Методическая разработка конспекта урока «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»

33
0
Материал опубликован 30 October 2016 в группе

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский колледж архитектуры и строительства»

Методическая разработка конспекта урока

по теме: «Решение экспериментальных

задач по неорганической химии»

Выполнила преподаватель: Пивкина Н.В.

г. Пенза 2016 г.

Конспект урока. Преподаватель: Пивкина Н.В.

Предмет

Химия

Группа

2 курс

Тип урока

Практическое занятие

Тема

Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

Цель

Уметь практически осуществлять реакции, описывать результаты наблюдений, делать выводы, пользоваться таблицей «Растворимость кислот, оснований и солей в воде» и химическим оборудованием. Знать свойства классов неорганических соединений, правила техники безопасности.

Задачи урока

Организовать деятельность студентов, способствующих развитию наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы. Организовать познавательную активность, упорство при достижении цели.

Основные термины, понятия

Качественные реакции на катионы и анионы, названия солей, кислот, оснований.

Организация пространства

 

Форма работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Оборудование: штативы для пробирок, пробирки, таблицы для определения катионов и анионов.

Реактивы: цинк, железо, оксид меди, соляная и серная кислоты, гидроксид натрия, растворы солей, индикатор лакмус.

Дидактические задачи этапов урока.

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

Подготовка студентов к работе на уроке.

Постановка учебной цели и задач

Формулировка цели урока и постановка учебных задач.

Актуализация опорных знаний

Активизация мыслительных процессов (внимание, память).

Выполнение заданий практической работы

Создание условий для восприятия, осмысления и применения практических навыков.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Технология изучения

№ п.п.

Этапы урока

Содержание урока

1-2

Организационный момент, постановка учебной цели включающий:

настрой обучающихся на учебную деятельность,

постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном уроке

описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока.

(5 минут)

Цель этапа урока: обозначить цель урока, поставить задачи этапов, наметить пути их реализации.

Сегодня на уроке мы обобщим все знания по неорганической химии и выполним практическую работу.

Цель урока: обобщить знания о химических свойствах классов неорганических веществ и применить их для выполнения заданий практической работы.

Тема нашего урока: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии».

Задачи: !)Провести опыты по распознаванию растворов выданных солей.

2) Провести опыты, связанные с получением амфотерного гидроксида и

доказать его амфотерность.

3) Провести опыты, связанные с гидролизом солей.

4) Осуществить практически цепочку превращений.

3.

Актуализация опорных знаний, включающий:

повторение ранее изученного материала.

Коммуникативные умения:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Предметные умения:

- давать правильные определения химических понятий.

Познавательные умения:

-ориентироваться в своей системе знаний

(определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы используя память и логическое мышление.

(10 минут)

Цель этапа урока: повторение понятий, необходимых для выполнения практической работы.

Вспомните какие классы неорганических соединений мы изучили? (металлы, неметаллы, оксиды, кислоты, основания, соли).

Назовите основные кислоты и названия их солей.

Прежде чем мы приступим к выполнению практической работы повторим технику безопасности работы с реактивами:

При выполнении практической работы нужно соблюдать общие правила техники безопасности, а именно:

1)Вещества нельзя пробовать на вкус.

2)Нюхать вещества можно лишь осторожно, направляя к себе их пары легким движением руки.

3)Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.

4)Нужно следить, чтобы вещества не попадали на кожу рук и лица. При их попадании надо немедленно смыть большим количеством воды.

5)Обо всех неполадках немедленно сообщить преподавателю.

(Дать студентам расписаться в журнале регистрации инструктажей на рабочем месте).

(Студенты записывают тему, оборудование, реактивы в тетради для практических работ)

4.

Выполнение заданий практической работы включающий:

Предметные умения:

- изучить ход практической работы.

Познавательные умения:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Коммуникативные умения:

- точно и полно выражать свои мысли

Личностные умения:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Регулятивные умения:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке

-адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению

(65 минут)

 

Цель этапа урока: развивать умения наблюдать, анализировать и делать выводы.

Приступим к выполнению первого задания.

Прошу вспомнить, как можно распознать растворы неизвестных солей?

( с помощью качественных реакций на катионы или анионы данных солей)

Первый вариант выполняет задание под буквой А), второй под буквой Б) и третий под буквой В).

Для выполнения задания нужно:

Переписать задание в тетрадь.
Помните! Каждое вещество берется не более 1-2 мл.
Отмечайте, что наблюдаете. Каждому наблюдаемому явлению дайте объяснение. Результаты оформите в виде таблицы.

На выполнение задания дается 20 минут.

Что делали

Что наблюдали?
Объяснения

Уравнения реакций

Вывод

       

Задание № 1.

В трех пробирках находятся растворы солей:

А) карбонат натрия (Na2СОз), сульфат натрия (Na2S04), хлорид натрия (NaCl).

Б) хлорид бария ( ВаС12 ), хлорид меди ( CuCl2), хлорид никеля (NiCl2 ).

В) карбонат калия ( К2СО3), хлорид калия (КС1), фосфат калия ( К3РО4).

С помощью характерных реакций определите каждую соль. Напишите уравнения реакций. Подпишите названия веществ.

Закончили выполнение первого задания.

Вспомним что такое амфотерность? ( это способность проявлять двойственную природу, т.е. взаимодействовать с кислотами и щелочами).

Первый вариант выполняет задание под буквой А), второй под буквой Б) и третий под буквой В).

Задание № 2.

1.Получите амфотерный гидроксид :

А) алюминия (А1)

Б) цинка ( Zn )

В) хрома ( Сг)

(для этого в две пробирки налейте по 1-2 мл. раствора соли данного металла и по каплям добавьте поочередно в пробирки раствор щелочи до появления осадка - гидроксида металла).

2. Проделайте реакции подтверждающие амфотерные свойства полученного гидроксида металла.
А) с кислотой (НС1) -1 пробирка.
Б) с избытком щелочи (
NaOH ) - 2 пробирка.

3.Напишите уравнения всех реакций. Подпишите названия веществ.

На выполнение задания дается 10 минут

Приступаем к выполнению следующего задания.

Вспомним что такое гидролиз? (это реакции обмена между некоторыми солями и водой)

Результаты опытов оформите в виде таблицы.

Что делали

Что наблюдали?
Объяснения

Уравнения реакций в молекулярной и ионной (полной и сокращенной) формах.

Вывод

       

На выполнение третьего задания дается 20 минут.

Задание № 3.

Испытайте растворы трех солей индикатором:

A)NaCl; Na2C03; А1С13.
Б)КС1;
K2C03; ZnCl2.

B)NaCl; К2С03; А1С13.

Напишите уравнения гидролиза солей в ионном и молекулярном виде.

Последнее задание связано с практическим осуществлением цепочек превращений.

Вспомните в чем суть генетической взаимосвязи между неорганическими соединениями.

(Вещества взаимодействуют между собой и из одних веществ можно получить другие).

Задание № 4.

Осуществить практически цепочку превращений

А) Fe –> FeCl2–> Fe(OH)2–> FeSO4

Б ) CuO–> CuSO4–> Cu(OH)2–> CuCl2

В ) Zn–> ZnCl2–> Zn(OH)2–> Na2[Zn(OH)4]

Напишите уравнения реакций. Расставьте коэффициенты. Назовите вещества.

На выполнение задания дается 15 минут.

5.

Рефлексия учебной деятельности, включающий:

- оценку обучающимися собственной деятельности на уроке.

- постановку цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания)

Личностные умения:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные умения:

- осуществлять самоконтроль;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще повторить.

(10 минут)

Литература:

Химия для профессий и специальностей технического профиля, автор О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов Издательский центр «Академия» Москва -2015

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77798a0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_01.swf - Ресурсы ЦОР

http://alex-schule.narod.ru/novost/him.htm

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии.

10-11 классы. Мультимедийное

пособие.

Цель этапа урока: подвести итоги урока, выяснить самооценку уровня овладения знаниями, нацелить на выполнение самостоятельного задания.

Подведение итогов урока:

Поднимите руку, кто поставил себе за выполнение работы отметку «отлично»

Есть ли студенты, которые не справились с выполнением заданий?

У кого возникли трудности при выполнении заданий практической работы?

Какие трудности у вас возникли?

(Выяснить в чем были трудности. Дать рекомендации какие темы нужно повторить).

Прошу привести в порядок выданное оборудование, поставить все реактивы в лоток.

Оцените свою работу.

Для этого напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню усвоенных вами знаний.

Запишите задание для самостоятельной работы.

Подготовить сообщение на тему: «Оксиды, основания и соли, используемые в строительных работах».

Комментарии
Комментариев пока нет.