Методы работы над раскрытием художественного образа в вокальных произведениях.

0
0
Материал опубликован 19 November

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования города Владикавказа»

структурное подразделение

«Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»







«Принято» «Утверждаю»

на заседании педагогического совета Заместитель директора

СП ЦРТДЮ «Нарт» МАУДО ЦДО г.Владикавказа

Протокол № __11__ от __________2024г ___________ Фидарова Б.И.

__15__ _____10_____ 2024г







«Методы работы над раскрытием художественного образа в вокальных произведениях путем активизации ассоциативно-образного мышления»

(выступление на методическом объединении)













Исполнитель:

педагог дополнительного образовании:

Дзуцева Эльза Борисовна

Владикавказ, 2024г


Вокальное исполнительство – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Занятия вокалом объединяют детей, создают условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке.

На занятиях вокалом реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Занятия пением способствуют не только художественно-эстетическому, но и социально-коммуникативному развитию, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой стороны – пение рождает способность переживать настроение, душевное состояние другого человека, отраженное в песнях. В процессе пения активизируются умственные способности учащихся. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Занятия вокалом влияют на общее состояние организма ребенка, вызывают реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Пение рассматривают как средство укрепления организма. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну их форм музыкотерапии, воздействующую на возникновение различных эмоциональных состояний.

Цель моего выступления - обобщение опыта работы и оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, занимающихся вокально-хоровой деятельностью в разных видах исполнительского искусства по вопросам формирования вокально - певческих навыков.

Сегодня тема моего выступления - методы работы над раскрытием художественного образа в вокальных произведениях путем активизации ассоциативно-образного мышления.

Мысленное построение ассоциаций является важнейшей особенностью человеческого разума.

В основе ассоциативного мышления лежит связь между понятиями, выраженная словами. В этом случае сознание легко перерабатывает поступающие сведения без применения логического анализа. Восприятие мира, генерация идей и принятие решений неразрывно связаны с ассоциативностью мышления. От внимания, восприятия, памяти и жизненного опыта личности зависит то, хорошо или плохо она развита.

Во время знакомства с новым явлением, предметом, человеком мозг индивидуума начинает усиленно работать. Мгновенно происходит мысленное сравнение с уже знакомыми понятиями, возникают конкретные ассоциации. При следующей встрече случается узнавание с помощью ранее выстроенных ассоциативных связей.

Чем больше ассоциаций пришло на ум, тем легче вспоминать и размышлять. Умение мыслить образно улучшает качество этого процесса.

Степень развития ассоциативно-образного мышление ребёнка очень влияет на достижения в обучении музыке. Ведь образы всегда выражают эмоции, а эмоции – это главное содержание почти любой музыки, в том числе и вокальной.

Развитие ассоциативно-образного мышления у обучающегося:

способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, развивает их фантазию, воображение, пробуждает эмоции

оптимизирует процесс изучения музыкального произведения

способствует преодолению технических трудностей, положительно влияет на качество звукоизвлечения

воспитывает эстетический вкус учащихся.

Оперируя различными средствами, музыка в состоянии вызвать тот или иной образ, те или иные ассоциации. Ассоциации, порождаемые музыкой, многообразны и проявляют себя различными категориями сложности: простейшие связаны с высотой, силой и тембром звуков.

На пробуждение художественных эмоций у учащегося влияет не только его собственная реакция на музыку, но и способность педагога подготовить почву, так сказать, для работы над тем или иным произведением: прослушивание музыкального произведения, исполнение преподавателем, эмоциональный рассказ о композиторе, жанре произведения и т.д.

Можно выделить три группы методов работы с вокалистом при работе над художественным образом.

1. Наглядный метод: наглядно – слуховой (показ педагогом вокального произведения, прослушивание аудиоматериала и т.п.); наглядно-зрительный (показ репродукций, иллюстраций, наглядно-образных пособий и т.д.); наглядно-двигательный (использование движений рук, пластическое и мануальное интонирование).

Показ педагога позволяет ребенку увидеть целостную картину произведения, вызывает определенные положительные эмоции, что стимулирует ученика к дальнейшему творчеству.

2. Словесный метод – к нему относятся беседа с детьми, рассказ, диалог и т.п.

В музыкальном воспитании этот метод понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно – психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.

3. Практический метод, его еще называют художественно-практическим — это формирование у учащихся умения понимать, оценивать и анализировать средства художественной выразительности произведений, а также умения применить эти знания на практике, в частности, в процессе пения.

В музыкальной педагогике существуют свои, специфические методы, направленные на более глубокое понимание музыкального языка:

1. Метод сопереживания позволяет учащимся сравнить и почувствовать музыкальное произведение через актуализацию собственного жизненного опыта;

2. Метод сравнения и сопоставления, сравнение двух и более различных образов, выявление их сходств и различий;

3. Метод ассоциативных сопоставлений. Обращаясь к красочным метафорам, сравнениям педагог вызывает у ребенка те или иные душевные состояния, находит в нем определенный эмоциональный отклик;

4. Близко к этому методу стоит эмоционально-образный метод, который основывается на образном и ассоциативно – образном мышлении учащихся. Многие педагоги-вокалисты используют в своей практике именно этот метод обучения пению.

Образно - эмоциональные способы описания певческого процесса по праву занимают прочное место в вокальной терминологии. Морозов В.П. назвал этот метод «методом «как будто»: «Как будто вы зеваете», «Как будто вдыхаете аромат цветов», «Как будто вы поете для слушателя в дальнем ряду» и т.п.

Человек, представляющий себе какое-либо действие или состояние – вдыхание аромата цветка, расширение полости дыхательного тракта и т.п., - непроизвольно воспроизводит эти действия и состояния: мысленное представление их рождает соответственное движение, состояние и ощущение певца...».

Многие педагоги-вокалисты пользуются такими образными сравнениями: «Пойте глазами», «Звук должен сочиться из глаз» - говоря о пении в «высокой позиции», пении «в маску»; «Ваш голос висит на кончике носа» или «под носом» - говоря о вибрационных ощущениях; «Пейте звук», «звук – на себя», «дышите звуком» и т.п. Архипова И.К. пишет: «У певца внутри собор» - что соответствует установке на резонансное пение.

В детской вокальной педагогике эмоционально-образные методы обучения (в частности, метод «как будто»), просто незаменимы. Они подбираются соответственно возрасту детей. Примеры подобных методов можно найти в работах Малининой Е.М., Марковой Е.В., Демченко А.Д. и многих других авторов. В процессе вокального воспитания детей самое главное – чтобы педагог точно знал, какого звука, каких певческих ощущений он желает добиться от ребенка, представлял себе эталон звучания его голоса, тогда он всегда найдет нужные эмоционально-образные выражения, сравнения, метафоры, ассоциации, то есть доступные для детей методы типа «как будто».

Итак, мы можем прийти к заключению, что образно-ассоциативное мышление играет огромную роль как в вокальной педагогике, так и в вокальном исполнительстве. Создание образа - это одна из самых основополагающих задач искусства, справиться с которой может лишь талантливый исполнитель и истинный педагог.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.