Мастер-класс занятия по социально-бытовой ориентировке «Сервировка чайного стола»
Социально-бытовая ориентировка в интегрированной работе
учителя и воспитателя
(краткая аннотация)
Эффективность работы по социально-бытовой ориентировке, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Успеху работы способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий: конкурсов, праздников, устных журналов и т.д.
Основная цель совместной работы учителя и воспитателя по социально-бытовой подготовке учащихся специальной (коррекционной) школы – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Задачи:
- создание оптимальных условий для социальной адаптации воспитанников;
- обогащение кругозора детей, формирование четких представлений об окружающей действительности, позволяющих сознательно воспринимать учебный материал;
- формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающих их успешную адаптацию в школьных условиях;
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- формирование общеинтеллектуальных умений;
- охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка;
- создание благоприятной социальной среды;
- системный разносторонний контроль специалистов за развитием ребенка.
Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки.
Например, при прохождении раздела «Питание» учитель знакомит детей с продуктами питания, с правилами поведения за столом, учит сервировке стола, а воспитатель закрепляет практически полученные знания в режимных моментах.
Вашему вниманию предлагается мастер-класс занятия по СБО «Сервировка чайного стола»
«Сервировка чайного стола»
Цель: Закреплять умения по подготовке стола к приему пищи с учетом эстетических, практических требований. Обобщить материал по теме сервировка стола.
Задачи:
- Развивать умения применять свои знания на практике.
- Учить ориентироваться на поверхности стола, правильно сервировать стол для чаепития.
- Коррекция скоординированной работы всех анализаторов на основе узнавания и выполнения практических упражнений.
- Формировать необходимый словарный запас по данной теме.
- Коррекция и развитие внимания, мышления, связной монологической и диалогической речи
- Воспитывать общую культуру. Развивать интерес к культуре приема пищи.
- Воспитывать опрятность и эстетический вкус.
- Формировать правила хорошего тона за столом.
Материал к занятию:
Интерактивная доска, компьютер, проектор;
видео «Как обезьянки обедали»;
Стол;
Скатерть;
Салфетки;
Посуда для сервировки стола;
Конфеты, печенье, сахар.
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, обратите внимание на предметы, которые находятся у меня на столе и постарайтесь угадать, о чём сегодня пойдёт речь.
Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками, разгрызали бы зубами,
Пили воду бы в реке или в грязном ручейке.
Дети: Мы будем говорить о посуде, о том, как правильно нужно кушать.
Воспитатель: Верно, сегодня на занятии мы с вами коснёмся вопросов поведения, т.е. этикета за столом, а ещё закрепим навыки правильной сервировки стола к чаю.
Ведь эта тема интересна и необходима для нас в жизни.
И на уроках с учителем вы ее тоже изучали: вы говорили о правилах поведения за столом, на уроке технологии лепили чайную посуду, во внеурочное время мы с вами раскрашивали шаблоны чайной посуды, используя нетрадиционные приёмы рисования.
2 часть. Закрепление пройденного материала
Учитель: Действительно, сервировка стола создает приятную обстановку, повышает аппетит, вырабатывает привычку кушать опрятно, правильно пользоваться столовыми приборами.
А как вы думаете, существуют ли какие-либо правила по сервировке стола? Сейчас мы с вами постараемся вспомнить их, они нам сегодня пригодятся.
Сервировка стола – это один из элементов этикета. Этикет – это правила поведения и сервировки стола. Важно не только правильно накрыть стол, но и уметь вести себя должным образом.
Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.
Воспитатель: Вы, конечно, уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания.
Вспомните, пожалуйста, о чём я обычно напоминаю вам за столом.
Дети: Убери локти со стола. Возьми правильно вилку. Кушай аккуратно. Не чавкай. Суп кушать нужно так, чтобы другие тебя не слышали и т. п.
Воспитатель: Наверное, в душе вы думали не раз, что я просто к вам придираюсь. Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно!
Существуют строгие правила поведения во время еды.
Воспитатель: А сейчас послушайте ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи.
Ситуация 1. Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несъедобное: рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы?
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, - поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.
Ситуация 2. Прозвенел звонок, и мы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. - Фу! - вдруг, громко говорит мальчик за соседним столиком. - Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.
Ситуация 3. Вася чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Есть надо беззвучно. Жуют и глотают пищу так, чтобы никто ничего не слышал!
Ситуация 4. Толя потянулся за хлебом через весь стол, попав рукавом прямо в компот Бориса.
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды и решили, как их можно избежать.
Просмотр видео «Как обезьянки обедали»
Воспитатель: А вот так себя вести не надо, давайте ещё раз закрепим правила поведения за столом:
За столом сиди прямо
Локти на стол не клади
Не говори с полным ртом
Пережевывай пищу медленно
За угощение говори «спасибо!»
Учитель: Теперь можно приступить к сервировке стола. Великий русский ученый Иван Петрович Павлов говорил, что «нормальная еда - это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.
- Что же такое сервировать стол?
Дети: Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи.
Учитель: Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола - не прихоть той или иной хозяйки, он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить всем, кто садится за стол наибольшее удобство.
Стол сервировать надо тоже уметь,
Чтоб было приятно и вкусно поесть!
Воспитатель: Для того чтобы определить необходимые предметы для сервировки стола, я вам приготовила загадки.
Слушайте внимательно, постарайтесь их отгадать:
- Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть)
- Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы)
- Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка)
- В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда)
- Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор)
Воспитатель: Итак, ещё раз повторим. Для того чтобы накрыть стол, что нам необходимо?
Дети: Скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.
Воспитатель: И прежде чем приступить к сервировке стола мы проведём физкультминутку:
(Дети произвольно имитируют строки стихотворения или повторяют движения воспитателя)
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
Учитель: В какой же последовательности сервируется стол? Вам нужно поставить цифры в верной последовательности.
Дети с помощью интерактивной доски расставляют цифры
1. Накрывают стол скатертью
2. Расставляют тарелки
5. Раскладывают салфетки
3. Раскладывают столовые приборы
6. Расставляют приборы со специями, вазу с цветами
4. Ставят стеклянную посуду
Учитель: Итак, подводим итог общих правил сервировки стола:
- Вначале накрывают стол скатертью
- Расставляют тарелки
- Раскладывают столовые приборы
- Ставят стеклянную посуду
- Раскладывают салфетки
- Расставляют приборы со специями, вазу с цветами
Воспитатель: Ребята, а раз мы сегодня сервируем стол к чаепитию, то напоминаю правила сервировки чайного стола:
Поставь на стол предметы общего пользования: сахарницу, блюдо с бутербродами, вазочки с вареньем, печеньем, конфетами, вазочку с цветами.
Поставь посуду для каждого: десертную тарелку, чашку с блюдцем, чайную ложку.
Чайную ложку положи на блюдце.
Десертную тарелку поставь слева от чайной пары.
Тарелки расставь в 2-3 см от края.
3 часть. Практическая работа. (Закрепление под руководством воспитателя и учителя)
Дети выполняют практическую работу «Сервировка чайного стола», расставляют по очереди приборы, необходимые к чаепитию и называют местоположение предметов на столе.
Воспитатель: Посмотрите, какие все мы молодцы, какой чудесный стол получился у нас.
Мы старались, накрывали
К чаю стол сервировали
Вот вниманье привлекают,
Белизной своей сияют
Чайник, сливочник и блюдо –
В нем пирожное – чудо!
Чашки с блюдцами для чая
Ждут своих хозяев с краю
Тут же ложечка лежит,
И красивая салфетка
Поднимает аппетит.
Вы, ребята, молодцы
Сделали все ловко.
Пригодится в жизни всем
Навык сервировки!
Дети приглашаются к столу для чаепития