Методические рекомендации на тему «Метод экспериментирования по работе ФКЦМ»
Пояснительная записка к презентации
"Метод экспериментирования по работе ФКЦМ"
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.
Актуальность
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е. естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и само выражаться. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития представлений дошкольника. Экспериментально-опытническая деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В ходе эксперимента ребенок выступает как своеобразный исследователь, получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?
Экспериментальную деятельность необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, закладывать начальные предпосылки исследовательской деятельности, начиная от самого простого. человек живая природа неживая природа Работа построена по трём направлениям:
Основная цель работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. Задачи: Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать.
В 2–3 года дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму, наблюдать за состоянием природы:
«Вода льется из крана»
«Песок – сухой, мокрый»
«Надуваем мыльные пузыри»
«Маленький цветочек»
«Наблюдение за состоянием природы»
В младшей группе (3–4 года ) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов:
«Свойства и признаки воды»
«Солнечные зайчики»
«Кинетический песок»
«Уличные тени»
«Свойства предметов»
Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств:
«Окрашивание воды. Играем с красками»
«Отгадай на вкус»
«Мыло - фокусник»
«Магнит и его свойства»
«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»
Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов:
«Посадка лука»
«Зачем человеку глаза?»
«Мир бумаги» «Мир ткани»
«Свойства воды»
«Путешествие в мир стеклянных вещей»
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления:
«Чем мы дышим?»
«Вкус и запах»
«Как растения пьют воду»
«Вулкан»
«Свойства солёной воды»
Опыты на тему:
Опыт 1: Вода прозрачная
Цель: дать представление о том, что вода прозрачная , развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром.
Материал: тазик с чистой водой, чайные ложки, тарелочки, камешек, ракушки, различные предметы.
Воспитатель : Возьмите камешек, ракушки опустите его в воду осторожно, не разбрызгивая. Вы видите камешек?
Дети : Да.
Воспитатель : Почему?
Дети : Вода прозрачная , через неё видно камешек.
Опыт 2: Цвет воды
Цель: дать представление о том, что вода не имеет цвета , развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром.
Материал. Стакан с чистой водой, камешек, ракушки, различные предметы, краска. Воспитатель : Возьмите краску налейте в стакан с водой. Вы видите камешек?
Дети : нет
Воспитатель : Почему?
Дети : Вода стала синей , через неё не видно камешек.
Опыт 3: Есть ли у воды вкус?
Цель: закрепить понятия – сладкий, соленый; развивать умение на вкус определять эти свойства воды.
Материал: Стакан с водой, сахар, соль, трубочки.
Воспитатель . Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода» , хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Понюхайте воду, чем она пахнет?
Дети. Ни чем
Воспитатель . Давайте положим с вами в стаканчик с водой соль и размешаем. Вода изменила цвет?
Дети: нет .
Воспитатель : Попробуйте, какая стала вода на вкус?
Дети: Соленая .
Воспитатель: Она вкусная?
Дети: Нет .
Воспитатель: Такую воду человек пить не может. А в море вода соленая, потому что в ней много разных солей. В море, в соленой воде живет много морской рыбы. Понюхайте, пахнет соленая вода?
Дети: Нет .
Воспитатель : А теперь попробуйте положить в другой стакан сахар. Размешайте, попробуйте ее на вкус. Какая она? Понюхайте, пахнет сладкая вода?
Дети: Сладкая . Нет не пахнет.
Воспитатель: Такую воду человек может пить?
Дети: Да.
Опыт 4: Кубики льда.
Цель: закрепить понятие, что лед это тоже вода.
Материал: Тарелка, кубик льда, стакан.
Воспитатель: Что это?
Дети: лед .
Воспитатель: Какой он?
Дети : Твердый, холодный .
Воспитатель : Бросьте кусочек льда в любой стакан с водой. Что происходит?
Дети: Он становится меньше, тает, превращается в воду .
Воспитатель: Вода поменяла цвет?
Дети: нет .
Воспитатель: Значит, лед-это тоже вода.
Опыт 5. Цветок, распустившийся на воде.
Цель: развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Материал : Тазик с водой, подготовленные бумажные цветки. Воспитатель из бумаги вырезает цветок, загибает лепестки по пунктирным линиям внутрь. Заготовки раздать детям. После чего дети кладут бумажный цветок в тазик с водой.
Воспитатель: Что происходит с цветком?
Дети: Он раскрывается.
Результат: цветок постепенно раскроется.
Воспитатель: Почему? Дети : Незнаем.
Воспитатель: Вода проникает в бумагу и она становиться мокрой. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается. Значит вода может подниматься вверх
Заключение.
В результате проделанной работы, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность помогает ребёнку логически мыслить, обобщать, делать выводы, объяснять некоторые закономерности в природе. Дети с большим интересом проводят опыты , сами создают условия для проведения опытов и наблюдений . Интересно наблюдать, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в глазах маленьких исследователей в момент важного открытия! Таким образом, утоляя жажду познания маленьких "почемучек" и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования . Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, сегодня он должен обладать такими качествами как, любознательность и активность. Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Дошкольник учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» (В. А. Сухомлинский)
Шабанова Алёна
Головчиц
Шабанова Алёна