12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена19
Россия, Вологда

Смышляева Е.В., педагог дополнительного образования.

Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий

Современный этап развития образования характеризуется непрерывностью образования. В XXI веке происходит глобализация образования, непрерывное пополнение, уточнение знаний, осмысление новой информации. Для формирования компетенций, повышения интеллектуального уровня учащихся применяются различные приемы и методы обучения.

Например, классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я.Голант, Е.И.Перовский).

Выделяются следующие методы:

а) пассивное восприятие – слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);

б) активное восприятие – работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.

В учебном процессе мультимедиа технологии помогают при пассивном и активном восприятии. Мультимедийные технологии позволяют сделать процесс обучения более наглядным.

Мультимедиа - это сочетание визуальных и аудиоэффектов под воздействием интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Все они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Мультимедийные технологии прочно вошли в школьную жизнь. Многие педагоги в совершенстве владеют компьютером, умеют сами создавать презентации, видеоролики, строить свои уроки с использованием мультимедийных технологий. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности как учителя, так и ученика. Наиболее эффективно используются презентации при проведении лекции, практического занятия, самостоятельной работы, тестирования.

Стремительно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии требуют от современной школы внедрения новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании.

Основными видами педагогической деятельности при применении данного вида технологий являются:

1. Метод линейного представления информации последовательно знакомит ученика с изучаемым материалом. Достоинство данного метода заключается в широких возможностях интеграции различных типов мультимедийной информации в рамках одного средства обучения. Недостатком является отсутствие возможности контроля за ходом изложения материала. Этот метод рекомендуется для учеников, которые обладают ограниченными предварительными знаниями в изучаемой области.

2. Метод нелинейного представления информации.  В данном методе используются активные методы педагогической деятельности, которые позволяют обучаемому проявлять самостоятельность при выборе изучаемого материала. Достоинствами данного метода являются четкая структуризации материала, возможность поиска информации, организации информации по семантическим критериям. Данный метод рекомендуется использовать, когда ученики уже обладают некоторыми предварительными знаниями по изучаемой тематике.

При использовании мультимедийных учебных материалов следует учитывать, что такой вид информации приводит к умственным и эмоциональным перегрузкам обучающихся, и достаточно резко сокращает время, необходимое на усвоение материала.

Мультимедийные материалы имеют достаточно обширную тематику – от школьных обучающих материалов до серьезных профессиональных исследовательских программ.

Разработка собственных мультимедийных ресурсов, которые более направлены на специфику каждого предмета, предполагает наличие высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, умеющие разрабатывать электронные курсы, что возможно не в каждой школе.

Использование средств наглядности при использовании современных педагогических технологий позволяет повысить уровень обучения.

Наглядные материалы должны отвечать общедидактическим, эргономическим и методическим требованиям, от соблюдения которых может зависеть скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.

Так, наглядные средства обучения должны быть:

ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью.

доступны, то есть соответствовать возрастным особенностям учащихся.

содержательны с позиций современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала.

интерактивными, способными организовывать коммуникативные ситуации.

иллюстративны, когда используется разного вида наглядность в трудном для понимания материале.

дозированными с оптимальным использованием наглядности.

Дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала.

 Использование мультимедийной наглядности на уроках помогает и учителю в преподавании предмета и ученику в освоении предмета.

Можно выделить наиболее существенные преимущества использования мультимедийных средств обучения в преподавании:

 мультимедийные учебные пособия в состоянии представить факты, события во взаимосвязи. Обогащают знания и другие приемы, такие как, рисунки, звуковые анимации.

ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение глубокого запоминания материала через образное восприятие. 

Использование современных технологий позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, а также проверить их знания.

Наглядность средств обучения в преподавании играет важную роль в формировании информационно-интегрированной образовательной среды, в которой учитель самостоятельно конструирует и направляет процесс обучения, решает целый комплекс современных дидактических, методических, психологических вопросов. Поэтому внедрение эффективных и продуктивных инноваций по наглядности предопределяет профессионализм педагогов и творческую деятельность учеников.

Закономерности использования мультимедийных технологий в процессе обучения изучает новая отрасль дидактики – дидактика мультимедийного преподавания.

На смену пассивным технологиям обучения приходят активные и интерактивные технологии. Последние позволяют организовывать урок таким образом, что, взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования.

Таким образом, использование мультимедийных технологий в учебном процессе позволяет перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, при котором обучающийся является главным участником процесса обучения.





















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.