Методическая разработка «Методы преподавания музыки»
МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ
1. Основные принципы обучения пению
Педагогическая наука в современном мире основана на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и воспитанию детей. В российской педагогике растет тенденция в содержании образования и воспитания детей, а также в методах и формах организации музыкальной деятельности. Каждый год ученые и преподаватели разрабатывают новые методы и методы музыкальной и эстетической работы с детьми, вплоть до создания нестандартных музыкальных технологий. Улучшенные музыкальные технологии способствуют творческому развитию детей, их инициативе и независимости.
По методам музыкального образования мы имеем в виду определенные действия учителя и учеников, направленные на достижение цели музыкального образования для школьников. В педагогической деятельности преподавателя музыки применяются многие общие педагогические методы, которые выполняют обучающие, развивающие, обучающие, мотивационные и контрольно-корректирующие задачи.
В первичных классах основными являются пояснительно-иллюстративные и репродуктивные методы. В среднем все педагогические методы приобретают несколько другую форму в музыкальных уроках. Например, вербальный метод в музыкальных уроках используется как образный и психологический настрой для духовного объединения ребенка с вокальным искусством. [1, c. 141]]
Методы и приемы музыкального обучения отбираются и проверяются практикой. Каждый метод направлен на мотивацию, увлечение студентов, помогая им понять содержание музыкального и дидактического материала.
Взаимодействие различных методов и форм работы помогает реализовать цель вокально-хоровой работы, способствовать творческой самореализации школьников с помощью хорового пения. Вокальная педагогика является неотъемлемой частью общей педагогики и педагогики искусства. Каждая музыкальная программа автора для школы имеет свои собственные принципы. Поэтому, организуя хоровое пение, учитель руководствуется принципами не только общих педагогов, педагогики искусства, но и тех, которые указаны в программе.
Обучение пению школьников основано на специальных принципах. Различные списки авторов и их характеристики могут отличаться. Вот принципы преподавания пения, предложенные Л. Б. Дмитриевым: [2, с.30].
Принцип направленности. Обучение хоровому пению должно быть направлено на развитие детского пения и на задачи их воспитания и общего развития.
Принцип интереса - основное правило успеха в обучении, так как технику легко узнать, только если сами дети хотят. Это основа дисциплины в классе, она обеспечивает внимание, концентрацию и тяжесть детей.
Принцип сознания включает в себя сознательное отношение к музыке, к деятельности исполнителя, к овладению базовыми знаниями, навыками и привычками.
Принцип перспектив. Задача учителя - продвигать развитие учеников, а не сосредоточиться только на достигнутом уровне, характерном для данного возраста. Этот принцип проявляется в зависимости от «зоны проксимального развития» школьников.[2, с.30]
«Подбор материала песни следует подходить с точки зрения основополагающих принципов обучения в области развития: высокий уровень сложности, но в рамках возможностей детей, а также быстрых темпов освоения учебного материала, но без спешки "(по словам Л. В. Занкова).
Принцип постепенности, последовательности и непрерывности. Это проявляется в постепенном усложнении пения репертуара и вокальных упражнений, направленных на систематическое и последовательное развитие пения голоса и вокальных навыков.
Принцип индивидуального подхода к учащимся предлагает множество методов и методов обучения в зависимости от различных задач воспитания и развития личности и его голоса. Выбор методов работы зависит от возраста и индивидуальных способностей, а также от пения и общего развития. Методами индивидуального контроля являются: визуальное наблюдение в процессе совместной работы, индивидуальное прослушивание, анализ аудиозаписей песен и т. д.[2, c. 32]
Соблюдение гигиенических норм в профессиях, которые не допускают усталости. Необходимо соблюдать правило: лучше петь немного, но равномерно и систематически. Нам нужно защищать голосовые связки детей, поэтому они еще не укреплены. Поэтому важно чередовать пение теоретическим материалом.
Принцип единства художественно-технических. Его реализация приводит к постепенному приобретению учащимися навыков глубокого проникновения в художественный образ работы и ее содержательного выразительного и грамотного исполнения.
В дополнение к вышеупомянутым принципам, принципы проповеди слухового восприятия музыкального феномена и его осознания также используются при обучении хоровому пению; произвольное управление звуком регистра голоса.
2. Методы и приемы
Наряду с общедидактическими методами и методами, присущими музыкальному обучению, в вокальной педагогике сложились специальные методы и приемы, которые не исключают, а дополняют друг друга. Рассмотрим наиболее известные из них [3, c, 78].
Концентрический метод. Этот метод разработал основоположник русской вокальной школы М.И. Глинка. Его метод лежит в основе методических систем многих авторов и используется в работе как со взрослыми, так и с детьми. М.И. Глинка считал, что сначала необходимо усовершенствовать «натуральные тоны» голоса, то есть звуки, берущиеся безо всякого усилия. Голос должен развиваться от естественного «центра голоса», на котором основывается спокойная речь человека, к тонам, окружающим этот центр.
В основе концентрического метода лежат следующие установки:
- плавное пение ;
- при вокализации на гласный звук должна звучать чистая фонема;
- непринужденность и свобода голосообразования без напряжения и перегрузки;
- умеренное раскрытие рта при пении;
- пение без гримас и чрезмерных усилий;
- пение на меццо-форте, которое должно превалировать, особенно на первом этапе работы;
- умение долго тянуть звук ровным по силе голосом;
-умение петь звукоряд вверх и вниз ровным по тембру ;
- точное «попадание» в ноту в момент атаки звука ;
-соблюдение последовательности заданий при построении вокальных упражнений;
- не допускать утомленности.
Фонетический (фонопедический) метод. Данный метод используют в вокально-хоровой работе все педагоги. Из-за индивидуальных различий учащихся трудно составить общий план упражнений. Однако замечено, что гласный «У» отличается наименьшим разнообразием способов его артикуляции, поэтому он наиболее употребим при коллективном обучении пению в хоре. С него и следует начинать упражнения. При индивидуальном обучении возможны варианты: удобно петь «А» (начинать с него), при глубоком звуке лучше начать с «И», при плоском – с «У». Гласные при обучении принято нивелировать, чтобы добиться ровности тембрового звучания.
Большое значение для тембра имеет артикуляция : степень открытости рта, активность артикуляционных органов, фонетическая чистота произношения, положение губ и т.д.
С целью выравнивания тембрового звучания возникает необходимость нивелирования гласных, которая заключается в стремлении стабилизировать объемы рото-глоточных полостей при произношении различных фонем.
С целью достижения легкости, полётности и звонкости голосов можно максимально приблизив вокальную позицию за счет исполнения всех гласных на «полуулыбке», не боясь получить плоское звучание.
В вокальных упражнениях используют слогосочетания. Но при этом не нужно забывать о сложном произношении согласных. По мере удаления места их образования от губ к гортани они выстраиваются в такую последовательность: звонкие – м, б, в, д, з, н, л, р, ж, г; глухих – п, ф, т, с, ц, ш, к, х.Наиболее легкие из них – полярные (м, г).
Так как главная задача в вокальной работе - это научить тянуть звук, петь легато, то необходимо в первых упражнениях делать ставку на вокализацию чистых гласных, а для устранения недостатков в звуке использовать различные слогосочетания.
Метод показа и подражания. Для того, чтобы подражание пению педагога было осознанное, используют как позитивный, так и негативный показ, сочетающиеся со словом учителя. Затем с детьми обсуждается – как и почему следует петь именно так. Таким образом, даже подражание должно быть осознанным, а не просто повторением.
В певческой практике различают подражание в вокально-технической и художественно-исполнительской работе с учащимися.
Метод показа и подражания в первом случае необходим при наличии однородности голосов учителя и учеников. В других случаях применять его нужно не часто. Педагог с низким голосом при злоупотреблении показом может сбить тембры детей. В этом случае учитель должен использовать показ при помощи различных регистров своего голоса.
Но не следует сильно увлекаться этим методом. Данный метод часто применяется на первом этапе вокально-технической работы, а в дальнейшем он используется минимально и направляется на раскрытие сущности певческого приема. Ученик должен сам найти нужные внутренние установки для выполнения требуемой исполнительской задачи.
Метод воздействия на сознание. Очень тесно связан с методом показа и подражания. Они дополняют друг друга (подражание тоже должно быть осознанным).
Метод мысленного (внутреннего) пения. Данный метод используется не только в вокальной работе, но и при обучении игре на музыкальных инструментах. Мысленное пение возможно считать основой формирования вокально-слуховых связей. Он является одним из наиболее оптимальных и эффективных методов разучивания, повторения, исполнительского усовершенствования, вокального репертуара, усвоения новых вокальных приемов, а также как форму самостоятельной работы с наименьшими затратами голоса. При его применении необходимо использовать зрительную, слуховую и двигательную наглядность.
Метод сравнительного анализа. Этот метод можно использовать с самых первых занятий. При анализе у детей активно развиваются мыслительные способности, вокальный слух и художественный вкус. Дети учатся не только слушать, но и слышать себя. Способствует этому сравнение звучания своего голоса в записи с заданным эталоном. Поэтому желательно использовать запись голосов учащихся на магнитофон. Метод используется и при прослушивании пения других учащихся или записей. Музыкальное восприятие при этом постепенно станет осознанным.
Приемы вокально-хоровой работы направлены на развитие слуха, голоса; на психолого-педагогические воздействия на учащихся. Вот некоторые из них:
- вслушивание в показ учителя, анализ услышанного;
- введение понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности;
- слуховой анализ и оценка прослушанных новых произведений и собственного исполнения;
- использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
- пение «по цепочке»;
- отражение способов звукообразования в движениях рукой;
- моделирование направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
- пение без музыкального сопровождения;
- настройка на тональность перед началом пения;
- задержка звучания хора на первом звуке песни или любом другом по руке дирижера с целью выстроить унисон, привлечь внимание, дать возможность вслушаться в качества звука и пр.;
- вычленение отдельных трудных интонационных оборотов в специальное упражнение и исполнение его в различных тональностях;
- письменные и устные задания на анализ качества вокального исполнения и способов звукообразования;
- выделение слухом отдельных звуков из нескольких, одновременно звучащих, и воспроизведение их в мелодическом и гармоническом изложении и пр.
- выработка активного пиано как основы воспитания детского голоса;
- произвольное управление дыхательными движениями;
- при пении восходящего интервала верхний звук сопровождается легким втягивающим движением нижней челюсти живота с целью повысить подскладочное давление, необходимое для производства более высокого тона;
- расширение ноздрей при вдохе и сохранение их в таком положении при пении, что способствует активизации мягкого нёба и придает упругость тканям носоглоточного резонатора;
- беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание эталона активизирует артикуляционный аппарат;
- нахождение главного по смыслу слова во фразе, придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающее основой смысл содержания;
- вариативность заданий при повторении упражнений и впевании песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, темпа, тональности, эмоциональной выразительности;
- использование записей в виде плакатов основных правил пения, а также самоконтроль и самооценка в процессе вокального исполнения;
- вопросы, создающие поисковую ситуацию, которые стимулируют мыслительную деятельность.
Следовательно, все представленные выше принципы, формы и методы помогают в решении проблемы развития вокально-хоровых навыков у школьников на уроках музыки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. – 352 с.
2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2006. 367с.
3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. «Дополнительное образование детей» - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011