Методические рекомендации на тему «Метод экспериментирования по работе ФКЦМ»

9
3
Материал опубликован 31 July 2020

Пояснительная записка к презентации

"Метод экспериментирования по работе ФКЦМ"


С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.


Актуальность

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е. естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и само выражаться. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития представлений дошкольника. Экспериментально-опытническая деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В ходе эксперимента ребенок выступает как своеобразный исследователь, получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?


Экспериментальную деятельность необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, закладывать начальные предпосылки исследовательской деятельности, начиная от самого простого. человек живая природа неживая природа Работа построена по трём направлениям:


Основная цель работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. Задачи: Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать.


В 2–3 года дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму, наблюдать за состоянием природы:

«Вода льется из крана»

«Песок – сухой, мокрый»

«Надуваем мыльные пузыри»

«Маленький цветочек»

«Наблюдение за состоянием природы»


В младшей группе (3–4 года ) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов:

«Свойства и признаки воды»

«Солнечные зайчики»

«Кинетический песок»

«Уличные тени»

«Свойства предметов»


Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств:

«Окрашивание воды. Играем с красками»

«Отгадай на вкус»

«Мыло - фокусник»

«Магнит и его свойства»

«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»


Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов:

«Посадка лука»

«Зачем человеку глаза?»

«Мир бумаги» «Мир ткани»

«Свойства воды»

«Путешествие в мир стеклянных вещей»


В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления:

«Чем мы дышим?»

«Вкус и запах»

«Как растения пьют воду»

«Вулкан»

«Свойства солёной воды»

Опыты на тему: 

Опыт 1: Вода прозрачная

t1596216392aa.jpgt1596216392ac.jpgt1596216392ab.jpg

Цель: дать представление о том, что вода прозрачная , развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром.

Материал: тазик с чистой водой, чайные ложки, тарелочки, камешек, ракушки, различные предметы.

Воспитатель : Возьмите камешек, ракушки опустите его в воду осторожно, не разбрызгивая. Вы видите камешек?

Дети : Да.

Воспитатель : Почему?

Дети : Вода прозрачная , через неё видно камешек.


Опыт 2: Цвет воды

t1596216392ad.jpg









Цель: дать представление о том, что вода не имеет цвета , развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром.

Материал. Стакан с чистой водой, камешек, ракушки, различные предметы, краска. Воспитатель : Возьмите краску налейте в стакан с водой. Вы видите камешек?

Дети : нет

Воспитатель : Почему?

Дети : Вода стала синей , через неё не видно камешек.

Опыт 3: Есть ли у воды вкус?

Цель: закрепить понятия – сладкий, соленый; развивать умение на вкус определять эти свойства воды.

Материал: Стакан с водой, сахар, соль, трубочки.

Воспитатель . Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода» , хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Понюхайте воду, чем она пахнет?

Дети. Ни чем

Воспитатель . Давайте положим с вами в стаканчик с водой соль и размешаем. Вода изменила цвет?

Дети: нет .

Воспитатель : Попробуйте, какая стала вода на вкус?

Дети: Соленая .

Воспитатель: Она вкусная?

Дети: Нет .

Воспитатель: Такую воду человек пить не может. А в море вода соленая, потому что в ней много разных солей. В море, в соленой воде живет много морской рыбы. Понюхайте, пахнет соленая вода?

Дети: Нет .

Воспитатель : А теперь попробуйте положить в другой стакан сахар. Размешайте, попробуйте ее на вкус. Какая она? Понюхайте, пахнет сладкая вода?

Дети: Сладкая . Нет не пахнет.

Воспитатель: Такую воду человек может пить?

Дети: Да.


Опыт 4: Кубики льда.

t1596216392ae.jpg

Цель: закрепить понятие, что лед это тоже вода.

Материал: Тарелка, кубик льда, стакан.

Воспитатель: Что это?

Дети: лед .

Воспитатель: Какой он?

Дети : Твердый, холодный .

Воспитатель : Бросьте кусочек льда в любой стакан с водой. Что происходит?

Дети: Он становится меньше, тает, превращается в воду .

Воспитатель: Вода поменяла цвет?

Дети: нет .

Воспитатель: Значит, лед-это тоже вода.


Опыт 5. Цветок, распустившийся на воде.

t1596216392ag.jpg

Цель: развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Материал : Тазик с водой, подготовленные бумажные цветки. Воспитатель из бумаги вырезает цветок, загибает лепестки по пунктирным линиям внутрь. Заготовки раздать детям. После чего дети кладут бумажный цветок в тазик с водой.

Воспитатель: Что происходит с цветком?

Дети: Он раскрывается.

Результат: цветок постепенно раскроется.

Воспитатель: Почему? Дети : Незнаем.

Воспитатель: Вода проникает в бумагу и она становиться мокрой. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается. Значит вода может подниматься вверх

Заключение.

В результате проделанной работы, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность помогает ребёнку логически мыслить, обобщать, делать выводы, объяснять некоторые закономерности в природе. Дети с большим интересом проводят опыты , сами создают условия для проведения опытов и наблюдений . Интересно наблюдать, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в глазах маленьких исследователей в момент важного открытия! Таким образом, утоляя жажду познания маленьких "почемучек" и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования . Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, сегодня он должен обладать такими качествами как, любознательность и активность. Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Дошкольник учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.


«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» (В. А. Сухомлинский)


​​​​​​​

Предварительный просмотр презентации

Метод экспериментирования в работе по ФЦКМ Воспитатель ГБДОУ д/с №31 Группы №1 Головчиц О.Ю.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.

Актуальность Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е. естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и само выражаться. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития представлений дошкольника. Экспериментально-опытническая деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность.  В ходе эксперимента ребенок выступает как своеобразный  исследователь, получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?

Экспериментальную деятельность необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, закладывать начальные предпосылки исследовательской деятельности, начиная от самого простого. человек живая природа неживая природа Работа построена по трём направлениям:

Основная цель работы:  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. Задачи: Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать.

В 2–3 года дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму, наблюдать за состоянием природы: • «Вода льется из крана» • «Песок – сухой, мокрый» • «Надуваем мыльные пузыри» • «Маленький цветочек» • «Наблюдение за состоянием природы»

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов: «Свойства и признаки воды» «Солнечные зайчики» «Кинетический песок» «Уличные тени» «Свойства предметов»

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств: «Окрашивание воды. Играем с красками» «Отгадай на вкус» «Мыло - фокусник» «Магнит и его свойства» «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение  экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов: «Посадка лука» «Зачем человеку глаза?» «Мир бумаги» «Мир ткани» «Свойства воды» «Путешествие в мир стеклянных вещей»

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления: «Чем мы дышим?» «Вкус и запах» «Как растения пьют воду» «Вулкан» «Свойства солёной воды»

Опыты на тему

Опыт 1: Вода прозрачная Цель: дать представление о том, что вода прозрачная, развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром. Материал. тазик с чистой водой, чайные ложки, тарелочки, камешек, ракушки, различные предметы. Воспитатель: Возьмите камешек, ракушки опустите его в воду осторожно, не разбрызгивая. Вы видите камешек? Дети: Да. Воспитатель: Почему? Дети: Вода прозрачная, через неё видно камешек. .

Опыт 2: Цвет воды Цель: дать представление о том, что вода не имеет цвета, развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим мироам. Материал. Стакан с чистой водой, камешек, ракушки, различные предметы, краска. Воспитатель: Возьмите краску налейте в стакан с водой. Вы видите камешек? Дети: нет Воспитатель: Почему? Дети: Вода стала синей, через неё не видно камешек.

Опыт 3: Есть ли у воды вкус? Цель: закрепить понятия – сладкий, соленый; развивать умение на вкус определять эти свойства воды. Материал: Стакан с водой, сахар, соль, трубочки. Воспитатель. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Понюхайте воду, чем она пахнет?  Дети. Ни чем Воспитатель. Давайте положим с вами в стаканчик с водой соль и размешаем. Вода изменила цвет?  Дети: нет. Воспитатель: Попробуйте, какая стала вода на вкус?  Дети: Соленая. Воспитатель: Она вкусная?  Дети: Нет. Воспитатель: Такую воду человек пить не может. А в море вода соленая, потому что в ней много разных солей. В море, в соленой воде живет много морской рыбы. Понюхайте, пахнет соленая вода?  Дети: Нет. Воспитатель: А теперь попробуйте положить в другой стакан сахар. Размешайте, попробуйте ее на вкус. Какая она?  Понюхайте, пахнет сладкая вода? Дети: Сладкая. Нет не пахнет. Воспитатель: Такую воду человек может пить?  Дети: Да.

Опыт 4: Кубики льда. Цель: закрепить понятие, что лед это тоже вода. Материал: Тарелка, кубик льда, стакан. Воспитатель: Что это?  Дети: лед. Воспитатель: Какой он?  Дети: Твердый, холодный. Воспитатель: Бросьте кусочек льда в любой стакан с водой. Что происходит?  Дети: Он становится меньше, тает, превращается в воду. Воспитатель: Вода поменяла цвет?  Дети: нет. Воспитатель: Значит, лед-это тоже вода.

Опыт 5. Цветок, распустившийся на воде. Цель: развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Материал: Тазик с водой, подготовленные бумажные цветки. Воспитатель из бумаги вырезает цветок, загибает лепестки по пунктирным линиям внутрь. Заготовки раздать детям. После чего дети кладут бумажный цветок в тазик с водой. Воспитатель: Что происходит с цветком? Дети: Он раскрывается. Результат: цветок постепенно раскроется. Воспитатель: Почему? Дети: Незнаем. Воспитатель: Вода проникает в бумагу и она становиться мокрой. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается. Значит вода может подниматься вверх.

Заключение. В результате проделанной работы, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность помогает ребёнку логически мыслить, обобщать, делать выводы, объяснять некоторые закономерности в природе. Дети с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Интересно наблюдать, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в глазах маленьких исследователей в момент важного открытия! Таким образом, утоляя жажду познания маленьких "почемучек" и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования. Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, сегодня он должен обладать такими качествами как, любознательность и активность. Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Дошкольник учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» (В. А. Сухомлинский)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Ольга Юрьевна, Вы так всё хорошо, подробно и наглядно оформили, спасибо! Приятно такую публикацию читать. Хочу сказать, что полностью согласна с тем, что Вы написали, у моего сынишки в саду есть познавательные занятия, где им всё рассказывают с проведением опытов и экспериментов, он иногда приходит из сада и с порога, эмоционально нам всё рассказывает, что он сегодня узнал. Недавно я ему стала рассказывать, что в ухо кричать нельзя, он меня перебил, сказав, что знает, почему, ведь им Ирина Геннадьевна рассказывала и показывала опыт с трубочкой и пакетиком, что там барабанные перепонки. Всё отлично помнит!!!!!

1 August 2020

Я очень рада, что Вам понравилась моя публикация. Любое эксперементирование в жизни ребенка откладываються в его памяти, незабываемым моментами. Это для нас взрослых кажется обыденным (дуновение ветра, холод снега, сыпучесть песка и т.д), а для ребенка все это, целый мир волшебства, который познается на много проще и продуктивнее, через элементарное эксперементирование. Чем больше родитель и воспитатель проводит в месте с ребенком эксперементы, тем лучше формируется целостность картины мира.

1 August 2020

Да, да, да! Согласная я!

1 August 2020