель: Наверное, в душе вы думали не раз, что я просто к вам придираюсь. Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно!

Существуют строгие правила поведения во время еды.

Воспитатель: А сейчас послушайте ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи.

Ситуация 1. Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несъедобное: рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы?

Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, - поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.

Ситуация 2. Прозвенел звонок, и мы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. - Фу! - вдруг, громко говорит мальчик за соседним столиком. - Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!

Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.

Ситуация 3. Вася чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.

Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Есть надо беззвучно. Жуют и глотают пищу так, чтобы никто ничего не слышал!

Ситуация 4. Толя потянулся за хлебом через весь стол, попав рукавом прямо в компот Бориса.

Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды и решили, как их можно избежать.

Просмотр видео «Как обезьянки обедали»

Воспитатель: А вот так себя вести не надо, давайте ещё раз закрепим правила поведения за столом:

За столом сиди прямо

Локти на стол не клади

Не говори с полным ртом

Пережевывай пищу медленно

За угощение говори «спасибо!»

Учитель: Теперь можно приступить к сервировке стола. Великий русский ученый Иван Петрович Павлов говорил, что «нормальная еда - это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.

- Что же такое сервировать стол?

Дети: Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи.

Учитель: Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола - не прихоть той или иной хозяйки, он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить всем, кто садится за стол наибольшее удобство.

Стол сервировать надо тоже уметь,

Чтоб было приятно и вкусно поесть!

Воспитатель: Для того чтобы определить необходимые предметы для сервировки стола, я вам приготовила загадки.

Слушайте внимательно, постарайтесь их отгадать:

- Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть)

- Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы)

- Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка)

- В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда)

- Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор)

Воспитатель: Итак, ещё раз повторим. Для того чтобы накрыть стол, что нам необходимо?

Дети: Скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.

Воспитатель: И прежде чем приступить к сервировке стола мы проведём физкультминутку:

(Дети произвольно имитируют строки стихотворения или повторяют движения воспитателя)

Мы дежурные сегодня.

Станем быстро помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола –

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

Учитель: В какой же последовательности сервируется стол? Вам нужно поставить цифры в верной последовательности.

Дети с помощью интерактивной доски расставляют цифры

1. Накрывают стол скатертью

2. Расставляют тарелки

         5. Раскладывают салфетки

3. Раскладывают столовые приборы

         6. Расставляют приборы со специями, вазу с цветами

4. Ставят стеклянную посуду

Учитель: Итак, подводим итог общих правил сервировки стола:

- Вначале накрывают стол скатертью

- Расставляют тарелки

- Раскладывают столовые приборы

- Ставят стеклянную посуду

- Раскладывают салфетки

- Расставляют приборы со специями, вазу с цветами

Воспитатель: Ребята, а раз мы сегодня сервируем стол к чаепитию, то напоминаю правила сервировки чайного стола:

Поставь на стол предметы общего пользования: сахарницу, блюдо с бутербродами, вазочки с вареньем, печеньем, конфетами, вазочку с цветами.

Поставь посуду для каждого: десертную тарелку, чашку с блюдцем, чайную ложку.

Чайную ложку положи на блюдце.

Десертную тарелку поставь слева от чайной пары.

Тарелки расставь в 2-3 см от края.

3 часть. Практическая работа. (Закрепление под руководством воспитателя и учителя)

Дети выполняют практическую работу «Сервировка чайного стола», расставляют по очереди приборы, необходимые к чаепитию и называют местоположение предметов на столе.

Воспитатель: Посмотрите, какие все мы молодцы, какой чудесный стол получился у нас.

Мы старались, накрывали

К чаю стол сервировали

Вот вниманье привлекают,

Белизной своей сияют

Чайник, сливочник и блюдо –

В нем пирожное – чудо!

Чашки с блюдцами для чая

Ждут своих хозяев с краю

Тут же ложечка лежит,

И красивая салфетка

Поднимает аппетит.

Вы, ребята, молодцы

Сделали все ловко.

Пригодится в жизни всем

Навык сервировки!

Дети приглашаются к столу для чаепития

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.