Методическая разработка конспекта урока «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский колледж архитектуры и строительства»
Методическая разработка конспекта урока
по теме: «Решение экспериментальных
задач по неорганической химии»
Выполнила преподаватель: Пивкина Н.В.
г. Пенза 2016 г.
Конспект урока. Преподаватель: Пивкина Н.В.
Предмет |
Химия |
Группа |
2 курс |
Тип урока |
Практическое занятие |
Тема |
Решение экспериментальных задач по неорганической химии. |
Цель |
Уметь практически осуществлять реакции, описывать результаты наблюдений, делать выводы, пользоваться таблицей «Растворимость кислот, оснований и солей в воде» и химическим оборудованием. Знать свойства классов неорганических соединений, правила техники безопасности. |
Задачи урока |
Организовать деятельность студентов, способствующих развитию наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы. Организовать познавательную активность, упорство при достижении цели. |
Основные термины, понятия |
Качественные реакции на катионы и анионы, названия солей, кислот, оснований. |
Организация пространства |
|
Форма работы |
Ресурсы |
Фронтальная Индивидуальная Работа в парах |
Оборудование: штативы для пробирок, пробирки, таблицы для определения катионов и анионов. Реактивы: цинк, железо, оксид меди, соляная и серная кислоты, гидроксид натрия, растворы солей, индикатор лакмус. |
Дидактические задачи этапов урока.
Этапы урока |
Дидактические задачи |
Организационный |
Подготовка студентов к работе на уроке. |
Постановка учебной цели и задач |
Формулировка цели урока и постановка учебных задач. |
Актуализация опорных знаний |
Активизация мыслительных процессов (внимание, память). |
Выполнение заданий практической работы |
Создание условий для восприятия, осмысления и применения практических навыков. |
Рефлексия учебной деятельности |
Анализ и оценка успешности достижения цели. |
Технология изучения
№ п.п. |
Этапы урока |
Содержание урока |
||||||||||||||||
1-2 |
Организационный момент, постановка учебной цели включающий: настрой обучающихся на учебную деятельность, постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном уроке описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока. (5 минут) |
Цель этапа урока: обозначить цель урока, поставить задачи этапов, наметить пути их реализации. Сегодня на уроке мы обобщим все знания по неорганической химии и выполним практическую работу. Цель урока: обобщить знания о химических свойствах классов неорганических веществ и применить их для выполнения заданий практической работы. Тема нашего урока: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии». Задачи: !)Провести опыты по распознаванию растворов выданных солей. 2) Провести опыты, связанные с получением амфотерного гидроксида и доказать его амфотерность. 3) Провести опыты, связанные с гидролизом солей. 4) Осуществить практически цепочку превращений. |
||||||||||||||||
3. |
Актуализация опорных знаний, включающий: повторение ранее изученного материала. Коммуникативные умения: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Предметные умения: - давать правильные определения химических понятий. Познавательные умения: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы используя память и логическое мышление. (10 минут) |
Цель этапа урока: повторение понятий, необходимых для выполнения практической работы. Вспомните какие классы неорганических соединений мы изучили? (металлы, неметаллы, оксиды, кислоты, основания, соли). Назовите основные кислоты и названия их солей. Прежде чем мы приступим к выполнению практической работы повторим технику безопасности работы с реактивами: При выполнении практической работы нужно соблюдать общие правила техники безопасности, а именно: 1)Вещества нельзя пробовать на вкус. 2)Нюхать вещества можно лишь осторожно, направляя к себе их пары легким движением руки. 3)Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе. 4)Нужно следить, чтобы вещества не попадали на кожу рук и лица. При их попадании надо немедленно смыть большим количеством воды. 5)Обо всех неполадках немедленно сообщить преподавателю. (Дать студентам расписаться в журнале регистрации инструктажей на рабочем месте). (Студенты записывают тему, оборудование, реактивы в тетради для практических работ) |
||||||||||||||||
4. |
Выполнение заданий практической работы включающий: Предметные умения: - изучить ход практической работы. Познавательные умения: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные умения: - точно и полно выражать свои мысли Личностные умения: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Регулятивные умения: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; -под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке -адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению (65 минут)
|
Цель этапа урока: развивать умения наблюдать, анализировать и делать выводы. Приступим к выполнению первого задания. Прошу вспомнить, как можно распознать растворы неизвестных солей? ( с помощью качественных реакций на катионы или анионы данных солей) Первый вариант выполняет задание под буквой А), второй под буквой Б) и третий под буквой В). Для выполнения задания нужно: Переписать задание в тетрадь. На выполнение задания дается 20 минут.
Задание № 1. В трех пробирках находятся растворы солей: А) карбонат натрия (Na2СОз), сульфат натрия (Na2S04), хлорид натрия (NaCl). Б) хлорид бария ( ВаС12 ), хлорид меди ( CuCl2), хлорид никеля (NiCl2 ). В) карбонат калия ( К2СО3), хлорид калия (КС1), фосфат калия ( К3РО4). С помощью характерных реакций определите каждую соль. Напишите уравнения реакций. Подпишите названия веществ. Закончили выполнение первого задания. Вспомним что такое амфотерность? ( это способность проявлять двойственную природу, т.е. взаимодействовать с кислотами и щелочами). Первый вариант выполняет задание под буквой А), второй под буквой Б) и третий под буквой В). Задание № 2. 1.Получите амфотерный гидроксид : А) алюминия (А1) Б) цинка ( Zn ) В) хрома ( Сг) (для этого в две пробирки налейте по 1-2 мл. раствора соли данного металла и по каплям добавьте поочередно в пробирки раствор щелочи до появления осадка - гидроксида металла). 2. Проделайте реакции подтверждающие амфотерные свойства полученного гидроксида металла. 3.Напишите уравнения всех реакций. Подпишите названия веществ. На выполнение задания дается 10 минут Приступаем к выполнению следующего задания. Вспомним что такое гидролиз? (это реакции обмена между некоторыми солями и водой) Результаты опытов оформите в виде таблицы.
На выполнение третьего задания дается 20 минут. Задание № 3. Испытайте растворы трех солей индикатором: A)NaCl; Na2C03; А1С13. B)NaCl; К2С03; А1С13. Напишите уравнения гидролиза солей в ионном и молекулярном виде. Последнее задание связано с практическим осуществлением цепочек превращений. Вспомните в чем суть генетической взаимосвязи между неорганическими соединениями. (Вещества взаимодействуют между собой и из одних веществ можно получить другие). Задание № 4. Осуществить практически цепочку превращений А) Fe –> FeCl2–> Fe(OH)2–> FeSO4 Б ) CuO–> CuSO4–> Cu(OH)2–> CuCl2 В ) Zn–> ZnCl2–> Zn(OH)2–> Na2[Zn(OH)4] Напишите уравнения реакций. Расставьте коэффициенты. Назовите вещества. На выполнение задания дается 15 минут. |
||||||||||||||||
5. |
Рефлексия учебной деятельности, включающий: - оценку обучающимися собственной деятельности на уроке. - постановку цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания) Личностные умения: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные умения: - осуществлять самоконтроль; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще повторить. (10 минут) Литература: Химия для профессий и специальностей технического профиля, автор О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов Издательский центр «Академия» Москва -2015 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77798a0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_01.swf - Ресурсы ЦОР http://alex-schule.narod.ru/novost/him.htm Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. Мультимедийное пособие. |
Цель этапа урока: подвести итоги урока, выяснить самооценку уровня овладения знаниями, нацелить на выполнение самостоятельного задания. Подведение итогов урока: Поднимите руку, кто поставил себе за выполнение работы отметку «отлично» Есть ли студенты, которые не справились с выполнением заданий? У кого возникли трудности при выполнении заданий практической работы? Какие трудности у вас возникли? (Выяснить в чем были трудности. Дать рекомендации какие темы нужно повторить). Прошу привести в порядок выданное оборудование, поставить все реактивы в лоток. Оцените свою работу. Для этого напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню усвоенных вами знаний. Запишите задание для самостоятельной работы. Подготовить сообщение на тему: «Оксиды, основания и соли, используемые в строительных работах». |