Методы современного воспитания.
Методы современного воспитания.
Под методами воспитания принято понимать способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
На выбор методов нравственного воспитания влияет как возраст учащихся, так и их жизненный опыт.
Результатом применения методов воспитания, направленных на формирование мотивов нравственного поведения, может быть6
- создание нравственных установок, мотивов, отношений, формирующих представления, понятия, идеи;
- формирование привычек, определяющих тот или иной тип поведения.
В процессе нравственного просвещения наиболее часто применяются такие методы воспитания, как убеждение и упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).
Наиболее последовательной и современной представляется, на наш взгляд, классификация, разработанная Г.И. Щукиной, в которой выделяют такие методы:
- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности). К ним относятся рассказ, объяснения, разъяснения, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, чтобы передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Сознание-это основа мировоззрения, поведения, отношений. Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждения.